Interested Article - Эфеб

Так называемый « Эфеб с Антикитеры ».

Эфе́б ( др.-греч. ἔφηβος ) — в древнегреческом обществе — юноша , достигший возраста возмужалости — ἥβη , когда он обретал все права гражданина (16 лет, в Афинах — 18), становясь членом эфебии — общности молодых людей-граждан полиса .

Эфебы посещали школы риторов и философов . С этого времени молодой человек становился военнообязанным и привлекался к военной службе , которую проходил до 20 лет. Становясь эфебом, молодой гражданин подвергался докимасии с целью проверки возможности наделения его всеми гражданскими правами , заносился в списки своего дема .

Через два года (или на второй год) по достижении возмужалости, на 18-м году жизни, молодые люди в Афинах через внесение в Ληξιαρχικόν (общинная книга их дема) объявлялись совершеннолетними и самостоятельными гражданами. Внесённый в списки давал присягу гражданина в храме Аглавры , делался способным носить оружие , получал право являться в суд , жениться и так далее.

«Я не оскверню этого священного оружия и не покину в рядах моего товарища. Я буду защищать не только то, что свято, но и то, что не свято, как один, так и вместе с другими. Я передам потомкам отечество не униженным или уменьшенным, но возросшим и в положении улучшенном сравнительно с тем, в каком я его наследовал. Я буду почитать решения мудрых. Я буду повиноваться законам, которые были или будут народом приняты, и если кто вздумает нарушить их, я не должен того допускать, и стану защищать их, все равно придется ли мне делать это одному или будут со мною другие. Я буду чтить верования».

Право участвовать в народном собрании эфеб получал лишь через два года, через внесение в πίναξ ἐκκλησιαστικός , на 20 году жизни, после того, как он прослужил два года в пограничной страже , как περίπολος . С тех пор он мог участвовать и в войнах вне пределов отечества. Кроме этого более узкого и определённого значения слова, существует ещё более широкое, по которому εφηβος мог быть назван всякий молодой человек, вышедший из детского возраста. В искусстве молодые люди этого возраста изображаются с коротко стрижеными волосами в противоположность к мальчикам и мужам, носившим более длинные волосы ( κομα̃ν ). Это подстрижение волос совершалось до ἐπὶ διετὲς ἡβη̃σαι , вероятно, на 16 году, и, вероятно, от этого акта третий день праздника Апатурий назывался κουρεω̃τις (от κουρα, κείρω ).

Для прохождения военного искусства эфебы имели двух преподавателей гимнастики и, сверх того, отдельных преподавателей для усовершенствования в стрельбе из лука , метании дротика , употреблении оружия, управлении катапультой и так далее. Лекции по предметам общего образования (по Плутарху = γράμματα с философией, геометрия , риторика и музыка ) читались в Диогеновской гимназии ( Διογενετον ). По истечении года эфебы получали в народном собрании, устраивавшемся в театре, по щиту и копью, после чего проходили школу полевой и гарнизонной службы , в качестве гарнизонных солдат или блюстителей порядка в общественных местах. В качестве гарнизонных солдат они назывались также периполами , в другом источнике указано что это рядовые патрульные (Περίπολος ) в пограничной и полицейской страже , внутри страны .

Наблюдение за нравственным воспитанием эфебов и внешним устройством их жизни имел космет, под начальством которого состояло 10 софронистов, по одному от филы. Выбор косметов и софронистов производился в народном собрании из числа лиц свыше 40-летнего возраста, избранных предварительно по филам. Каждый эфеб получал от государства по 4 обола в день, которые отдавались в распоряжение софронистов и расходовались на стол; столовались же эфебы по филам.

Жили эфебы — за исключением тех, которые несли службу в городе — в соседних домах и крепостях , но в промежутках между служебными занятиями они могли бывать где угодно и проводили время по своему усмотрению. Внутри эфебии существовали отдельные группы и корпорации эфебов; кроме того, эфебы соединялись в парные союзы, причем каждый эфеб имел своего «друга» или «брата». Вообще ассоциация эфебов напоминает собой до известной степени общества североамериканских или английских студентов. Как цвет гражданского населения, эфебы обязательно участвовали в религиозных процессиях и празднествах, позднее — при встрече римских послов; они присутствовали в полном вооружении в народных собраниях, в качестве наблюдателей за порядком. Одежду эфебов составляли шляпа с полями и хламида . Вне службы эфебы вели шумную, полную удовольствий жизнь; одни проводили время за игрой в кости или у флейтисток, другие посещали гимназии, служившие с IV века местами собрания блестящего афинского общества. Вообще из эфебов состояла так называемая « золотая молодёжь » афинских щёголей.

Обычаи, связанные с эфебами, сохранялись и в период римского господства, например, на острове Капри , издавна колонизированном греками (Светоний сообщает об этом в жизнеописании императора Тиберия).

Примечания

  1. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  2. // Большая энциклопедия : В 22 томах (20 т. и 2 доп.) / под ред. С. Н. Южакова. — СПб. : Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1900—1909.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. // Энциклопедический словарь Гранат : В 58 томах. — М. , 1910—1948.
  5. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  6. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Эфеб