Берег Клари
- 1 year ago
- 0
- 0
Робер де Клари ( фр. Robert de Clari ; около 1170 или 1180 — после 1216 ) — французский хронист , рыцарь из Пикардии , участник и летописец Четвёртого крестового похода (1198—1204). Автор « Завоевания Константинополя » ( фр. La Conquête de Constantinople ) , которое наряду с хрониками Жоффруа де Виллардуэна и Гунтера Пэрисского , является основным источником о падении в 1204 году византийской столицы .
Самое раннее упоминание о семействе Клари содержится в датированной 1146 годом церковной хартии из Амьена , без указания на принадлежность к феодальному классу . Фамилия их происходит от названия местности , находящейся к северу от Виньянкура, между Фликскуром и Канаплем, в районе Камбре (совр. департамент Сомма региона О-де-Франс ) . В 1195 году упоминается отец хрониста Жиль де Клари с указанием его статуса — рыцарь ( фр. miles ). Известно, что Жиль де Клари был вассалом Петра Амьенского из рода . Сохранились два дарственных акта от 1195-го и от 1202 года, в которых он указан как свидетель со стороны дарителя .
О самом Робере сведений практически не сохранилось, даже в своей хронике он ничего не сообщает о себе. Вероятно, он родился около 1170 или 1180 года в Святую землю .
, где получил традиционное рыцарское воспитание. Впервые он упоминается в датируемом маем 1202 года документе, сообщающем о приготовлениях Пьера Амьенского к паломничеству вВскоре после смерти своего сеньора и Гуго IV , графа де Сен-Поль , Робер де Клари вернулся на родину, что подтверждают датируемые 1206 и 1213 годами перечни захваченных им в Константинополе священных реликвий , переданных в дар Корбийскому аббатству бенедиктинцев ( Пикардия ), которые приводятся в «Истории редкостей аббатства Корби» (1672—1678) .
Хроника де Клари, написанная на французском языке , начинается с проповеди Фулька из Нейи , которую автор ошибочно датирует не 1198-м, а 1199 годом , и заканчивается смертью второго правителя Латинской империи Генриха Фландрского , последовавшей 20 августа 1216 года, и после этой даты о Робере ничего не известно .
По-видимому, Клари не получил глубокого образования, так как в своём произведении демонстрирует заметно меньшую осведомлённость в политических и дипломатических делах, чем его высокопоставленный современник Жоффруа де Виллардуэн , уступая ему также в вопросах логической последовательности и хронологии событий, однако приводит значительное количество подробностей бытового и технического характера, иллюстрирующих военное искусство и повседневную жизнь простых рыцарей . Так, рассказывая о подготовке первого штурма византийской столицы в 1203 году, он подробно описывает осадные устройства из мачт , рей и парусов кораблей, сооружённые изобретательными венецианцами под руководством своего дожа Дандоло . А повествуя о подготовке второй осады Константинополя в 1204 году, приводит подробные цифры цен на продовольствие , в котором остро нуждались к тому времени рядовые её участники .
Помимо этого, Клари касается местами тем, которых Виллардуэн старался избегать в своей хронике из политических или этических соображений. Сообщая, к примеру, о приготовлениях в 1201 году к походу Тибо III Шампанского , он указывает, что тяжело больной к тому времени граф занял для этого крупную сумму в 50 000 ливров , большую часть из которых ссудила ему местная еврейская община . А описывая осаду крестоносцами Зары (1202), сообщает, что предусмотрительные полководцы скрыли свои планы экспедиции против христианского города от рядовых крестоносцев .
Язык хроники Клари довольно беден и отличается разнообразием лишь там, где он касается близких ему военных тем, вместе с тем, его бесхитростные описания выгодно отличаются своей достоверностью от изысканных пассажей Виллардуэна, не чуждого классической литературе и куртуазной культуре представителя высшей знати. Неточный в хронологии , бесконечно далёкий как от дипломатических тонкостей и придворных интриг , так и всякой религиозной экзальтации , Клари ставит своей целью не столько оправдание деяний своих соратников-крестоносцев, сколько прославление воинских подвигов рыцарского сословия.
Не вызывает сомнений, что Клари знаком был с распространявшимся в устной форме героическим эпосом , особенно Chanson de geste , так как само его, бесхитростное по своему стилю, но субъективно добросовестное, сочинение местами напоминает рыцарский роман . Там, где автор проявляет явное незнание фактов, к примеру, относительно истории Византийской монархии накануне похода, он смело заменяет их художественным вымыслом, демонстрируя недюжинную фантазию . Так, описывая императорский дворец Вуколеон , он сообщает, что в нём имеется якобы более тридцати молелен и «пятьсот залов, соединенных между собою и отделанных золотой мозаикой» . Вместе с тем, священные реликвии , которые он увидел в императорской часовне , практически идентичны тем, что упоминает в своей книге русский паломник- новгородец Добрыня Ядрейкович . Исследователи насчитывают в сочинении Клари, как минимум, 95 диалогов действующих лиц и исторических персонажей , причём практически все из них являются вымышленными.
Существует гипотеза , что Клари был настолько малограмотным, что не записывал свою хронику сам, а диктовал её . В пользу неё свидетельствуют нередко встречающиеся в его повествовании логические разрывы и бессвязные переходы, а также речевые обороты со словами «слышать» ( фр. oir ) и «говорить» ( фр. dir , parler ). Возможно, его история записывалась с его слов неким образованным клириком , а после тщательно выверялась им самим .
Оригинальная рукопись «Завоевания Константинополя» не сохранилась, и единственный дошедший до нас манускрипт из Королевской библиотеки Дании в Копенгагене (MS Bibl. roy. 487) был переписан в XIII веке в вышеназванном аббатстве Корби, куда его автор сделал богатые пожертвования . Текст хроники изначально не имел строгой структуры и впервые разделён был на 120 глав французским историком Филиппом Лоэром, выпустившим в 1924 году в Париже её первое академическое издание .
Из других членов семьи де Клари известен младший брат историка Альом, носивший духовный сан , также принимавший участие в походе и умерший в 1256 году . Их потомки или родственники изредка упоминаются до XVI века.