Летопись самовидца
- 1 year ago
- 0
- 0
Летопись Самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о междоусобиях, бывших в Малой России по его смерти — казацкая летопись , написанная на западнорусском языке , один из фундаментальных источников по истории Восточной Европы XVII века, в частности периода Хмельничины и Руины . Написана очевидцем событий, выходцем из старшины Войска Запорожского . По заключению профессора Владимира Антоновича — первая казацкая летопись, отличающаяся полнотой и живостью рассказа, а также достоверностью.
Летопись Самовидца состоит из введения, которое повествует о состоянии Украины перед Хмельниччиной, и двух главных частей: первой, посвящённой временам Хмельниччины и Руины (до 1676 года включительно) и составленной, вероятно, значительно позже описываемых событий; и второй, доведённой до 1702 года включительно, составляет Летопись в узком понимании этого слова, написанной на Левобережье , полнее (ввиду локальных новостей) в Стародубе .
Автор летописи документально не известен, принадлежал к казацкой старшине и занимал некоторое время видное положение в козацкой верхушке. Исследователи давно пытались установить его имя. Это стало возможно после трудов Вадима Модзалевского о Романе Ракушке-Романовском.
В 1920-х годах ряд авторов ( , Александр Оглоблин и особенно Николай Петровский ) независимо друг от друга, на основании анализа автобиографического материала в Летописи, пришли к выводу (впрочем, впервые высказанному ещё в 1846 историком-любителем Петром Сердюковым), что автором Летописи Самовидца скорее всего был Роман Ракушка-Романовский , генеральный подскарбий Ивана Брюховецкого, а в последние десятилетия своей жизни — священник в Стародубе. Эта мысль была принята большинством историков ( Дмитрий Багалей , Михаил Грушевский , Дмитрий Дорошенко , Иван Крипьякевич и другие, и в частности новейшая историография), но некоторые авторы называли других кандидатов на авторство: Иван Быховец , военный канцелярист ( ), Фёдор Кандыба , полковник корсунский ( Николай Андрусяк , Михаил Возняк ) и др.
Оригинал летописи не сохранился. Известно несколько списков , сделанных в XVIII веке или позже. Древнейшие и самые полные — это списки Г. Искрицкого (первая половина XVIII века) и Якова Козельского (второй половины XVIII века), которые положены в основу научных публикации этого памятника. Впервые, получив его от Пантелеймона Кулиша (от него и название Летописи Самовидца), опубликовал летопись Осип Бодянский (1846); более научно подготовленное издание Киевской Археографической Комиссии под редакцией и вступительной статьей Ореста Левицкого (1878), переиздан Институтом истории АН УССР (1971) и «Harvard Series in Ukrainian Studies» (1972).