Interested Article - Донгзыонг

Донгзыонг ( вьетн. Đồng Dương , тьы-ном 東陽 ) — руины комплекса кирпичных тямских монументов, расположенные в центральной части Вьетнама (уезд Тхангбинь провинции Куангнам ), в 20 км на юго-восток от другого важного памятника — Мишона . Донгзыонг — один из самых ранних буддийских архитектурных памятников в Юго-Восточной Азии, бывший крупным буддийским центром региона . Частично изучен французской экспедицией под руководством Анри Пармантье осенью 1902 года , во время Вьетнамской войны был сильно разрушен .

Влияние донгзыонгской скульптуры на искусство Тямпы огромно; в его честь назван скульптурный и архитектурный стиль . Кроме самого Донгзыонга к нему принадлежит два храма Мишона , A10 и B4 . После краткого всплеска популярности буддизма Тямпа снова вернулась к шиваизму , ввиду чего других аналогичных крупных тямских буддийских комплексов не существует . в Дананге содержит множество артефактов из Донгзыонга, однако они размещены там без всякого порядка, что затрудняет работу с ними археологов, а также их датировку и идентификацию .

Общие сведения

Современное состояние руин (2017)

Донгзыонг был основан королём Индраварманом II на территории столицы как буддийский монастырь направления махаяна , он назывался «Лакшминдра Локешвара» и посвящён Авалокитешваре , хранителю династии Индрапуры . Хотя Донгзыонг — буддийский комплекс, его название сочетает имена божеств из индуизма ( Лакшми , Индра ) и буддизма ( Локешвара ) ; кроме того, там находится несколько статуй индуистских божеств Шивы и Лакшми , а также тямской богини-матери Уроджи . Датировка зданий затруднена, найдено две стелы, относящие постройки внутреннего двора I к 875 году, другие же возведены в начале X века . Храмы башенного типа ( каланы ) полностью выполнены из кирпича, за исключением каменных дверных проёмов — это характерная особенность тямских храмов .

В 979 году тямский король попытался взять Хоалы , а спустя два года заключил в тюрьму дайвьетских послов, прибывших с целью установления дипломатических отношений. В ответ в 982 году император Дайвьета Ле Дай-хань атаковал Тямпу. В ходе карательной экспедиции Парамешвар был убит, а множество тямских памятников разрушено; Донгзыонг разграбили и сожгли, статуя Авалокитешвары с алтаря Главного храма была заблаговременно вынесена из него и спрятана в яме, пересыпанная песком, галькой и кирпичами .

Донгзыонг был покинут тямами и постепенно зарос джунглями, хотя даже в середине XIX века в прессе его упоминали как известную достопримечательность . Руины обнаружены в 1902 году архитектором Анри Пармантье , в то время ни одно из основных строений ещё не было разрушено . Пармантье повёл экспедицию к руинам Мишона и Донгзыонга . Он изучил, зарисовал и описал встреченные монументы, а фотограф Шарль Карпо сделал их фотоснимки; все эти данные вошли в книгу Inventaire descriptif des monuments cams de l’Annam (1908, 1918) . Для этой экспедиции колониальное правительство выделило сумму в 1500 пиастров . Перед этим Пармантье посетил и описал целый ряд тямских руин, руководствуясь книгой Французской школы Дальнего Востока Inventaire sommaire des monuments Chams de l’Annam . Помимо двоих французов в экспедиции участвовало множество нанятых в соседних деревнях вьетнамцев; им щедро платили за уборку мусора и расчистку руин от растительности . Работы в Донгзыонге начались 7 сентября 1902 года и окончились 26 ноября в связи с проведением Школой Дальнего Востока конференции . Рабочие расчистили более 6500 м², однако эта территория всё равно не включала все строения, экспедиция не успела выполнить свою цель, а после конференции Пармантье в Донгзыонг не вернулся . Донгзыонг начали постепенно разграблять, и в 1935 году большинство донгзыонгских статуй осело в Дананге, в Музее тямской скульптуры; в Ханое в ; а также во французском Музее Гиме . К несчастью для Донгзыонга в 1907 году Камбоджа передала Франции несколько провинций, где находились крупные архитектурные комплексы, в том числе Ангкор-Ват ; все дальнейшие усилия французской археологии были брошены на него, а о Донгзыонге забыли .

Пармантье опубликовал несколько описаний Донгзыонга в 1903, 1909 и 1918 годах, основные надписи были переведены в публикации Луи Фино ( фр. Louis Finot ) 1904 года ; также Донгзыонг и другие тямские памятники были описаны кхмерологом .

Последние крупные разрушения произошли во время Вьетнамской войны . Ныне рядом с комплексом находится одноимённая деревня. По состоянию на начало 2000-х годов сохранились лишь фрагменты главной стены Центрального храма и поваленная каменная стела . В 2003 году правительство Вьетнама присвоило Донгзыонгу статус памятника тямской культуры .

Скульптура

Страж-дварапала

Скульптура Донгзыонга демонстрирует некоторое китайское влияние, но в целом она очень оригинальна. К примеру, лица охранников-дварапал изображают гнев, как и в китайском искусстве, но как одежда, так и черты их внешности явно тямские: крупные носы, широко открытые глаза, толстые губы и густые усы . Китайские следы в искусстве Тямпы крайне малочисленны . Некоторые статуи из Донгзыонга очень напоминают скульптуру соседнего Бапнома , исторически сильно повлиявшую на тямскую .

Наиболее характерные черты донгзыонгских статуй — лица: у них узкий лоб, ограниченный снизу волнообразной бровью , миндалевидные глаза, широкие носы с горбинкой, короткие подбородки. Уголки пухлых губ смотрят вверх, однако скульптуры никогда не улыбаются . Все скульптуры царей выполнены совершенно идентично, поэтому определить, кого они изображают, невозможно . Дварапалы Донгзыонга — самые высокие свободно стоящие скульптуры, созданные тямами: их высота достигает 2,18 м .

В донгзыонгской скульптуре впервые появляется тщательная проработка спины: в то время в храмах начали изготовлять ретабло , позволявшие смотреть на алтарную скульптуру с трёх сторон, что привело к отходу от традиции исключительно фронтального изображения .

Статуя Авалокитешвары

Бронзовая статуя Авалокитешвары

Сохранилось несколько донгзыонгских бронзовых скульптур, отлитых по восковым моделям, а затем гравированных (брови, волосы и другие мелкие детали). Примером может служить статуя Авалокитешвары в женской ипостаси. В 1978 году местные жители обнаружили в 50 метрах от Главного храма на глубине более метра 114-сантиметровую бронзовую статую в прекрасном состоянии . Это крупнейшая известная бронзовая статуя тямской работы . Исходя из совпадения размеров и формы статуи с отверстием в центре алтаря Главного храма, было заключено, что это изображение главного божества — Авалокитешвары .

Эта скульптура интересна тем, что изображает Авалокитешвару в женском обличье, в отличие от подавляющего большинства остальных его изображений из Юго-Восточной Азии . Всего известно лишь три тямские статуи женского воплощения этого бодхисаттвы , среди них только одна бронзовая . Причина, по которой выбрана именно женская ипостась Авалокитешвары, не ясна. Существует две основные теории — глубокий интерес Индравармана к тантре , либо попытка правителя смешать индуизм и буддизм и сделать поклон в сторону матрилокальных и матрилинейных традиций тямов . Предположение о том, что статуя могла быть установлена в честь матери или жены Индравармана, Раджакулы Харадеви ( санскр. राजकुल हरदेवी , IAST : Rājakula Haradevī ), следует признать не соответствующим действительности: Харадеви пережила мужа, а его мать не упоминается ни в одном источнике .

Лоб статуи украшал драгоценный камень, от которого осталась только оправа; углубление на месте бровей свидетельствует о том, что там была инкрустация металлом или камнем . Глаза статуи инкрустированы белым стеклом, камнем и хрусталём . В левой руке статуя держала конх , в правой — цветок лотоса . Выражение лица богини сурово, это отличает тямскую традицию от других стран Юго-Восточной Азии, где всепрощающий Авалокитешвара изображается великодушным и сострадающим .

Уникальная для буддийского искусства Юго-Восточной Азии особенность скульптуры — её головной убор, на котором изображён Будда, он находится в положении сидячей медитации, а его правая рука касается земли . Из одежды статуя носит лишь саронг , повязанный на тямский манер; возможно, её одевали в соответствующие сезону и праздникам одежды, а также в ткани и украшения, подносимые прихожанами, как в Мишоне .

Изначально статуя была опознана Жаном Буасселье как Тара . Неверная идентификация связана с тем, что нашедший её житель соседней деревни Донгзыонг по имени Ча Гап ( Trà Gặp ) отломил конх и цветок лотоса от пальцев Авалокитешвары и оставил себе, однако полиция позже конфисковала их и передала властям коммуны Биньдинь. Приехавший за статуей представитель провинциальной администрации не сообщил полиции о своём приезде, из-за чего конх и лотос остались в коммуне как артефакты, а статуя отправилась в Музей тямской скульптуры в Дананг . В 2002 году руководитель коммуны Нгуен Динь Тхьеп привёз фрагменты статуи исследователям .

Описание комплекса

«Европейский Будда» из двора I

Цепь строений Донгзыонга чётко ориентирована по оси «восток-запад», она растянулась более чем на 1,3 км (что делает Донгзыонг крупнейшим буддийским монастырём Тямпы) и огорожена прямоугольной стеной, а внутри разделена на несколько частей . Пройдя главные ворота, человек оказывался на длинной прямой дороге общей длиной 760 м, справа от него находился прямоугольный резервуар с водой, окружённый широкими валами, слева — неисследованная цепь кирпичных строений . Возле каждой гопуры стояло по две колонны- стамбхи , опоясанных кольцами, возле каждой из которых было возведено по меньшей стамбхе. Они напоминают китайские и вьетнамские ступы-башни, а также ступы на вотивных табличках Дваравати , однако в тямском искусстве подобные колонны больше не встречаются .

Двор I

Пройдя первую гопуру, человек оказывался во дворе I, где находилась характерная тямская вихара с деревянной крышей, окружённая колоннами . В западной части вихары (напротив входа) на трёхступенчатом алтаре располагалась статуя сидящего Будды с расставленными в стороны ногами, за эту позу его прозвали «Европейским» . Содержание резьбы на алтаре полностью не выяснено. Вихару посещали не только монахи, но и простые прихожане, оставлявшие подношения и молившиеся там .

Двор II

За следующей гопурой был расположен двор II с храмом и зданием с колоннадой, украшения на колоннах имели общие черты с мишонскими , а также с колоннами в гроте «Воздух» в горах . В этом строении монахи и жрецы готовились к церемониям, проходившим в главном храме, находящемся непосредственно за ним . Вход в этот двор охраняли два дхармапалы .

Двор III

За последней, самой богато украшенной гопурой — внутренний двор III со множеством строений и мандапой , они разделены на храмовые комплексы . Здесь же размещался кирпичный калан (Главная башня) и Центральная башня с четырьмя проёмами . Вокруг Главной башни в беспорядке было расположено девять святилищ, в которых по-видимому поклонялись тямским правителям -буддистам и их семьям; поклонение правителям-индуистам происходило в Мишоне . Храмовые алтари Донгзыонга всегда располагались у западной стены, так что посетители не могли встать у спины находившегося на алтаре изображения Будды .

У западной стены Главного храма находился крупный пьедестал размерами 396 × 360 × 81,5 см, на котором стоял алтарь со статуей Авалокитешвары . Одна из стел упоминает возведение на главном алтаре статуи данного божества, но ни Пармантье, ни Буасселье не рассматривали такой возможности: Пармантье счёл, что алтарь слишком мал для скульптуры и в своих набросках поместил туда лингам , а Буасселье, указывая на малую вероятность найти на алтаре буддийского храма индуистский лингам, считал, что вместо него находился реликварий . Археолог в 1962 году выдвинул гипотезу о том, что на алтаре находилась именно статуя Авалокитешвары, она подтвердилась после обнаружения статуи в 1978 году .

В дворе III была обнаружена стела, содержащая сведения о том, что храмовый комплекс Донгзыонг был возведён Индраварманом II под названием «Лакшминдра Локешвара»: «Лакшминдра» — первая часть личного имени Индравармана (Лакшминдра Бхумисвара Грамасвамин, санскр. लक्ष्मीन्द्र भूमिस्वर ग्रामास्वामी ), она означает имя дарителя, а слово «Локешвара», буквально «властелин мира», — синоним Авалокитешвары . По одной из теорий, строительство Индраварманом Донгзыонга подняло статус Авалокитешвары: второстепенный бодхисаттва превратился в главное божество Тямпы .

Комментарии

  1. По другим данным, богиню-прародительницу звали По-Нагар

Примечания

  1. .
  2. , p. 31.
  3. .
  4. , p. 40.
  5. , p. 9.
  6. , p. 43.
  7. , p. 5.
  8. , Gods and their representation.
  9. , p. 32.
  10. , p. 13.
  11. , p. 8.
  12. , p. 11.
  13. , p. 3.
  14. , p. 1.
  15. , p. 14.
  16. , p. 16.
  17. , p. 17.
  18. Louis Finot. (фр.) // Bulletin de l'Ecole française d'Extrême-Orient. — 1904. — Vol. 4 , n o 1 . — P. 83—115 . 2 июня 2018 года.
  19. , p. 12.
  20. , p. 49.
  21. , p. 69.
  22. , p. 11.
  23. , p. 6.
  24. , p. 15.
  25. , p. 16.
  26. , p. 10.
  27. .
  28. , p. 7.
  29. , p. 21.
  30. , p. 440.
  31. , p. 29.
  32. , p. 14.

Литература

  • Emmanuel Guillon. (англ.) . Oxford University Press . Дата обращения: 27 ноября 2016.
  • Emmanuel Guillon and Dawn F. Rooney. (англ.) . Oxford University Press . Дата обращения: 27 ноября 2016.
  • Trian Nguyen. (англ.) // Artibus Asiae. — 2005. — Vol. 65 , no. 1 . — P. 5—38 .
  • Pierre Baptiste. (фр.) // Art Absolument. — 2005. — N o 14 . — P. 35—49 .
  • Hubert J.F. (англ.) . — Parkstone International, 2012. — (Temporis). — ISBN 9781780429649 .
  • Пармантье, Анри . Chapitre VIII // Inventaire descriptif des monuments Čams de l'Annam. — l'École française d’Extrême-orient, 1908.
  • Jean Boisselier. (фр.) // Bulletin de l'Ecole française d'Extrême-Orient. — 1984. — Vol. 73 , n o 1 . — P. 319—338 .
  • Andrew Hardy, Mauro Cucarzi and Patricia Zolese. Champa and the Archaeology of My Son (англ.) . — 2-е изд.. — NUS Press, 2012.
  • Jean-François Hubert. The Art of Champa. — Parkstone International, 2015. — ISBN B016XN180S.
Источник —

Same as Донгзыонг