Interested Article - Ордонансгауз (Санкт-Петербург)
- 2021-06-05
- 1
Ордона́нсгауз (от фр. ordonnance — «приказ, указание, ордонанс » и нем. Haus — «дом»; букв. приказной дом ) — сооружённое в начале XIX века в классицистском стиле здание в Санкт-Петербурге , где в своё время размещался ордонансгауз, то есть комендантское управление. Расположено по двум адресам: Инженерная ул. , 5 и Садовая ул. , 3 .
История
В начале XVIII века территория, на которой сейчас расположено здание, не была застроена и последовательно относилась к саду-огороду императрицы Екатерины , охотничьему саду Анны Иоановны , оранжереям при Михайловском замке императора Павла .
В 1816 году было принято решение о возведении на этой территории Михайловского дворца по проекту Карла Росси . Архитектор составил план преобразования окружающей местности, выделявший площадь перед дворцом, а также кварталы «обывательских домов» и продлением Садовой улицы от Невского проспекта до Марсова поля . В 1822 году началась раздача участков, предназначенных под строительство этих «обывательских домов» . Здание ордонансгауза разместили на двух из шести участков, размеченных на территории между Инженерной, Садовой и Итальянской улицами, а также площадью Искусств .
Строительство ордонансгауза на Садовой улице продолжалось в 1824—1826 годах на основе проекта Карла Росси, соотносившегося с общим проектом ансамбля Михайловского дворца и прилегающих пространств и кварталов, однако имевшего свои собственные отличительные черты. Строительство велось под руководством архитектора А. А. Михайлова .
После окончания строительства в здание поместили ордонансгауз — городское комендантское управление, при котором, среди прочего, действовали военный суд и офицерские тюрьмы. Ордонансгауз, находившийся в здании на Садовой, согласно военной классификации, относился к первому (столичному) классу . С конца XVIII века до окончательного переезда на Садовую улицу в 1830-х петербургский ордонансгауз располагался в доме № 21 по Миллионной улице .
Встреча Лермонтова и Белинского
С 4 по 25 апреля 1840 года в этом доме содержался под арестом после дуэли с Эрнестом де Барантом, ожидая суда, М. Ю. Лермонтов . Здесь же его посетил В. Г. Белинский . Согласно некоторым источникам, это была их первая встреча .
Эта версия опровергается в некоторых источниках, свидетельствующих о строгости порядков в ордонансгаузе. Так, родственник и близкий друг поэта А. П. Шан-Гирей в своих знаменитых воспоминаниях о нём указывал, что «в ордонанс-гаузе к Лермонтову тоже никого не пускали, бабушка лежала в параличе и не могла выезжать» , тогда как Н. М. Сатин рассказывает о знакомстве Лермонтова и Белинского, как о произошедшем в 1837 году на Кавказе , хотя, согласно комментарию К. И. Тюнькина, впервые встретиться литературные деятели могли ещё раньше, у А.А. Краевского .
Как бы то ни было, в заключении в ордонансгаузе Лермонтов написал или переделал несколько стихотворений. По свидетельству Шан-Гирея, здесь были написаны « », « », дописана последняя строфа « » , хотя, зачастую (например, Э. Э. Найдичем ) эти работы датируются 1837 и относимые к заключению Лермонтова в феврале того года . Среди написанных под арестом было и стихотворение « », причём как Шан-Гирей , так и В. А. Соллогуб , утверждавший, что Лермонтов зачитывал ему это произведение будучи в ордонансгаузе, подтверждали, что у «соседки» есть реальный прототип (а именно заключённая дочь унтер-офицера) .
Белинский так описывает впечатления от этой встречи: «…Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть… Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём!» Кроме того, имеются сведения, что в ордонансгаузе состоялся творческий спор, повлиявший на дальнейшее восприятие поэта и критика .
Эпизод в ордонансгаузе получил освещение не только в воспоминаниях, но и в искусстве. События в заключении вдохновили советского писателя и историка П. П. Евстафьева на рассказ «Ордонансгауз» (1939), а также были с «достоверностью хорошо изученных реалий жизни поэта» описаны в повести А. М. Титова «Лето на водах» (1973) . Сцена в камере была показана в биографическом фильме Г. М. Козинцева « Белинский » (1953), причём, как отмечает филолог А. С. Бодрова, обстоятельства встречи показаны в тенденциозной и неточно отражающей реальность манере .
Последующая история
В настоящее время в здании находятся военная комендатура Санкт-Петербурга и поликлиника Санкт-Петербургского гарнизона. Комендатура осуществляет управление войсками гарнизона, военнослужащими, находящимися на территории города.
Архитектурные особенности
Здание выполнено в стиле поздний классицизм ( ампир ) и является частью ансамбля Садовой улицы . Со двора первый и второй этажи оформлены аркадами-галереями , третий — колоннадой из дорийских колонн . Интерьеры оформлены в простой, деловой манере. Подвальные помещения увенчаны сводами, одно из лестничных помещений, круглое в плане — деревянным куполом и фонарём в центре. На третьем этаже расположены двусветный зал и другие комнаты .
См. также
Примечания
- ↑ В. Н. Веснина. Сады Невского проспекта. — СПб. : Пропилеи, 2008. — С. 107—127.
- ↑ . i love peterburg.ru (24 ноября 2009). Дата обращения: 25 апреля 2017. 26 февраля 2017 года.
- // Военная энциклопедия / И. Д. Сытин. — Петроград: Патруль, 1914. — Т. 17 . — С. 146 .
- . — «С конца XVIII века по 1830-е годы в доме №21 располагалась военная комендатура (в то время она называлась ордонансгаузом).» Дата обращения: 14 ноября 2010. Архивировано из 2 декабря 2010 года.
- В. А. Витязева, Б. М. Кириков. Садовая улица // . — Л. : Лениздат, 1986. — С. 151. — 360 с. 21 ноября 2009 года. . Дата обращения: 23 февраля 2011. Архивировано 21 ноября 2009 года.
- ↑ Шан-Гирей А.П. М. Ю. Лермонтов // Русское обозрение. — 1890. Кн. 8.. — С. 751—752 .
- Сатин Н.М. Отрывки из «Воспоминаний» // В. Г. Белинский в воспоминаниях современников / примеч. А. А. Козловского и К. И. Тюнькина. — М. : Художественная литература, 1977. — С. 252–253 .
- Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в 2-х томах. — Л. : Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. — Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1837—1841. — С. 13, 15—17.
- Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. — М. , 1987. — С. 296.
- Письмо к В. П. Боткину от 28 апреля 1840.
- Лаврецкий А. Творческий путь Белинского // Вопросы литературы. — 1961. — № 8 . — С. 225 .
- Голованова Т.П. // Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б.. — М. : Советская Энциклопедия, 1981. 27 апреля 2017 года.
- Бодрова А.С. . Colta (15 октября 2014). Дата обращения: 26 апреля 2017. 22 апреля 2018 года.
- Г. В. Калашников. . Военная комендатура С.-Петербургского гарнизона . Дата обращения: 23 декабря 2009. 14 марта 2014 года.
- А. А. Алексеев. . Ордонансгауз . Дата обращения: 27 ноября 2009. 14 марта 2014 года.
- 2021-06-05
- 1