Interested Article - Катарсис
- 2020-10-10
- 1
Ка́та́рсис ( др.-греч. κάθαρσις — « возвышение, очищение, оздоровление ») — процесс высвобождения эмоций , разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе самовыражения (в том числе через искусство ) или сопереживания при восприятии произведений искусства.
- Понятие в античной философии ; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
- Понятие в древнегреческой эстетике , характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
- Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии . По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
- В современной психологии (в частности, в психоанализе , психодраме , телесно-ориентированной терапии , символдраме ) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя .
История понятия
В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].
Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов .
Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств ещё до Аристотеля . Гераклит , по свидетельству стоиков , говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству , которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля . Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела ( вар. — очищение духа от тела ), от страстей или от наслаждений.
Катарсис у Аристотеля
Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».
По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» ( κάθαρσις τῶν παθημάτων ) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.
Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» ( κάθαρσις [τῆς ψυχῆς] ) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов ( Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.
Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические ( кликушеские ) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.
По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров .
Толкования Нового времени
Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения . Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.
Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс — по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер — чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации. В. Шадевальдт толковал понятие катарсиса как потрясение, а А. Ничев — как освобождение от ложных мнений.
С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда . Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние , в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования ), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.
Влияние на культуру
В 1981 году кинодраматург Владимир Карев в сценарии «Катарсис» впервые в русской и мировой литературе показал связь катарсиса в театральной драматургии русского классицизма с катарсисом в повседневной жизни просвещённых современников XVIII века .
См. также
Примечания
-
- К а тарсис // Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. — М. : Русский язык , 1988. — С. 220. — 608 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-200-00317-2 .
- от 9 мая 2021 на Wayback Machine // Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов . — СПб.: Норинт, 1998
- К а т а рсис // Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — 2-е изд., доп. — М. : Русский язык , 2000. — С. 312. — 856 с. — (Библиотека словарей русского языка). — 5000 экз. — ISBN 5-200-02699-7 .
- от 9 мая 2021 на Wayback Machine // Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
- Зарва М. В. . Кат а рсис // Русское словесное ударение. Словарь. — М. : НЦ ЭНАС, 2001. — 600 с. — 6000 экз. — ISBN 5-93196-084-8 .
- Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. — М., 1999.
- Групповая психотерапия. — СПб., 1999.
- .
- Бугарчёва Е. А. от 2 января 2023 на Wayback Machine : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Бугарчёва Евгения Алексеевна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина]. — Казань, 2009. — 25 с.
- . Дата обращения: 27 января 2014. 3 ноября 2013 года.
- .
Литература
- Аристотель . Поэтика / Перев. Н. И. Новосадского . — Л. , 1927. — С. 111—113.
- Ахманов А. С. , Петровский Ф. А. Вступительная статья // Аристотель . Об искусстве поэзии. — М. , 1957.
- Бычков В. В. Эстетика. — М. : Гардарики, 2005.
- Долгов К. М. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова . — СПб. : Алетейя , 2007.
- Иванов В. Дионис и прадионисийство. — 1923.
- Карев В. Н. // Альманах «Киносценарии». — М. : Госкино СССР , 1988. — № 3 . — С. 41—64 . — ISSN . 29 октября 2018 года.
- Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М. , 1930. — Т. 1. — С. 728—734.
- Лосев А. Ф. , Шестаков В. П. История эстетических категорий. — М. , 1965. — С. 85–99.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития, кн. II. — М. , 1994. — С. 76–87.
- Рабинович Е. Г. // Mathesis. Из истории античной науки и философии. — М. , 1991.
- Троцкий И. М. // Литературная энциклопедия: В 11 т . — М. : Изд-во Ком. Акад. , 1931. — Т. 5. — Стб. 156—157.
- Фрейд 3. О клиническом психоанализе. — М. , 1991.
- 2020-10-10
- 1