Митта, Александр Наумович
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Наумович Асаркан (1930—2004) — литератор, критик театра и кино, участник позднесоветского литературного андеграунда. Творческой манерой Асаркана стало посылание открыток друзьям и знакомым.
Родился в 1930 году в Москве. В 1945 году написал и расклеил на столбах листовки против войны с Японией. Там были такие слова:
Американцы, которые видели кровь, только когда брились, пусть они и воюют, нам незачем проливать свою кровь .
Его нашли, сразу завели дело, но посадили его только в 1950-м. В 1951-м он оказался в ЛТПБ — Ленинградской тюремно-психиатрической больнице. Диагноз — «эмоциональная тупость». В вагоне, в котором его везли в ЛТПБ, Асаркан познакомился с Павлом Улитиным , а в самой больнице и с Юрием Айхенвальдом , с которыми они останутся лучшими друзьями.
Освобожден из ЛТПБ в 1954 году.
В 1960-х годах Асаркан и Улитин были завсегдатаями кафе «Артистическое» в Камергерском переулке. Это было важное место [ что? ] . Зиновий Зиник о кафе того времени вспоминает так:
Мифология диссидентской кухни, с грязной посудой в раковине и перемыванием косточек членов Политбюро вокруг кухонного стола — уже давно общее место в славистике всех времен и народов. Однако параллельно кухонному быту российского духа в Москве 60-х − 70-х годов проходила не менее загадочная по своей нелепости жизнь изгоев иного рода — завсегдатаев кафе, заведений с грязнотцой, столовок и всяческих забегаловок. Эта жизнь, нигде, кроме, пожалуй, анналов Лубянки, не зафиксированная, сохранилась, по сути дела, лишь в устном фольклоре и в нем же и захирела. Кухня той эпохи была манифестацией гражданской совести. Кафе − поиском нового языка. Открывая дверь кафе, участники кофейной жизни сознательно говорили гуд бай всему советскому, выпадали из истории советской страны. Во всяком случае так, по крайней мере, им казалось .
В кафе «Артистическое» Асаркан устроил первый публичный концерт Булата Окуджавы .
В 1980 г. Асаркан эмигрировал в Италию, прожил несколько месяцев в Риме, но получить возможность постоянного проживания не смог по бюрократическим причинам, как пишет филолог Илья Кукулин , после чего переехал в США .
Умер в 2004 году в Чикаго.
Художник-постановщик, искусствовед, теоретик театра пишет:
Тема его знаменитых открыток берет начало в недрах биографии, он жил с дядей и тетей в Москве и посылал открытки родственникам в Польшу. Содержание было типовое: да здравствуют наши вожди, далее по списку. Поименно. Обширный список нужно было уместить на ограниченной территории открытки. Ничего хорошего такая форма детского патриотизма не обещала. Однако, полагаю, здесь и возникло представление о композиции будущих открыток .
А. Н. Асаркан разработал в 1950—1960-х годах новый художественный жанр открыток на основе писем. Он посылал их своим друзьям, используя методы монтажа и коллажа. Открытки становятся художественным высказыванием Асаркана . А мемуаристы из театральной среды с уверенностью называют его одним из ведущих московских театральных и кинокритиков 1960-х годов, как пишут Мария Майофис и Илья Кукулин .
После смерти А. Н. Асаркана сложился его культ в узком кругу, среди тех, кто его помнил, как пишет Ирина Уварова . Но и при жизни у него был свой «колледж», куда входили Зиновий Зиник , Владимир Паперный , Михаил Айзенберг и многие другие .
В 2006 году на сайте появился спецпроект «Асаркан», где стали публиковать сканы открыток и воспоминания о нем. До сих пор это собрание самой полной коллекции асаркановских открыток .