Interested Article - Шамбхуварман (царь Тямпы)

Шамбхуварман ( Самбхуварман ) или Прашастадхарман тямский царь , правивший во 2-й половине VI века на территории Центрального Вьетнама , сын царя Рудравармана I . Центром государства Шамбхувармана была долина реки Тхубон (современная вьетнамская провинция Куангнам ), в его сохранившихся надписях на санскрите впервые появляется термин Тямпа ( Чампа ).

Упоминания в надписях долины Тхубон. Происхождение

Тямский царь Шамбхуварман-Прашастадхарман упоминается в санскритских надписях долины реки Тхубон. Ему принадлежит текст на стороне А двойной надписи на стеле из Мишона (номер надписи C.73, сторона А), где рассказывается о том как Шри Прашастадхарман, коронованный под именем Шри Шамбхуварман, «скромный, чрезвычайно сильный, выдающийся добродельными качествами царь», вместе с жрецом Дурввалирамбхасами и Джатарупа восстановил храм в Мшоне и учредил культ ишвары Шамбхубхадрешвары («Благодетельного и благосклонного Господа»), который «дарует счастье царству (стране) Чампа ». Кроме того, данной надписью Шамбхуварман подтверждал пожалования земель храму Бхадрешвары в Мишоне, совершённые ранее царём Бхадраварманом I ). В тексте надписи содержится указание на V век эры шака (между 478 и 578 годами н. э.) . Данные надписи C.73А позволяют сделать вывод, что при Шамбхувармане уже существовало представление о царстве Тямпа (Чампа) .

В надписи на стороне А стелы, установленной тямским царём Викрантаварманом I (Пракашадхарманом) в Мишоне в 658 году (номер надписи C.96), содержатся обрывочные сведения о происхождении Шамбхувармана и его месте в череде ранних тямских правителей. Судя по контексту, Шамбхуварман принадлежал к династии тямских царей долины реки Тхубон , основанной за несколько поколений до него неким . Династия эта, исходя из содержания надписей, происходила одновременно из варн брахманов и кшатриев . Относительно происхождения самого Шамбхувармана говорится, что он был сыном «того большой силы царя Шри Рудравармана», в связи с чем делается вывод, что Шамбхуварман был сыном и преемником тямского царя Рудравармана I . В этой же надписи сказано, что «от этого царя Шри Шамбхувармана, известного силой, (который) восстановил на земле этого Шамбхубхадрешу, родился следующий прославленный законный сын, великолепный Кандарпадхарман , царь, который был подобен воплощению Дхармы » .

На стороне А стелы, установленной тямским царём Викрантаварманом II перед главным храмом Мишона в 741 году (номер надписи C.74), содержится надпись, повествующая том, что «царь Шамбхуварман сделал кирпичный алтарь, покрытый снаружи серебром, который поддерживал Лакшми » . Кроме того, Шамбхуварман упоминается в недатированной надписи Викрантавармана II на стороне В мишонской стелы (номер надписи C.99) .

Упоминания в китайских и кхмерских источниках

Французские ориенталисты , Жорж Сёдес , а вслед за ними и российский востоковед , отождествляли Шамбхувармана с царём Линьи , известным из древнекитайских источников. Этот царь направлял нерегулярные посольства с данью ко двору китайских императоров в период с 595 по 628 годы, при нём царство Линьи в 605 году было разгромлено и на короткое время захвачено китайскими войсками под командованием полководца Лю Фана (Лю Фына). По мнению Масперо и Берзина, Шамбхуварман также поддерживал дипломатические отношения с царём Ченлы Махендраварманом , о чём свидетельствует надпись К.53 из Кдей Анг (Анг Чумник), в которой говорится о Синхадеве (Симхавармане), направленном Махендраварманом посланником в Чампу в 605 году, как раз во время захвата её китайцами .

Примечания

  1. , с. 72—75, 122.
  2. , с. 222.
  3. , с. 124.
  4. , с. 85—88, 122, 125.
  5. , с. 110—111.
  6. , с. 130.
  7. , с. 30—32.
  8. , с. 122.

Литература

Источник —

Same as Шамбхуварман (царь Тямпы)