Леонард Маркони
(
итал.
Leonard Marconi
;
6 октября
1835
(
1835-10-06
)
,
Варшава
—
1 апреля
1899
,
Львов
) — львовский
скульптор
,
педагог
итальянского происхождения. Мастер архитектурной пластики эпохи историзма.
Биография
Леонард Маркони родился
6 октября
1835 года
в
Варшаве
. Родом из династии архитекторов, скульпторов и живописцев, выходцев из
Мантуи
. Отец — скульптор
приехал в Варшаву в
1828 году
по приглашению своего брата,
Генрика Маркони
, который уже в то время был известным архитектором в
Польше
.
Леонард был одним из семерых детей Ферранте. Первые уроки скульптуры получал в мастерской отца. Потом учился в Варшавской школе искусств (
1856
—
1857
) у Константина Хейдля и в Римской академии св. Луки (
1859
—
1861
) у
Адамо Тадолини
. Учась в Риме, получил награду лучшего ученика, а также золотую и две серебряные медали академии. Некоторое время работал вместе с отцом. Потом 12 лет в мастерской совместно с шурином
Анджеем Прушинский
(мужем сестры Аделаиды). Варшавское наследие Маркони почти полностью было уничтожено во время Второй мировой войне. Последняя масштабная постройка, украшенная Маркони — дворец Кронеберга, была уничтожена
1963 года
для строительства гостиницы «Виктория». В варшавском периоде творчества ощутимо сильное влияние итальянского классицизма.
1873 году
назначен на должность «профессора чрезвычайного» на кафедру рисунка и моделирования в
Львовской политехнике
. Поселился во Львове в январе
1874 года
.
1879 года
в селе Берездовцы Львовской основал мастерскую по изготовлению изделий из алебастра. В
1892 году
занимал должность декана архитектурного факультета. Участвовал в конкурсе на лучший проект
Художественно-промышленного музея
с собственным проектом. Однако для реализации на конкурсе был выбран проект
, в котором Маркони был автором скульптурного убранства. В
1876
—
1878 годах
восстанавливал отделки замковой часовни в
Бережанах
по заказу графа
. В
1877 году
выставлял свои работы на полеводческой-промышленной выставке в Киеве.
1880
—
1890 года
занимается скульптурным убранством львовских зданий. Основным материалом для его работ была смесь цемента и гидравлической извести. В начале Львовского периода своей деятельности активно изучал породы песчаников и известняков Восточной Галиции. Результаты своих исследований опубликовал в статьях журнала
Głos z miasta
(
1877
). Маркони имел особую страсть к архитектуре. Он рисовал проекты фасадов и участвовал почти во всех архитектурных конкурсах во Львове и других городах Польши. Несмотря на то, часто соавторами его проектов были архитекторы. Под конец львовского периода творчества в области стилистики склоняется к необарокко.
С января
1874 года
проживал на улице Зигмунтовский 10 (ныне улица Гоголя). Построил собственный дом на углу улиц
Антоновича
и Русовых, где проживал вместе с семьёй с декабря
1878 года
. Имел пять дочерей и двух сыновей.
В последние годы жизни Маркони натыкался на все большую враждебность со стороны художественных критиков и коллег по цеху. Известно, об особой неприязни скульптора
Фаддея Баронча
, который на страницах газеты Kurjer Lwowski раздувал конфликт вокруг
памятника Яну III Собескому
. Затягивалось судебное дело в споре с Юзефом Каетаном Яновским насчет авторства проекта Художественно-промышленного музея. Тяжелым ударом стала смерть
Юлиана Захаревича
— «приятеля артистического» как его называл Маркони. Инициатива добычи алебастра в Берездовцы оказалась неуспешной и скульптор попал в серьёзные долги. В конце
1899 года
начала обостряться давняя проблема здоровья Маркони —
туберкулёз
.
Умер ночью с
1
на
2 апреля
1899 года
. Похоронен на
Лычаковском кладбище
, недалеко от
Юлиана Захаревича
. После смерти Маркони, возглавляемая им кафедра был расформирована. Предприятие по добыче алебастра в Берездовцы пришли упадок. Судебный иск против Ю. К. Яновского был проигран (от имени Маркони выступила его вдова).
Мастерская
Ателье Леонарда Маркони в
Львовской Политехнике
стало чем-то вроде артистической школы. В разное время на работах были задействованы позже известные деятели изобразительного искусства. Такими в частности были:
,
,
,
, И. Вдовицький. Вместе с Маркони в
1874 году
с
Варшавы
во
Львов
прибыли несколько его друзей и ассистентов. В частности
,
, также возможно и
Анджей Прушинский
. Благодаря поддержки зятя,
Антона Попеля
, на работу были взяты Теобальда Оркасевича.
Произведения
Варшава
-
Скульптурное убранство дворца Кронеберга.
-
Эпитафия Фридерика Шопена в
.
Львов
-
Рельефы эпохи Неоренессанса у здания Химического факультета
Львовской политехники
(
1875
—
1876
, архитектор
Юлиан Захаревич
)
Бирюлев Ю. А.
И руки музыку лепили / /
. — № , 1, 1994. — С. 8, 9.
-
Скульптурная группа «Инженерия, Архитектура, Механика», что символизировало три основных на то время факультетыа, помещены на
аттик
у главного корпуса Львовской политехники (
1873
—
1877
, архитектор Юлиан Захаревич).
и окона второго яруса портика также украшены символическими скульптурами. По проекту Маркони выполнен резной деревянный плафон интерьера библиотеки.
-
Модели будущих деревянных скульптур для интерьеров библиотеки и актового зала политехники (
1876
—
1877
).
-
Алебастровая скульптурное убранство лестничной клетки
на нынешней улице Винниченко, 18 (
1878
, архитекторы Феликс Ксенжарський и
).
-
Скульптуры на фасаде дома № 28 на улице Чарнецкого, ныне
(
1880
, архитектор Михал Фехтер).
-
Скульптурой портик
львовской ратуши
(
1880
, разобран
1928
).
-
Скульптурное убранство лестничной клетки и фасада здания сейма, ныне главного корпуса
Львовского университета
(
1878
—
1881
).
-
Скульптуры домов № 1 и 23 на улице Крашевского (ныне
Крушельницкой
). Кроме отделки, был также соавтором архитектурных проектов домов № 15, 17, 21. Все работы выполнены в
1882
—
1894 годах
.
-
Фигура Меркурия в полёте на здании Львовской дирекции железных дорог на улице Третьего Мая (ныне —
) построенной в
1885
—
1887 годах
. Композиция в чём-то повторяет работу скульптора Джованни да Болонья, в котором Меркурий находится на голове Горгоны. Маркони же разместил его на колесе Фортуны, символизирующем железную дорогу. У фигуры Меркурия помещены фигуры мальчиков-путти с атрибутами железной дороги. В этом здании скульптор выступает соавтором фасада вместе с Винсентом Равским юниором. Сейчас статуя находится в аварийном состоянии Семочкин И.,
Три здании дирекции львовской железной дороги. / / Галицкая ворота. — № 14, 1996. — С. 6.
-
1892
— каменная скульптурная группа «Триумф справедливости» на фасаде Краевого Суда на
ул. Батория, 1-3 (ныне Князя Романа)
. Теперь это здание — один из корпусов Политехники. Скульптуры повреждены.
-
Скульптуры электрического цветного фонтана на
(
1884
)
Бирюлев Ю. А.
100-летию архитектурного спектакля / / Галицкие ворота . — № 2, 1994. — С. 8.
-
Памятник
во Львове (сейчас находится в
Вроцлав
и). В июне
1892 году
Маркони победил на конкурсе проектов, после чего дорабатывал гипсовую модель ещё в течение четырёх лет. В бронзу отлит в венском подразделении фирмы Фридриха Альфреда Круппа и
25 октября
1897 года
торжественно открыт на площади Академической (ныне
проспект Шевченко
). Памятник активно критиковали в прессе за якобы несоответствие созданного образа с реальной фигуры великого польского драматурга и героя наполеоновских войн. Скульптор
также утверждал, что памятник — плагиат его эскиза.
Семочкин И. В.
В традициях львовских амбиций, или в глубине творческих конфликтов конца XIX в. / / Галицкие ворота — № 11, 1996. — С. 15.
-
Статуи — аллегории четырёх континентов и барельеф "Св. Георгий «на фасаде
гостиницы» Жорж "
во Львове. Скульптуры выполнены
Антонием Попелем
по моделям Леонарда Маркони и смонтированы в
1900 году
уже после смерти Маркони.
-
Скульптурное убранство Художественно-промышленного музея им. Франца-Иосифа I (ныне Национальный музей) на ул. Гетманской, теперь
пр. Свободы
, 20. Скульптуры с фасада здания утрачены в
1950-х
годах.
-
Сздал модель главного алтаря
на улице Курковой, 43 (ныне
улица Лысенко
). Проект алтаря авторства
Юлиана Захаревича
, был немного исменён Маркони. Выполнен из
мрамор
а и
алебастра
в скульптурной мастерской
. В ранние советские года уничтожен. Kościoły i klasztory Lwowa z wieków XIX i XX — Kraków: Międzynarodowy Centrum Kultury, 2004. — S. 77-101. —
ISBN 83-89273-17-9
.
-
Отделка фасада дома № 2 на улице Барской (ныне
Ивана Франко
).
-
Отделка фасадов домов № 6, 10, 11, 12 на улице Браеривський (ныне Богдана Лепкого).
-
Фасад дома № 8 на улице Подлевских (ныне Е. Гребёнки).
-
Фасад дома № 4-6 на
улице Пекарской
.
-
Статуи дома № 8 на улице Гротгера (ныне
). Глиняные модели этой скульптурной группы были проданы автором с целью получения средств на благотворительность.
-
Два памятника на Лычаковском кладбище.
-
1891 года
завершена трёхфигурная скульптурная группа «Бережливость» на аттике здания Галицкой сберегательной кассы во Львове (
проспект Свободы
15).Балюстрада лестничной клетки выполнена в технике инкрустированного алебастра.
-
Две кариатиды при входе в Городское казино во Львове на улице Академической, 13 (теперь
пр. Шевченко
). Архитектор
. До настоящего времени не сохранены.
-
1890 года
изготовил гипсовую модель скульптуры Матери Божьей, которая того же года в бетонной отливке или возможно из камня была размещена на фасаде виллы Яна Стыки на улице Мицкевича, 11 (ныне
). Иван Левинский на своей фабрике растиражировал уменьшенную копию статуи в терракоте (опалённая красная глина) и майолике. Несколько экземпляров экспонировались на Спектаклю Краевые
1894 года
. Ещё одна статуя Богоматери изготовлена в
1892 году
была размещена в нише дома № 1 на улице Крашевского (ныне Винниченко). Подобная каменная статуя, изготовленная приблизительно в
1892
—
1894 годах
была установлена перед
во Львове, как дар семьи Бромильских. Все статуи Богоматери, авторства Леонарда Маркони, утраченные во время Второй мировой войны.
-
1890
—
1896 года
— изготовил пластическое убранство
Преображенской церкви
во Львове на
21. Каменные скульптуры 12 апостолов под куполом. Выполнил фриз с гербов крупных галицких городов в технике стукко с золочением.
-
1894
— скульптурный декор дома Винсента Равского юниора на ул. Матейко, 8.
-
Каменные атланты Гранд-отеля на улице Карла Людвига, 13, ныне
Проспект Свободы
(
1894
, архитектор Эразм Герматник).
-
Богоматерь с младенцем Иисусом (
1897
) на фасаде виллы Давида Шварцвальда на улице св. Софии 29 (ныне
улица Ивана Франко
115).
-
1876
— бюст Мицкевича изготовлено из белого песчаника.
1880
размещено на фасаде дома № 14 на ул. Мицкевича (сейчас Ноябрьского Чина).
-
Каменный бюст Мицкевича (
1898
) на доме № 20 по ул. св. Софии (Ивана Франко, 104).
-
Все скульптурное убранство дома Юзефа Солецкого на ул.
Зибликевича
8 (Ивана Франко 28). В частности большая статуя Адама Мицкевича. Скульптуры предположительно были завершены А. Попелем.
Другие населённые пункты
Предположительные работы
-
Скульптуры дворца Лянцкоронских в Старом Роздоле (ныне пгт.
Раздел
) Николаевского района. Автор вероятно Леонард Маркони. Вероятно первые работы львовского периода.
-
Отделка дома № 10 на улице Зигмунтовский (ныне улица Гоголя). На такие предположения тот факт, что скульптор жил некоторое время в этом доме.
-
Статуя меркурия на ризалите второго здания дирекции львовской железной дороги на современной улице Огиенко
-
Отделка филиала Австро-венгерского банка на улице Третьего мая, 9 (
).
Источники
-
. — Львов: Центр Европы, 2008. — С. 248, 274, 291, 294, 303, 313, 319, 339, 366, 441, 463. —
ISBN 978-966-7022-77-8
.
-
Семочкин И. В.
Дом Художественно-промышленного музея во Львове (к вопросу об авторстве проекта). / / Вестник института «Укрзападпроектреставрация». — № 3, 1995. — С. 30-33.
-
Семочкин И. В.
Леонард Маркони / /
. — № 11-12 (59-60), 1999. — С. 6, 7.
-
Семочкин И., Ягнищак В.
De alabastro Dnystriense laborandum est / / Строим иначе. — № 5, 1999. — С. 13-20.
-
Biriulow J.
. — Warszawa: Neriton, 2007. — С. 152-161. —
ISBN 978-83-7543-009-7
.
-
Łoza S.
Marconi Leonard
// . — Warszawa: Wydawnictwo im . Mianowskiego, Instytutu popierania nauki, 1931. — С. 212.
Галерея
-
Памятник
во Вроцлаве (перенесён из Львова)
-
Фасад Галиц Сейма во Львове
-
Кроненберг дворец в Варшаве
-
Эпитафия Ф. Шопена в Базицлици Святого Креста в Варшаве.
-
Примечания