Собчак, Анатолий Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Анато́лий Алекса́ндрович Эра́рский (1851, Острогожск — 1897, Москва ) — русский музыкант, композитор, дирижёр и педагог, организатор и руководитель детского оркестра, известного в России в 90-е годы XIX века.
Анатолий Александрович Эрарский родился в 1851 году в бедной семье в городе Острогожске Воронежской губернии . Стремясь получить музыкальное образование, юношей отправляется пешком в Москву . По пути около года работает рабочим на кожевенном заводе, копя деньги на дорогу. В Москве сперва подрабатывает помощником фотографа, посвящая свободное время самостоятельному обучению игре на фортепьяно. Вскоре начинает зарабатывать себе на жизнь в качестве тапёра и настройщика инструментов. Берёт уроки игры на фортепьяно у Ю. К. Арнольда и А. И. Дюбюка . Талант и мастерство начинающего музыканта были замечены Н. Г. Рубинштейном , который в 80-е годы ввёл Эрарского в лучший музыкальный круг Москвы. С этого времени Эрарский аккомпанирует певцам и дает домашние уроки музыки. В эти же годы Эрарский женится. Жена Анатолия Александровича, Клавдия Николаевна Эрарская, также являлась неплохим музыкантом. Детей в браке не было.
Случайное предложение устроить в одной семье исполнение детских симфоний Гайдна и Ромберга , навело жену Эрарского на мысль о возможности создания специальных детских инструментов, которые были бы способны к серьёзному мелодическому употреблению. В 1887 году Эрарский совместно с женой создаёт детский оркестр, инструменты для которого частично изготавливает сам, а частично закупает в игрушечных лавках. Пишет для оркестра партитуры, аранжируя известные произведения для фортепьяно для оркестрового исполнения. Всего Эрарский инструментовал для оркестра свыше 50 пьес. В основу музыкального воспитания в своём оркестре Эрарский положил принцип самодеятельности и активного участия детей в ансамбле. Не требуя от детей виртуозности, но прививая им любовь к музыке, он высоко развивал в них музыкальность и хороший вкус. Специальные детские инструменты («дудофоны», «кларинофоны»), изготовленные по чертежам Эрарского на его собственные средства, представляли собой несложные клавишные инструменты типа фисгармоний , трубки которых воспроизводили звучание различных духовых, что позволяло детям без специальной технической подготовки исполнять оркестровые произведения. В 1889 году Эрарский познакомился с известным музыковедом и педагогом Степаном Васильевичем Смоленским , бывшим тогда директором Московского Синодального училища. От всей души полюбив оркестр Эрарского и став одним из самых ревностных его поклонников, Смоленский весной 1891 года устраивает Эрарского учителем музыки в Синодальное училище, предоставляет для оркестра зал училища и помогает снабдить оркестр смычковыми инструментами. Число учеников Эрарского возрастает до 55—60 человек, а оркестр начинает получать широкую известность. Специально для детского оркестра Эрарского пишут свои произведения первоклассные русские композиторы. С. И. Танеев для оркестра сочинил, инструментовал и сам отрепетировал целую симфонию. А. С. Аренский посвятил оркестру свою «Сказку», «Вальс» и фугу «Журавель». Также для оркестра писали музыку А. Н. Корещенко и А. К. Лядов . Несколько пьес для оркестра написал и сам Эрарский: «Гриб-боровик», «Кукушка», «Японская сказка». Высокую оценку оркестру дают Э. Ф. Направник , Н. А. Римский-Корсаков и П. И. Чайковский . О посещениях оркестра Чайковским вспоминает в своих мемуарах игравший в оркестре Л. Л. Сабанеев :
Когда П. И. Чайковский бывал в Москве, он всегда приходил навестить Детский оркестр, который всегда ему играл его сочинения в оркестровке Эрарского, причем, конечно, юные оркестранты здорово трусили. Один раз П. И. Чайковский даже сам решил продирижировать одной своей вещью (помню — это была «Песня без слов» из известного его сборника для фортепиано).
Как вспоминал С. В. Смоленский, Чайковский никак не хотел поверить, что в слышимом им исполнении не участвует настоящий гобой , настолько хорошо звучала в оркестре 1-я мелодиста, то есть маленькая народная фисгармония. В действительности оркестр был представлен группой смычковых инструментов (скрипки, виолончели, контрабасы), ударных (литавры, барабаны, треугольники), клавишно-духовых (дудофоны, мелодисты, кларинофоны) и двух роялей. По своему звучанию он напоминал малый симфонический оркестр.
Помимо упоминавшегося Л. Л. Сабанеева в детском оркестре Эрарского начинали свою музыкальную деятельность такие в дальнейшем известные музыканты и композиторы, как братья Александр Метнер и Николай Метнер , А. Ф. Гедике , дирижёр Ю. Н. Померанцев, певец В. Л. Нардов .
Педагогическая деятельность Эрарского была прервана в самом её расцвете быстро прогрессирующим психическим заболеванием. В 1895 году из-за болезни Эрарский работать уже не мог, а без его самоотверженного руководства не смог существовать и созданный им оркестр. Последний концерт детского оркестра состоялся 9 апреля 1895 года по старому стилю. Управлял оркестром на последнем его концерте Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов . Сам Анатолий Александрович Эрарский провёл два года в Преображенской больнице для душевнобольных, где и скончался 2 сентября 1897 года. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве. Надпись на могильной плите А. А. Эрарского гласит:
Основатель первого в России детского оркестра Анатолий Александрович Эрарский, сконч. 2 сент. 1897 г. на 47 году своей трудовой жизни на пользу русских детей.
Судьба оригинальных инструментов Эрарского не известна. По свидетельству Л. Л. Сабанеева в 1926 году они ещё хранились в Московском синодальном училище.
Эрарский писал музыку для фортепьяно. Известностью пользуется романс Эрарского на стихи Алексея Кольцова «Ах, не мне молодцу».