Interested Article - Хрисаргир

Хриса́ргир ( др.-греч. χρυσάργυρον , лат. collatio lustralis ) — налог, существовавший в Римской империи и Византии с начала IV до конца V века. Являясь основным налогом, взимаемым с городского населения, благодаря специфике своего взимания, приводившей к злоупотреблениям, оставил значительный след в источниках данного периода. Несмотря на это практически все связанные с этим налогом вопросы не имеют ответа.

В византинистике существует несколько точек зрения о характере этого налога и, соответственно, отсутствует единое определение. До середины XX века историки характеризовали его как налог промышленности, торговли, или их обоих, или же, согласно Дж. Б. Бьюри , с прибыли с любого вида торговой деятельности. По мнению З. В. Удальцовой это был сбор с купцов на право торговли. В современных исследованиях преобладают менее конкретные формулировки. Греческое название этого налога, происходящее от слов «золото» ( др.-греч. χρῡσός ) и «серебро» ( др.-греч. ἄργῠρος ) предполагает, что, по крайней мере на начальном периоде своего существования, он взимался в монете из этих металлов.

Относительно того, когда и кем был введён данный налог наиболее распространённой точкой зрения является приписывание этой инициативы Константину Великому в 314 году в ознаменование пятилетнего юбилея своего провозглашения августом . Однако уже историк VI века Евагрий Схоластик полагал, что эту теорию выдумал историк V века Зосим из ненависти к Константину . Альтернативные теории допускают его появление в 306 году в честь двадцатилетия пребывания на троне Максимиана или даже относят к правлению Калигулы или Александра Севера .

До правления императора Констанция II мало известно об особенностях сбора хрисаргира, кроме того, что от него практически сразу были освобождены ветераны и . При Констанции II, вероятно, налог становится «пятилетним сбором» и связывается с социальной группой negotiatores , а ранее существовавшая льгота для клира была отменена. Также известно, что от его уплаты были освобождены сельские ремесленники, но не проститутки и нищие . Аммиан Марцеллин упоминает, что в 361 году, накануне войны с Персией и мятежным Юлианом император Констанций взимал хрисаргир со всех социальных групп и профессий.

В законодательных источниках, особенно начала IV века, сохранилось мало сведений о методах начисления и способах взимания хрисаргира. Начиная с правления Констанция II количество известных законов увеличивается, но они не содержат данных о диверсификации налогообложения и мерах, которые должны применяться в случае неплатежей. Это может быть указанием на то, что конкретные меры по администрированию данного сбора принимались городскими властями. Возможно, рассказ о тяжести налогового бремени при Констанции связан распространившимися при сборах хрисаргира злоупотреблениями. неэффективность и саботаж при сборе налогов привёл к реформам городского управления при Юлиане, увеличившей число куриалов за счёт богатых плебеев . С целю компенсировать свои расходы, торговцы переводили цены на свои товары в золото и серебро, что вызывало недовольство императора . В 382 году сбор хрисаргира был отдан откупщикам, что привело к новым злоупотреблениям и запрету накапливать собранные средства.

Периодичность сбора хрисаргира также точно не известно, разные теории предполагают четырёх- или пятилетний цикл, начинающийся от начала правления императора. На основании подсчётов А. Джонса , величина налога составляла 2 — 3.5 % дохода ремесленника и давала примерно 5 % доходов казны.

В отличие от других обстоятельств, отмена хрисаргира многочисленными источниками единогласно датируется 498 годом в правление Анастасия I . Однако о причинах этого шага существуют разные мнения.

См. также

Примечания

  1. Depeyrot G. . — The Cambridge Companion to the Age of Constantine. — Cambridge University Press, 2011. — P. 242. — 471 p.
  2. Евагрий, Церковная история, III, 40-41
  3. Аммиан Марцеллин . Деяния, кн. XXI, ч. 16, § 17.
  4. Аммиан Марцеллин . Деяния, кн. XXII, ч. 14, § 1.

Литература

  • Бардола К.Ю. // Древности 2006-2008. Харьковский историко-археологический ежегодник. — Харьков: Харківське історико-археологічне товариство, 2008. — С. 77-94 .
Источник —

Same as Хрисаргир