Interested Article - Челурит

Челурит — мадурский серп

Челури́т , реже члури́т ( мад. и индон. celurit ) — вид серпа , традиционный для мадурцев , одного из народов Индонезии .

Помимо изначальных функций сельскохозяйственного орудия, традиционно выполняет также роль холодного оружия , в частности, в ходе чарока — мадурской разновидности дуэли . Приёмы с использованием челурита являются элементом индонезийской разновидности боевого искусства силат .

Конструкция и сельскохозяйственное применение

Серп издавна является главным орудием мадурцев при сборе урожая основных местных сельскохозяйственных культур риса и кукурузы , а также при резке травы . Для изготовления его лезвия изначально использовалась бронза , примерно с начала нашей эры — железо , в новейшее время — сталь . Рукоять традиционно делается из дерева , реже из рога . Для лучшего закрепления лезвия в рукояти нередко используется больстер — металлическое кольцо большей или меньшей ширины .

Кузнецы , специализирующиеся на изготовлении челуритов, традиционно пользуются на Мадуре уважением и часто обставляют свою работу различными ритуалами религиозного или мистического характера. Своё мастерство они нередко передают по наследству, в результате чего в их среде иногда образуются известные рабочие династии. В различных местностях формируются свои центры производства челуритов, Так, например, в деревне Петеронган ( индон. Peterongan ) мадурского округа (англ.) бо́льшая часть семей занята изготовлением серпов, причём некоторые из них промышляют этим ремеслом на протяжении столетий .

Форма серпа, укоренившегося на Мадуре под названием челури́т , заметно отличается от формы аналогичных земледельческих орудий, принятых в большинстве других районов Малайского архипелага и носящих там название а́рит ( индон. arit ) либо саби́т ( индон. sabit ). Её характерными чертами являются относительно небольшой изгиб лезвия и обязательное наличие у него острого конца, в то время, как традиционные серпы многих других народов Индонезии и Малайзии изогнуты намного сильнее и часто имеют закруглённые концы. Челурит принято носить наподобие ножа или кинжала — на поясе, в ножнах , изготовляемых из буйволиной или говяжьей кожи .

Активное расселение мадурцев за пределы их исторического ареала — главным образом, на северо-восток Явы , а также в различные районы Калимантана , привела к тому, что челурит получил распространение и в других частях Индонезии. Однако он по-прежнему ассоциируется прежде всего с мадурской национальной культурой .

Использование в качестве холодного оружия

Разновидность индонезийского единоборства силат, включающая приёмы с использованием челурита

Помимо своего изначального сельскохозяйственного предназначения, челурит традиционно выполняет у мадурцев и функцию холодного оружия. Этому благоприятствует форма его клинка, позволяющая наносить рубящие, а при некоторой сноровке — и колющие удары .

«Боевая» роль челурита существенно возросла во второй половине XIX века после того, как нидерландские колонизаторы , стремясь свести к минимуму возможность вооруженного восстания среди мадурцев, славившихся своей непокорностью и воинственным духом, ввели для них официальный запрет на ношение любых видов оружия. В результате серп остался единственным вооружением, доступным для островитян, а навыки владения им в бою оказались особенно востребованными . Со временем приёмы с использованием челурита стали неотъемлемой составляющей местной разновидности единоборства силат, широко распространённого среди народов Индонезии и Малайзии .

Особое значение челурит приобрёл в рамках такого мадурского национального обычая, как чарок — местной разновидности дуэли, служащей средством защиты оскорблённой чести или решения бытового спора. Именно это орудие по традиции, сложившейся в XVIII веке и не изжитой до начала XXI века , служит единственным допустимым средством выяснения отношений в подобных конфликтных ситуациях .

Челурит, предназначенный для чарока, наделяется некими сакральными свойствами. Хозяин заблаговременно готовит свой серп к кровопролитию, читая над ним специальные заклинания , призванные пробудить боевую сущность орудия. Челурит, принесший победу в поединке, ранее становился предметом гордости владельца: он демонстрировался родным и друзьям и часто передавался из поколения в поколение как ценная реликвия. При этом было принято не стирать с клинка следы крови , чтобы как можно дольше сохранять зримое свидетельство боевой доблести .

В связи с тем, что в независимой Индонезии чарок стал подвергаться уголовному преследованию как тяжкое преступление , практика открытого хранения «победоносных» челуритов резко пошла на убыль. Известны случаи, когда удачливые участники чарока, стремясь сохранить память о своей победе, подбрасывали следствию ложную улику — челурит, вымазанный кровью животного. Однако с развитием криминалистической экспертизы подобные уловки перестали срабатывать, и мадурские дуэлянты вынуждены были отказаться от традиции подобного увековечивания своих побед .

Частое использование челурита в криминальных целях вызывает серьёзную обеспокоенность местных властей. Так, летом 2015 года после очередного кровопролитного чарока руководство полиции округа Банкалан объявило о планах развертывания кампании по искоренению практики ношения челуритов за пределами земледельческих угодий. К пропагандистской работе на этом направлении предполагается привлечь деревенских старейшин и представителей мусульманского духовенства , традиционно пользующихся среди мадурцев большим авторитетом .

Примечания

  1. (индон.) . Direktorat Jenderal Kebudayaan Republik Indonesia. — Сайт «Культура Индонезии» главного укправления культуры Министерства культуры и образования Республики Индонезии. Дата обращения: 1 марта 2016. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  2. , p. 541—545.
  3. , p. 152.
  4. . — Открытый сайт Первой русской конференции по холодному оружию. Дата обращения: 1 марта 2016. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  5. (индон.) . Madura Terkini (27 января 2016). — Новостной портал «Madura Terkini». Дата обращения: 1 марта 2016. 3 февраля 2016 года.
  6. , p. 68—69.
  7. (индон.) . Tempo (17 мая 2014). — Электронная версия журнала «Темпо». Дата обращения: 1 марта 2016.
  8. , p. 21.
  9. , p. 151.
  10. , с. 150-151.
  11. , p. 40.
  12. , p. 150.
  13. (индон.) . Okezone (28 июля 2015). — Новостной портал «Окезоне». Дата обращения: 1 марта 2016. 6 марта 2016 года.

Литература

  • Индонезия // Ива — Италики. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — С. 539—556. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 10).
  • A. Latief Wiyata. Carok: Konflik Kekerasan Dan Harga Diri Orang Madura. — Yogyakarta: LKiS Pelangi Aksara, 2002. — 267 p. — ISBN 978-979-9492-678 .
  • Henry Arianto, Krishna. (индон.) // Forum Ilmiah. — 2011. — Vol. 8 , num. 2 . — P. 146—155 .
Источник —

Same as Челурит