Каллий (сын Дидимия)
- 1 year ago
- 0
- 0
Каллий ( др.-греч. Καλλίας ) — афинский политик VI—V веков до н. э. По мнению современных историков, он принадлежал к знатным родам Кериков и/или Алкмеонидов . На основании археологических находок множества остраконов с его именем антиковеды считают, что он был изгнан из города после остракофории 485 года до н. э. за свою «проперсидскую» позицию.
В сохранившихся античных письменных источниках отсутствует упоминание этого политика. Внимание к персонажу привлекли археологические находки второй половины 1960-х годов, совершённые во время раскопок в области Керамика . В высохшем русле реки Эридан обнаружили более 8,5 тысяч остраконов . При анализе сохранившихся остраконов внимание специалистов привлекло необычное обстоятельство — более 700 из них было посвящено Каллию, сыну Кратия из . Остраконы — черепки с надписями имени древние афиняне использовали во время процедуры остракизма . «Лидер» по количеству поданных за него голосов был вынужден на 10 лет покинуть Аттику . Каллий, по числу сохранившихся остраконов с его именем, занимает третье место после Мегакла и Фемистокла . Следует отметить, что имя популярного политика Фемистокла могло фигурировать на черепках во время как минимум шести остракофорий. Таким образом, как отмечают антиковеды , в случае Каллия историки столкнулись со свидетельством существования неупомянутого в письменных источниках человека, которого древние афиняне считали весьма опасным, а, значит, весьма влиятельным .
После открытия тысяч новых остраконов ряд учёных посчитали, что упомянутого Каллия следует отождествить с безымянной жертвой третьей остракофории 485 года до н. э., о которой писал Аристотель в « Афинской политии » : « первым подвергся остракисму один из его родственников Гиппарх, сын Харма […] на следующий год […] подвергся остракисму Мегакл, сын Гиппократа , из Алопеки. Таким образом в течение трех лет изгоняли остракисмом сторонников тиранов, против которых был направлен этот закон; после же этого на четвёртый год стали подвергать изгнанию и из остальных граждан всякого, кто только казался слишком влиятельным. И первым подвергся остракисму из людей, посторонних тирании, Ксанфипп, сын Арифрона » .
Профессор Шапиро, в работе посвящённой Каллию, сыну Кратия, приводит описание трёх сохранившихся античных ваз. На них есть подписанные изображения Каллиев. На основании анализа и сопоставления дат создания ваз и предполагаемых годов жизни Каллия, сына Кратия, учёный пришёл к выводу, что на изображениях может быть данный персонаж .
Исходя из описания остракофории у Аристотеля можно сделать следующие выводы :
О других особенностях биографии Каллия антиковеды делают выводы на основании анализа исторических данных, а также надписей с остраконов. В промежутке между битвой при Марафоне 490 года до н. э. и нашествием персов в 480 году до н. э. в Афинах провели пять остракофорий. Их жертвами стали знатные афиняне, представители Писистратидов, Алкмеонидов и Кериков , которые противостояли амбициям Фемистокла. Исходя из этого можно также предположить знатное происхождение Каллия. Согласно исследованиям Шапиро, он мог быть сыном третьей дочери Каллия I , первого из известных представителей семьи Кериков . Таким образом его двоюродными братьями были знаменитые политики Аристид и Каллий (II) . И. Е. Суриков предполагает, что Каллий имел родственные связи как с домом Кериков, так и Алкмеонидов .
Особенности процедуры остракизма состояли в том, что каждый афинянин приносил свой черепок с нацарапанным именем, который складывал в общую кучу. Затем их подсчитывали. Подготовка остракона предполагала определённый труд. Чаще всего человек наносил надпись дома, а затем уже нёс готовый «бюллетень» на Агору . На многих остраконах содержатся дополнительные, преимущественно негативные надписи-эпитеты, которыми афиняне наделяли «любимых» политиков. На 16 остраконах Каллий фигурирует как «мидянин», то есть фактически «перс», а ещё на одном — «ходивший к мидянам». На одном из черепков неизвестный афинянин даже не поленился выцарапать его карикатурное изображение в виде лучника в персидском одеянии. П. Бикнелл предположил, что Каллий участвовал в афинском посольстве 507 года до н. э. в Сарды к сатрапу Артаферну I . И. Е. Суриков поддержал эту гипотезу, полагая, что Каллий, возможно, даже возглавил посольство. Эта версия, хоть и не находит подтверждения в письменных источниках, правдоподобна. Кроме неудачного посольства могли быть и другие причины, по которым Каллий ездил в империю Ахеменидов , где «заразился» тягой к восточной роскоши .