Кафедральный собор Палермо
- 1 year ago
- 0
- 0
Новый кафедральный собор ( фин. Viipurin tuomiokirkko ) — с 1893 года по 1940 год — главная лютеранская церковь Выборга , ныне не сохранившаяся. В 1925 году получила статус кафедрального собора Выборгской епархии .
В Выборге действовали две лютеранские общины: шведско-немецкая ( собор Петра и Павла ) и финская (церковь сельского прихода, бывший собор доминиканского монастыря ). Так как во второй половине XIX века церковь сельского прихода уже не могла вместить всех прихожан финской общины, было принято решение о строительстве нового, большего по размерам здания кирхи для финской городской общины, образованной в 1881 году. Архитектурный конкурс выиграл выборгский архитектор Эдуард Диппель .
Строительство нового краснокирпичного здания в неоготическом стиле на углу Екатерининской (ныне — Крепостной ) и Поссеской (ныне — Советской улиц ) началось в 1889 году, а 3 декабря 1893 года церковь была освящена. Таким образом, серьёзное для конца XIX века архитектурно-градостроительное решение было воплощено за сравнительно короткий срок. Участки напротив заняли резиденция губернатора и дом Виклунда , по соседству расположились Выборгский почтамт и здание финской народной школы . Так сформировался новый городской центр. Новым собором гордились жители города и восхищались гости, которые называли его «Выборгский Нотр-Дам ». С конца XIX века величественная неоготическая кирха изображалась на многих открытках с видами города. Новый кафедральный собор запечатлел на своих работах выдающийся финский художник Хуго Герхард Симберг .
В дальнейшем, в условиях развития функционализма как передового стиля финского зодчества 1920-х — 1930-х годов, теоретики современной архитектуры стали критически отзываться о художественных достоинствах неоготического храма, противопоставляя ему такие лишённые украшений сооружения, как здание выборгской библиотеки , возведённое поблизости по проекту Алвара Аалто . В частности, Уно Ульберг , занимавший пост главного архитектора Выборга, считал, что собор не имеет ни исторической, ни архитектурной ценности.
Здание кирхи получило большие повреждения во время Советско-финляндской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны . В декабре 1939 года от бомбардировки советской авиацией пострадала апсида собора. В 1940 году после передачи города СССР ленинградская комиссия по охране памятников отнесла собор к списку ценных архитектурных объектов , но восстановлен он не был. Ещё больший ущерб нанесли зданию авиационные бомбёжки в ходе Великой Отечественной войны . В октябре 1941 года архитектором Уно Ульбергом был разработан план восстановления Выборга, согласно которому предполагалась разборка здания храма до уровня фундамента со строительством новой кирхи в современном стиле. Финскими властями этот проект не был претворён в жизнь, но в 1953 году, уже при советской власти, стены храма были взорваны под предлогом строительства нового здания Выборгского театра , которое, однако, так и не началось. Участи разрушенного храма избежал приходской дом , переданный под размещение учреждений культуры.
Экстерьер собора сочетал в себе утончённость готического шпиля с монументальностью основного объёма здания, а интерьер представлял собой величественный зал с расписными сводами, алтарём и большим органом. Зал вмещал около 1800 прихожан. Здание имело три ориентированных с востока на запад нефа , ближе к алтарю пересекавшихся трансептом (поперечным нефом). К залу примыкали хоры с пристроенным помещением капеллы . Западный фасад украшала высокая четырёхгранная колокольня, по бокам от которой находились две небольшие лестничные башни . На колокольне высотой 70 метров было три колокола, низкий звук которых разносился очень далеко. Небольшой башенкой с крестом был украшен конёк крыши над средокрестием . Монументальность постройке придавали типичные готические элементы: мощные контрфорсы и аркбутаны , усиливавшие наружные стены, а также вытянутые окна с крестоцветами .
Вход с запада, оформленный полуциркулярным порталом, украшал высокий треугольный фронтон ( вимперг ), дополненный небольшими колоннами в уступе и характерными орнаментами в архивольте . Перед западным фасадом собора в 1908—1940 годах находился памятник Микаэлю Агриколе , давший собору второе название — «Агрикольский» (в настоящее время его копия размещена у собора Петра и Павла ).
Своды церкви были расписаны художником Пеккой Халоненом , резная деревянная кафедра была работы скульптора . В 1895 году финский органный мастер датского происхождения Йенс Александер Цакариассен изготовил для храма 45-регистровый орган (в то время — самый большой в Финляндии). Этот инструмент заменили в 1929—1930 гг. ещё более крупным органом фирмы «Братья Ригер» ( ), изготовленным в Силезии . Инструмент имел 76 регистров, 4 ручных клавиатуры, педаль, более 4500 труб и относился к числу крупнейших в Северной Европе.
, алтарное изображение было создано живописцемК настоящему времени сохранились фундамент и цоколь здания с подземной частью. Центр средокрестия собора отмечен клумбой с постаментом из гранитных блоков взорванного собора, на котором в послевоенное время размещался памятник Сталину , затем — изображавшая пионеров скульптурная композиция «Счастливое детство» , позднее — декоративный вазон . С 21 апреля 2017 года на постаменте с вазоном находится памятная гранитная плита, посвящённая истории храма. Она установлена по инициативе петербургского архитектора-реставратора Игоря Львова .
На участке между библиотекой и собором в разные периоды времени появились военные и гражданские захоронения (более 900 человек, в основном жителей Выборга). В Финляндии издана книга, которая посвящена этим захоронениям. Различить очертания просевших могил нетрудно: поверхность земли в этом месте волнообразная . На этом кладбище у южной стены собора в 1921—1940 годах размещался памятник белофиннам . Неоднократно предпринимались попытки благоустройства места захоронений рядом с собором, превращённого в место отдыха горожан. С 1993 года на месте памятника белофиннам по проекту архитектора Юхи Ланкинена установлена мемориальная плита «Памяти похороненных жителей Выборга» с надписью на четырёх языках.