Interested Article - Вешин, Ярослав

Ярослав Вешин ( чеш. Jaroslav Věšín , болг. Ярослав Вешин ; 23 мая 1860 , , Австрийская империя 9 мая 1915 , София , Царство Болгария ) — болгарский художник, чешского происхождения. Один из основателей современного болгарского искусства XIX XX веков .

Биография

Ярослав Вешин, чех по происхождению, родился 23 мая 1860 года в городе Враны ( Чехия , в то время Австрийская империя). Учился в пражской гимназии, где впервые познакомился с произведениями чешских мастеров живописи, затем в 1876— 1880 годах в пражской Академии художеств . Подъём национального изобразительного искусства, представленного такими мастерами, как Антонин Манес , Гвидо Манес , Йозеф Навратил и др., оказал сильное воздействие на формирование художественного вкуса молодого художника.

В 1881— 1883 годах учился в Академии изобразительных искусств Мюнхена у Карла Пилоти , Юзефа Брандта , Отто Зайтца , специализировался на исторической и жанровой живописи. После окончания академии он некоторое время живёт и работает в Мюнхене и в Словакии , создавая картины на мотивы сельской жизни Словакии.

В 1897 году переехал в Болгарию и оставался там до конца своей жизни. В 1897—1904 годах по приглашению министра образования Константина Величкова он работал преподавателем в только что открытой государственной школе живописи (ныне Болгарская национальная художественная академия ). С 1904 года работал военным художником при Военном министерстве Болгарии.

Учениками Ярослава Вешина были Никола Петров , Атанас Михов и другие болгарские художники .

Скончался 9 мая 1915 года в Софии. Именем Ярослава Вешина названа одна из улиц Софии в районе Триадица.

Творческое наследие

В Болгарии Я. Вешина увлекает общее культурное возрождение родственного славянского народа после освобождения от османского ига , он пишет реалистические картины быта болгарской деревни: «Урожай в Радомире» ( 1897 ), «Пахарь» ( 1899 ), «Контрабандисты» (другое название «Гайдуки», 1899), «Урожай» ( 1900 ) и другие. Значительное место занимают картины, посвященные болгарским базарам, где художника привлекают живописные характеры и оригинальные сцены: «Конный базар в Софии» (1899), «Перед базаром» (1899), «Возвращение с базара» ( 1898 ). Главной темой в творчестве этого периода является жизнь и труд болгарских крестьян .

«На нож» («Атака»), 1913

После 1904 года Вешин не отказывается от жанровой, деревенской и охотничей тематики: «Угольщик» ( 1910 ), «Дровосеки» (1910), «По следу дичи» (1910), «Охотник с борзыми» ( 1911 ) и др. Одновременно Вешин создает галерею портретов болгарских и русских солдат, офицеров, генералов: «Русские генералы» ( 1907 ) и др.

Однако самые известные картины этого периода — батальные сцены. Так, цикл «Маневры» был начат в 1899 году и продолжался до Балканской войны . Художник пишет картины «Самарское знамя» (1911), «Атака» (другое название «На нож», 1913 ), «Отступление турок при Люле-Бургасе» (1913), «Люле-Бургас — Чаталджа» (1913), серию эскизов и работ об осаде Адрианополя : «Бивак перед Адрианополем» (1913), «На отдыхе после 13 марта 1913» (1913) и другие.

Я. Вешин внёс большой вклад в развитие современного болгарского искусства, вместе с Иваном Мырквичкой (также чехом по национальности, 1856—1938), Иваном Ангеловым (1864—1924), Антоном Митовым (1862—1930), Иваном Милевым (1897—1927) обогатил болгарскую живопись яркими художественными образами и новыми живописными средствами .

Большая часть картин Я. Вешина хранится в Национальной художественной галерее в Софии. Фрагмент картины Я. Вешина «Пахарь» изображен на болгарской банкноте в 500 лев 1925 года , в 250 лев 1943 года выпуска .

Примечания

  1. Jaroslav Friedrich Julius Vesin // — 1998.
  2. Jaroslav Friedrich Julius Vesin //
  3. Вешин Ярослав // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. Мара Цончева. Ярослав Вешин — живот и творчество. София: Български художник, 1955. — на болг. яз., 105 с., 38 ил.
  5. Дата обращения: 31 июля 2011. 24 февраля 2019 года.
  6. Самарское знамя с изображением Кирилла и Мефодия вышито в 1876 году монахинями самарского монастыря Иверской Божьей Матери, вручено болгарскому ополчению генерала Столетова , участвовало в боях. Самарское знамя стало исторической реликвией болгарского народа.
  7. Мара Цончева, Вешин, М., 1957.
  8. от 20 мая 2013 на Wayback Machine

Литература

Источник —

Same as Вешин, Ярослав