Фаркаш, Балаж
- 1 year ago
- 0
- 0
Бела Балаж ( венг. Balázs Béla ; наст. имя и фамилия Герберт Бауэр , венг. Bauer Herbert , 4 августа 1884 , Сегедин — 17 мая 1949 , Будапешт ) — венгерский писатель, поэт, драматург, сценарист, теоретик кино; доктор философских наук .
Из еврейской семьи. В возрасте шести лет переехал с семьёй в Левочу ныне в восточной Словакии , но после смерти отца, учителя гимназии и филолога , с матерью вернулся в Сегед. В 1902 году поступил в Будапештский научный университет имени Петера Пазманя. В общежитии Коллегиума Лоранда Этвёша его соседом по комнате был будущий композитор Золтан Кодай . Окончив университет в 1906 году, отправился продолжать учёбу за границей. Так, в Берлинском университете он посещал лекции Георга Зиммеля и других всемирно известных учёных. В Берлине одновременно работал над своей первой книгой — «Эстетикой смерти» ( венг. Halálesztétika )
Первая публикация его стихов состоялась в 1908 году в антологии «Завтра» ( венг. Holnap Antológia ). В то время был последовательным поэтом-символистом, печатался в основанном Эндре Ади журнале «Запад» ( венг. Nyugat ). В 1909 на сцене поставлено его первое драматическое произведение — пьеса «Доктор Маргит Сельпаль» ( венг. Doktor Szélpál Margit ). В 1910 написал одноактную драму-мистерию в стихах «Замок герцога Синяя Борода». По замыслу автора, пьеса была не только самостоятельным произведением, но и готовым оперным либретто для Золтана Кодая . Однако присутствовавший при чтении пьесы Бела Барток был настолько захвачен этим замыслом, что Балаж отдал этот текст ему. Так появилась единственная опера Бартока .
В 1911—1912 годах путешествовал по Европе, жил в Италии, Париже и Берлине; в это же время вышли первые сборники его стихов. В 1914 году добровольцем ушёл на фронт; его военные дневники, рисующие мрачные картины ужасающих армейских будней, увидели свет в 1916 году. Балаж, близко знакомый с большинством деятелей Венгерской коммунистической партии и участвовавший в «Воскресном кружке» Дьёрдя Лукача , наряду с такими деятелями венгерской культуры, как Бела Фогараши , , Арнольд Хаузер , приветствовал установление в Венгрии советской власти, вошёл в состав Директории революционных писателей и работал в Наркомате просвещения Венгерской советской республики . После разгрома режима эмигрировал из страны, выехав, подобно многим другим венгерским социалистам, в Вену, где сотрудничал в целом ряде немецко- и венгерскоязычных изданий, издавал поэзию, а также труды по киноведению (включая «Видимого человека»).
С 1926 года жил и работал в Берлине, где сотрудничал с Георгом Вильгельмом Пабстом и Эрвином Пискатором . Вступил в Коммунистическую партию Германии . В 1932 году совместно с Лени Рифеншталь поставил фильм « Голубой свет ». В конце 1932 года по приглашению кинофабрики « Межрабпомфильм » приехал в Москву. В 1933 году совместно с Н. Лойтером работал над экранизацией романа Белы Иллеша «Тисса горит» о венгерской революции 1919 года. Однако фильм на экраны не вышел. Балаж остался в Москве. Преподавал в институте кинематографии.
С 1938 года — ведущий сотрудник газеты «Новый голос» ( венг. Új Hang ), издававшейся в Москве на венгерском языке.
В эти годы формировались его реалистические позиции, которые отразились в таких произведениях, как роман «Невозможные люди» (1930, на немецком языке, русский перевод вышел в 1930 , а венгерская версия — в 1965 году ), автобиографический роман «Юность мечтателя» ( 1948 ), пьеса «Моцарт» ( 1941 ), сборники стихов «Лети, моё слово» ( 1944 ), «Мой путь» ( 1945 ; премия имени Кошута , 1949 ).
Балаж уделял немало внимания киноискусству. Ему принадлежат книги о кино «Видимый человек» ( 1924 , на немецком языке, русский перевод опубликован в 1925 , а венгерский вариант, « Látható ember », — в 1958 году ), «Дух фильма» ( 1930 , на немецком языке, русский перевод 1935 года ), « Искусство кино » ( 1945 ).
Балаж — автор нескольких киносценариев. Он был одним из сценаристов таких фильмов, как « Трёхгрошовая опера » Г. В. Пабста по пьесе Бертольта Брехта , « Голубой свет » Лени Рифеншаль ( 1932 ), « » ( 1947 , режиссёр — Геза фон Радваньи ).
Был близким другом философа-марксиста Дьёрдя Лукача .
В своей работе « Кино » Жиль Делёз назвал Балажа первопроходцем в исследовании лица и крупного плана . Взгляд в зеркало, лицо и крупный план стали аналитическим фокусом кинотеории только в 60-70 годы, однако первым, кто обратил на это внимание был именно Бела Балаж в своей книге «Видимый человек. Очерки драматургии фильма», вышедшей в 1924 году. В ней он подчеркнул важность крупного плана: «В каждом действительно художественном фильме драматическая развязка чаще всего дается такого рода мимическим диалогом крупного плана» . В предисловии к своей главной работе, связанной с кино, Балаж активно отстаивает право кино быть искусством, обращаясь как к судьям искусства (философам), так и к теоретикам и практикам. Таким образом он защищает свою теорию от обвинений как в популизме, так и в элитаризме, стремясь донести свою главную идею — кино способно вновь сделать человека и его мир «видимым» . Балаж считает, что изобретение книгопечатания изменило мировую культуру — если до повсеместного использования журналов и книг культура была в первую очередь визуальной, то теперь она стала письменной . Роль письменности для Балажа скорее негативная, ведь она отчуждает человека от выразительности лица и тела: «Все человечество снова начинает учиться позабытому языку гримас и жестов. Перед нами — не словесный суррогат, язык глухонемых, но — зрительная корреспонденция непосредственно воплотившейся психики» .
Таким образом, раннее немое кино возвращает нас к эпохе великих кафедральных соборов и традиции религиозной живописи. С другой стороны такие заявления Балажа можно расценить как некое преддверие визуального поворота с его вниманием к , как об этом пишут историки искусства и исследователи визуальных медиа. Кино помогает нам сново построить мост между человеческим существованием и прямой коммуникацией, опираясь целиком на современные технологии. Крупный план не только позволяет зрителю увидеть мир по-новому, но и посмотреть как будто «в зеркало» (лицо Другого ). Фильм не дает нам прямых психологических пояснений, но даже микродвижение на лице человека может стать ключом к пониманию этого человека или его перевоплощению . Также Балаж много внимания уделяет физиогномике, применяя ее не только к живым людям, но и к ландшафтам и объектам.
Хоть идеи Балажа шли несколько в разрез с современными ему кинотеоретиками ( Кулешов , Эйзенштейн ), тем не менее через полвека после издания «Видимого человека», теория крупного плана Балажа была признана и повлияла в том числе на феминистскую теорию кино .