Interested Article - Земледельческий закон

Земледельческий закон ( греч. Νόμος γεωργικός ) — памятник византийского права , посвящённый регулированию имущественных отношений в сельских общинах, уделяя особое внимание разного рода кражам (леса, полевых и садовых плодов, и т. д.). Как правило памятник датируется VII веком в правление императора Юстиниана II или VIII веком, в первый иконоборческий период. Местом создания памятника называют Италию либо Константинополь , также его связывают с распространением славянских правовых обычаев на территории Византии . Земледельческий закон сохранился в большом числе рукописей, в том числе в составе «Шестикнижия» Константина Арменопула . Известны рукописи Земледельческого закона на сербском , древнерусском и румынском языках. С XIX века Земледельческий закон является предметом активного изучения в контексте экономики и правового регулирования сельского хозяйства Византии. Является важным источником для понимания развития византийской сельской общины, в частности, вопроса о свободном крестьянстве.

Первое издание Земледельческого закона предпринял в 1540 году профессор юриспруденции парижского королевского колледжа Адам Суаллемберг. Вероятно, он использовал рукопись Parisinus gr. 1386 «Шестикнижия». В 1542 году Франсуа Бодуэн издал латинский перевод закона вместе с Новеллами Юстиниана . В дальнейшем текст Суаллемберга «обогащался» по другим рукописям, в результате чего к XIX веку текстология Земледельческого закона стала крайне запутанной. О существовании «старшей» редакции Закона было известно ещё Карлу Эдуарду Цахарие фон Лингенталю , но первым в научный оборот её ввёл в 1885 году А. С. Павлов . Критическое издание на основе рукописи XIII века подготовил в 1898 году итальянский юрист Контардо Феррини , однако его труд уже современные ему исследователи оценивали невысоко. Издание американского правоведа (1910) научным сообществом было признано удовлетворительным и оставалось основным до 1984 года, когда его заменила работа советских византинистов .

В тексте Земледельческого закона не содержится явных указания на время его создания. В связи с упоминанием имени Юстиниана в заглавии, ранние исследователи начиная с Куяция выдвинули предположение о датировке правлением Юстиниана II (685—695 и 705—711). Данная гипотеза была опровергнута правоведами XIX века, особенно Цахарие фон Лингенталем. По мнению последнего, Земледельческий закон следует рассматривать как «полицейский устав» ( нем. ländische Polizeiordnung ), частично повторяющий законодательство Юстиниана I , частично вводящий новые правовые нормы. Пересмотрев ранее мнение о законе как о частной компиляции неизвестного юриста, Цахарие фон Лингенталь предположил, что наряду с Эклогой закон является памятником законотворческой деятельности императоров-иконоборцев Льва III (717—741) или Константина V (741—775) . Концепцию Цахарие поддержар русский византинист В. Г. Васильевский , указывавший на единство терминологии в обоих памятниках и сходные меры наказания в них .

Предположительно, отдельные части Земледельческого закона были восприняты в сербском Законнике Стефана Душана (XIV век) .

Издания

Примечания

  1. , с. 5.
  2. , с. 9—12.
  3. , с. 13—14.
  4. , с. 199—200.
  5. , с. 7—9.

Литература

  • The Oxford Dictionary of Byzantium : [ англ. ] : in 3 vol. / ed. by Dr. Alexander Kazhdan . — N. Y. ; Oxf. : Oxford University Press , 1991. — P. 778. — ISBN 0-19-504652-8 .
  • Васильевский В. Г. Законодательство иконоборцев // Труды В. Г. Васильевского. — Л. : Издательство АН СССР, 1930. — Т. 4. — С. 139—235. — 331 с.
  • Вин Ю. Я. «Земледельческий закон» – источник правового регулирования и коллективного самосознания сельской общины в средневековой Византии // Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения. — 2016. — С. 43—54. — doi : .
  • Панченко Б. А. Крестьянская собственность в Византии. Земледельческий закон и монастырские документы // . — София , 1904. — С. 1—284.
Источник —

Same as Земледельческий закон