Жен, Пьер Жиль де
- 1 year ago
- 0
- 0
Жиль Ле Мюизи , также Мюизе , он же Эгидий Линялый , или Заплесневелый ( фр. Gilles Le Muisit , или Gilles Le Muiset , или Gillon le Muisit , лат. Aegidius Mucidus , или Egidius Moysi ; январь или февраль 1272 , Турне — 15 октября 1352 или 1353 , там же) — нидерландский хронист и поэт из графства Эно , монах- бенедиктинец , настоятель в Турне, один из летописцев начального периода Столетней войны и эпидемии «чёрной смерти» .
Родился в январе или феврале 1272 года в Турне в знатной городской семье, известной с начала XIII века, представители которой в разное время являлись старейшинами или членами местного совета . Его двоюродный брат Жак Ле Мюизи был известным легистом , доктором права , адвокатом Парижского парламента , а затем советником его Большой палаты, заслужившим себе титул шевалье . Имел брата Эрнуля, служившего капелланом соборного храма Нотр-Дам де Турне , и четырёх сестёр: Изабель, Жанну, Катрин и Мари .
В юности, возможно, участвовал в неудачном Арагонском крестовом походе (1284—1285) в составе войска короля Филиппа III Смелого . 2 ноября 1289 года принял постриг в бенедиктинском аббатстве Святого Мартина в Турне , одном из крупнейших французских монастырей того времени, братия которого насчитывала 61 монаха и 5 послушников . Между 1297 и 1301 годами, будучи новициатом , а по другим данным, уже пресвитером , жил и учился в Париже . В сохранившемся картулярии факультета искусств Парижского университета ( лат. Chartularium Universitatis Parisiensis ) имеется запись: «Магистр Эгидий Моизи, прозванный также Пером, пресвитер Турне» ( лат. Magister Egidius Moysi, alias dictus Pluma, presbyter Tornacensis ) . В юбилейном 1300 году посетил Рим . В 1302 году вернулся в родной город, осев в монастыре Св. Мартина.
В 1315 году был келарем , с 1327 года исполнял обязанности приора , а 30 апреля 1331 года избран был аббатом . Приняв свою должность лишь 25 мая того же года после долгих колебаний, утверждён был в ней только 25 октября 1332 года из-за противодействия несогласного с его избранием епископа Турне Гийома де Вентадура ( фр. Guillaume de Ventadour ).
На посту настоятеля немало сделал для того, чтобы восстановить финансовое положение монастыря, изрядно пошатнувшееся при его предшественниках , в результате чего в находившейся в упадке обители оставалось к тому времени всего 22 монаха. С этой целью он сумел выкупить все приобретённые монастырём товары и расплатиться с немалыми долгами, насчитывавшими, по данным переписки его с папской курией , 9000 флоринов , выиграв несколько судов с кредиторами, для чего лично ездил в Париж и Авиньон .
С 1346 года его зрение сильно ослабело , и к 1348 году он полностью ослеп . С этого времени он начал диктовать свои исторические и литературные сочинения своему секретарю, по его собственным словам, «для борьбы с праздностью и дурными мыслями». В 1351 году врач Иоганн из Майнца предложил удалить ему катаракту , на что он согласился, несмотря на несогласие своих родственников . 18 сентября успешно прооперирован был один его глаз, 22 сентября — второй, но вернулось ли полностью к нему зрение, остаётся неизвестным.
Год или два спустя, 15 октября 1352 или 1353 года , он скончался в возрасте более 80 лет, и был, вероятно, похоронен в соборной церкви аббатства.
Является автором двух латинских хроник, «Большой» ( лат. Chronicon majus ), излагающей события мировой истории с сотворения мира до середины XIV века, и «Малой» ( лат. Chronicon minus ), более обстоятельно освещающей 1349 — 1351 годы и дополненной анонимным продолжателем сведениями за 1352—1353 годы .
Эти обстоятельные сочинения, отличающиеся сравнительной хронологической и фактологической точностью, являются важными источниками по истории Фландрии , Эно и северных провинций Французского королевства времён последних Капетингов . В частности, в «Большой хронике», записанной между 1347 и 1353 годами и подробно излагающей события 1294—1349 годов , наряду с церковными и монастырскими делами, освещаются правление Филиппа IV Красивого (1285—1314) и его преемников; Фламандское восстание (1302) и историческая битва при Куртре ; роспуск папой Климентом V ордена тамплиеров (1307—1312) и судьба опального канцлера Ангеррана де Мариньи (1315); последствия «великого голода» 1315—1317 годов ; пресечение династии Капетингов , приход к власти Филиппа VI Валуа и битва при Касселе (1328); начальный период Столетней войны с битвами при Слёйсе (1340) и при Креси (1346), и осадами Турне (1340) и Кале (1346); эпидемия «чёрной смерти» (1348—1349) и связанные с нею движение флагеллантов и гонения на евреев , и др.
Как историка Ле Мюизи отличают добросовестность в работе с источниками , среди которых следует выделить всемирную «Хронографию» Сигеберта из Жамблу , «Хронику Эно» Жильбера Монсского , «Зерцало историческое» Винсента из Бове и « Большие французские хроники », определённую объективность в оценках рассматриваемых событий, а также заметный скептицизм не только в отношении народных легенд и местных преданий, но и церковных чудес.
Заслуживают внимания социально-политические взгляды де Мюизи, выступавшего в защиту торгового сословия , ратуя за рациональную финансовую политику и справедливое налогообложение , способствующие, по его мнению, общественному процветанию. Приводя в пример Филиппу VI деятельность его венценосных предшественников, при которых «правосудие крепко соблюдалось повсюду, и хорошей серебряной монеты строго придерживались» , он безапелляционно заявлял, что «король должен купцам и и торговле поддержку оказывать, чеканить настоящую монету, которая бы повсюду принималась» .
Принято считать, что практически все свои произведения Жиль Ле Мюизи сочинял, после того как в 1347 году потерял своё зрение, диктуя их своему секретарю, после же успешной операции в сентябре 1351 года практически оставил это занятие, вернувшись к административным обязанностям. Однако убедительных доказательств этому нет, равно как и тому, что к концу своей жизни он полностью стал зрячим.
Запись под 1349 годом в монастырской «Книге учета» ( лат. Liber compilatus ) свидетельствует, что он назначил библиотекарем аббатства Пьера дю Тилта, который переплёл и иллюминировал рукописи его сочинений.
Если свои исторические сочинения Ле Мюизи составлял в основном на латыни, остальные его произведения, особенно поэзия, написаны на французском , точнее на диалекте его, представляющем собой смешение пикардийского и валлонского наречий, которые он сам называл «валеш» ( фр. walesch ).
Художественные произведения Ле Мюизи, как правило, носят литургический характер и представляют собой небольшие поэмы в октосиллабических или додекасиллабических стихах, разделённых на строфы и перемежаемых прозаическими вставками. Издателями они традиционно подразделяются на тематические заголовки: «Горестный плач» ( фр. Lamentation ), «Молитвы» ( фр. Oraisons ), «Размышление» ( фр. Méditation ), «Повествование» ( фр. Narration ) и т. д. Исключением является «Исцеление аббата Жиля Ле Мюизи» ( фр. Del cure l'abbet Gillion le Muysit ) в 17 катренах александрийским стихом , описывающее эпизод его собственной биографии.
Перу Ле Мюизи принадлежит также латинский «Трактат об обычаях, установленных в обители Святого Мартина» ( лат. Tractatus de consuetudinibus approbatis in monasterio Sancti Martini observari solitis ), в котором он отразил собственный опыт рационального ведения монастырского хозяйства и расходования финансовых средств.
Известно не менее 6 рукописей «Большой хроники» Ле Мюизи и не менее 4 «Малой», которые сегодня находятся в собраниях Национальной библиотеки Франции ( Париж ), Королевской библиотеки Бельгии ( Брюссель ), городской библиотеки Турне (Эно), публичной библиотеки Куртре ( Западная Фландрия ) и Библиотеки Энгэмбертина в Карпантра (департамент Воклюз ) .
Комментированное издание хроники Ле Мюизи вышло в 1824 году в Куртре под редакцией историка . В 1837—1841 годах в Брюсселе увидела свет более полная 4-томная академическая публикация, подготовленная Жозефом-Жаном де Сметом для «Корпуса хроник Фландрии». Заново отредактированное для «Французского исторического общества» издание было выпущено в 1905 году в Париже Анри Леметром.
Поэтические произведения Ле Мюизи были выпущены в 1882 году в Лёвене под редакцией известного бельгийского историка и политика Ж. Б. М. К. Кервина де Леттенхове .
«С башен церкви Богородицы Турнэ, аббатства Св. Мартина и города они могли видеть бегущих по дорогам, сквозь изгороди и поля, в таком количестве, что никто из тех, кто не видел этого, не поверил бы... В окрестностях города и в деревнях было столь много умирающих от голода рыцарей и пехотинцев, что это было ужасное зрелище. Те, кто пытался найти еду, обменивали на нее свое снаряжение. Всю эту ночь и следующий день прибывшие в город были столь напуганы, что многие из них не могли даже есть.»
«Чтобы могла страна всем нужным ей снабдиться,
Приходится купцам в поте лица трудиться,
Чтоб все, чего в ней нет, привесть со стороны.
Преследовать же их не должно без вины.
Поскольку, по морям скитаясь беспокойны,
Везут в страну товар, за что любви достойны.»