Савинов, Алексей Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Никола́евич (Рома́нов) ( 12 августа 1904 , Петергоф , Санкт-Петербургская губерния — 17 июля 1918 , Дом Ипатьева , Пермская губерния ) — последний официальный наследник российского престола, при жизни официально правящего монарха Российской империи, с официальными титулами Цесаревич и Великий Князь , пятый ребёнок и единственный сын Николая II и Александры Фёдоровны .
Расстрелян 17 июля 1918 вместе с родителями, сёстрами и слугами. Реабилитирован осенью 2008 года .
Тезоименитство — 5 октября по юлианскому календарю .
Канонизирован Русской православной церковью как страстотерпец (память — 4 июля по юлианскому календарю ).
Из телеграммы барона Фредерикса
Петербург 30 июля. Её Величество Государыня Императрица Александра Фёдоровна благополучно разрешилась от бремени Сыном, наследником-Цесаревичем и Великим Князем, наречённым при святой молитве Алексеем, 30 июля сего года, в 1 час 15 мин. пополудни в Петергофе.
Подписал: Министр Императорского Двора генерал-адъютант барон Фредерикс .
Был долгожданным ребёнком: у Александры Фёдоровны одна за другой родились в 1895 — 1901 годы четыре дочери. Царская чета побывала на прославлении Серафима Саровского 18 июля 1903 года в Сарове , где император и императрица молились о даровании им наследника.
При рождении был наречён Алексеем — в честь святителя Алексия Московского . Крещён в церкви Большого Петергофского дворца 11 августа 1904 года духовником императорской семьи протопресвитером Иоанном Янышевым ; его восприемниками были: Императрица Мария Феодоровна , Император Германский Король Прусский, Король Великобританский и Ирландский, Король Датский, Великий Герцог Гессенский, Принцесса Виктория Великобританская , Великий Князь Алексей Александрович , Великая Княгиня Александра Иосифовна , Великий Князь Михаил Николаевич .
По линии матери Алексей унаследовал гемофилию , носительницами которой были некоторые дочери и внучки английской королевы Виктории . Гемофилию своим потомкам передали вторая дочь королевы — принцесса Алиса (1843—1878), в замужестве Великая герцогиня Гессенская и Прирейнская и младшая дочь — Беатриса (1857—1944), в замужестве принцесса Баттенбергская. Дочь принцессы Беатрисы — королева Испанская Виктория-Евгения (1887—1969) передала гемофилию своим сыновьям принцам Альфонсо (1907—1938) и Гонсало (1914—1934). Сестра императрицы Александры Фёдоровны, тётя цесаревича — принцесса Ирэна (1866—1953), в замужестве принцесса Прусская, передала гемофилию своим двум сыновьям — принцам Вальдемару (1889—1945) и Генриху (1900—1904), что послужило причиной смерти принца в возрасте четырёх лет .
Заболевание гемофилией стало очевидным у цесаревича уже в сентябре 1904 года, когда у младенца, не достигшего ещё двухмесячного возраста, началось тяжёлое кровотечение из пупка . Болезнь у наследника проявлялась в том, что каждый ушиб, в результате которого происходил разрыв какого-нибудь, даже самого крошечного внутреннего кровеносного сосуда (что у обычного человека закончилось бы заурядным синяком ), вызывал внутреннее, не останавливающееся кровотечение. Медленно, но безостановочно, кровь проникала в окружающие мышцы и другие ткани, образовывалась гематома величиной с большое яблоко, кожа утрачивала эластичность и не могла больше растягиваться, давление замедляло кровообращение, в результате чего начиналось образование тромба. После этого гематома постепенно рассасывалась и тёмно-багровый синяк превращался в пятнистый желтовато-зелёный. Незначительные внешние порезы или царапины на любом месте поверхности тела не представляли опасности — они сразу же затягивались, а потом на них накладывали тугую повязку, которая сдавливала кровеносный сосуд и давала возможность повреждению постепенно заживать. Исключением были кровотечения изо рта или носа, так как в таких местах невозможно было наложить повязку на источник кровотечения. Однажды царевич чуть не умер от носового кровотечения, хотя не испытывал при этом никакой боли .
Болезнь постоянно вызывала кровоизлияния в суставах — они причиняли Алексею нестерпимую боль и превращали в инвалида. Кровь, скапливаясь в замкнутом пространстве сустава локтя, колена или лодыжки, вызывала давление на нерв, и начинались сильные боли. Попавшая в сустав кровь разрушала кости, сухожилия и ткани. Конечности застывали в согнутом положении. Иногда причина кровоизлияния была известна, иногда нет. Бывало, цесаревич просто объявлял: «Мама, я сегодня не могу ходить», или: «Мама, я сегодня не могу согнуть локоть». Лучшим средством, выводящим из такого состояния, были постоянные упражнения и массаж, но при этом всегда была опасность, что снова начнётся кровотечение. Для снятия болевых симптомов можно было бы применить морфий , но из-за его разрушительных свойств наследнику его не давали и он переставал чувствовать боль, только когда терял сознание. Каждый случай болезни означал недели постельного режима, а лечение включало целый перечень тяжёлых железных ортопедических приспособлений, которые были сконструированы для выпрямления его конечностей, и горячие грязевые ванны .
Осенью 1912 года во время традиционного пребывания царской семьи в охотничьем угодье Спала в Восточной Польше цесаревич неудачно прыгнул в лодку и сильно ушиб внутреннюю сторону бедра в области паха : возникшая гематома долго не рассасывалась, состояние здоровья ребёнка было очень тяжёлым, была реальная угроза смерти. В эти дни впервые и единственный раз о тяжёлом состоянии наследника был издан правительственный бюллетень. В нём, впрочем, болезнь цесаревича не была названа .
«Несчастный маленький страдал ужасно, — писал Николай своей матери , — боли схватывали его спазмами и повторялись почти каждые четверть часа. От высокой температуры он бредил и днём и ночью, садился в постели, а от движения тотчас же начиналась боль. Спать он почти не мог, плакать тоже, только стонал и говорил: „Господи, помилуй“» .
Из-за повторных кровоизлияний в суставы наследник часто не мог ходить, и во всех необходимых случаях его носил на руках специально выделенный « » — кондукто́р Гвардейского экипажа А. Е. Деревенько .
Лейб-хирург С. П. Фёдоров , по просьбе Государя обследовавший цесаревича в 1917 году, сообщил Николаю II, что наследник «едва ли проживёт больше 16 лет» .
Последнее обострение болезни наступило во время ссылки царской семьи в Тобольске в начале 1918 года. Т. Мельник так описала начало болезни: «вдруг слёг Алексей Николаевич. Это было для всех большое несчастье, так как он опять очень страдал, у него появилось то же внутреннее кровоизлияние от ушиба, уже так измучившее его в Спале. Страшно живой и весёлый, он постоянно прыгал, скакал и устраивал очень бурные игры. Одна из них — катанье вниз по ступенькам лестницы в деревянной лодке на полозьях, другая — какие-то импровизированные качели из бревна. Не знаю, во время которой из них, но Алексей Николаевич ушибся и опять слёг». Нормально передвигаться он так и не начал до самой своей смерти .
Внешность Алексея сочетала в себе лучшее от отца и матери. По воспоминаниям современников, Алексей был красивым мальчиком, с чистым, открытым лицом. Он был слишком худым — сказывалась болезнь.
Характер у мальчика был покладистый, он обожал родителей и сестёр, а те, в свою очередь, души не чаяли в юном цесаревиче, особенно Великая Княжна Анастасия . Алексей был способным в учёбе, как и сёстры, делал успехи в изучении языков.
Наследник Цесаревич Алексей Николаевич был мальчик 14 лет, умный, наблюдательный, восприимчивый, ласковый, жизнерадостный. Был с ленцой и не особенно любил книги. Он совмещал в себе черты отца и матери: унаследовал простоту отца, был чужд надменности, заносчивости, но имел свою волю и подчинялся только отцу. Мать хотела, но не могла быть с ним строгой. Его учительница Битнер говорит о нём: «Он имел большую волю и никогда не подчинился бы никакой женщине». Он был весьма дисциплинирован, замкнут и очень терпелив. Несомненно, болезнь наложила на него свой отпечаток и выработала в нём эти черты. Он не любил придворного этикета, любил быть с солдатами и учился их языку, употребляя в своём дневнике чисто народные, подслушанные им выражения. Скуповатостью напоминал мать: не любил тратить своих денег и собирал разные брошенные вещи: гвозди, свинцовую бумагу, верёвки и т. п.
— Н. А. Соколов . Убийство царской семьи
Наследник очень любил всё связанное с русской армией. Любимой пищей царевича были «щи да каша и чёрный хлеб, который едят все мои солдаты», как он всегда говорил. Ему каждый день приносили пробу щей и каши из солдатской кухни Сводного полка ; Алексей всё съедал и ещё облизывал ложку, говоря: «Вот это вкусно, не то что наш обед». Флигель-адъютант Николая II А. А. Мордвинов вспоминал, что Алексей, во время пребывания в Ставке , любил проделывать военные упражнения с игрушечным ружьём, причём со временем научился выполнять их не хуже профессиональных военных . По словам Мордвинова :
Наряду с внешними привлекательными качествами маленький наследник обладал, пожалуй, ещё более привлекательными внутренними. У него было то, что мы, русские, привыкли называть «золотым сердцем». Он легко привязывался к людям, любил их, старался всеми силами помочь, в особенности тем, кто ему казался несправедливо обиженным. Его застенчивость благодаря пребыванию в Ставке почти прошла. Несмотря на его добродушие и жалостливость, он, без всякого сомнения, обещал обладать в будущем твердым, независимым характером. «Вам будет с ним труднее справиться, чем со мной» — не без гордости сказал как-то государь одному из министров. Действительно, Алексей Николаевич обещал быть не только хорошим, но и выдающимся русским монархом.
— А. А. Мордвинов. [history.wikireading.ru/321548 Воспоминания флигель-адъютанта императора Николая II]
В конце мая 1912 года, вместе со своими родителями, впервые посетил Москву — в связи с открытием памятника его деду императору Александру III (разрушен в 1918 году ) . 30 мая 1912 года в Кремле , у Собственного подъезда Его Величества, при поднесении Наследнику специально написанной Владимирской иконы Богоматери, московский губернский предводитель дворянства А. Д. Самарин обратился к нему с речью: «Благоверный Государь Наследник. Сердечно радуется московское дворянство, видя Тебя в стенах древнего Кремля. Ты в первый раз посещаешь нашу первопрестольную столицу <…>»
Во время Первой мировой войны Алексей, бывший по должности наследника шефом нескольких полков и атаманом всех казачьих войск , с отцом совершил осенью 1915 года три поездки в действующую армию, посетив Могилев , Ригу , Ревель , Псков и Витебск и другие населенные пункты . Однако в ходе новой фронтовой поездки (декабрь 1915 года) у цесаревича началось сильное кровотечение на фоне простуды и императорский поезд срочно вернулся в Царское Село . После выздоровления наследник продолжил посещать войска .
Был награждён серебряной Георгиевской медалью 4-й степени. 25 мая 1916 года Алексей был произведен в чин ефрейтора . Великая княжна Татьяна писала Николаю II об этом пожаловании: «Поздравляю Алексея с Ефрейтором, так мило!» .
2 (15) марта 1917 года Николай II отрёкся от престола не только за себя, но и за сына; «не желая расставаться с любимым сыном Нашим», он передал престол младшему брату, Михаилу Александровичу . Это решение было принято после консультации с лейб-хирургом профессором Сергеем Петровичем Фёдоровым , заявившим императору, что хотя с гемофилией можно прожить и долго, но жизнь престолонаследника зависит от любой нелепой случайности.
Расстрелян вместе с родителями и сёстрами в Екатеринбурге , в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Согласно показанию Медведева, одного из участников расстрела, для того чтобы убить цесаревича, потребовалось несколько выстрелов .
Слухи о том, что некоторым членам царской семьи удалось спастись, стали ходить почти сразу после расстрела. По самым скромным подсчётам , число одних только Алексеев за всё время перевалило уже за восемь десятков . Очередная волна самозванцев началась в 1990-е годы, вызванная крушением советского государственного строя и неприятием новой политической системы в России. Другая сторона этих слухов — отождествление известных личностей XX века с членами царской семьи: так, цесаревича Алексея некоторые сторонники фолк-хистори попытались отождествить с Председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным , который родился в один год с цесаревичем .
Шеф:
30 июля 1904 года зачислен в списки:
российские :
иностранные:
В 1981 канонизирован Русской Православной Церковью За рубежом , в 2000 — Русской Православной Церковью .
Среди обнаруженных в июле 1991 года Екатеринбургских останков не идентифицирован. По версии следствия, это связано с тем, что тела Алексея и Марии были сожжены организаторами расстрела.
В августе 2007 года в Поросёнковом логу близ Екатеринбурга, в 67 метрах от большого захоронения, обнаружены обгорелые останки, предположительно идентифицированные как останки Алексея и Марии. В 2008 году генетический анализ, проведённый российским генетиком Е. И. Рогаевым и экспертами в США , подтвердил, что обнаруженные в 2007 году под Екатеринбургом останки принадлежат детям Николая II . Останки цесаревича Алексея Николаевича из-за непризнания их РПЦ до сих пор не преданы земле и с 2011 года находились на хранении в Государственном архиве Российской Федерации, в декабре 2015 года останки переданы на временное хранение в Новоспасский мужской монастырь Москвы .
8 июля 2015 года Д. Медведев подписал распоряжение о подготовке перезахоронения цесаревича Алексея и великой княжны Марии . Перезахоронение предварительно было запланировано на февраль 2016 года , но так и не состоялось.
У церкви остаются вопросы по предполагаемым останкам детей Николая II . Как заявил директор канцелярии Российского Императорского Дома Александр Закатов, главное, чтобы новосозданная группа работала в координации с РПЦ и не делала поспешных выводов .
В честь цесаревича Алексея названы станица Новоалексеевская , город Алексеевский Горячий Ключ, ныне город Горячий Ключ Краснодарского края, город Алексеевск, ныне Свободный , и село Новоалексеевское на Кубани .
Имя Цесаревича Алексея получил один из островов Земли Николая II (ныне Северная Земля) , открытой экспедицией Б. А. Вилькицкого в 1913 г. Один из проливов здесь также получил имя Цесаревича. В 1926 г. одновременно с переименованием Земли Николая II в Северную землю остров Цесаревича Алексея был переименован в Малый Таймыр , а пролив — в пролив Вилькицкого .