Исаак
- 1 year ago
- 0
- 0
Исаак Напха , также Напаха (III—IV века) — палестинский амора . Под именем «Напха» (кузнец) он упоминается только в вавилонском Талмуде , но не в иерусалимском . Как агадист , он стоял во главе своих современников. .
Вавилонский Талмуд приводит для отца Исаака несколько имён, которые он считает принадлежащими одному и тому же лицу ; во всяком случае нельзя точно установить отчество Исаака.
Франкель , а за ним и Вейс , утверждали, что он родился в Вавилонии , откуда эмигрировал в Палестину . Но это утверждение лишено основания. Пребывание Исаака в Вавилонии было только временным, причём он там упоминается, как лицо авторитетное, гостившее в доме эксиларха одновременно с рабби Шешетом .
Он был главным агадических изречений рабби Иоханана в Вавилонии; в палестинских же источниках Исаак почти не встречается в качестве такового. Бахер полагает, что Исаак передавал также изречения рабби Симона бен-Лакиш . Это видно из того, что многие изречения, которые в одном месте приводятся от имени р. Симона бен-Лакиш, в другом приписаны Исааку .
Жил в Кесарее , где считался выдающимся галахистом , а также в Тивериаде . Он был товарищем , совместно с которым разбирал разные ритуальные вопросы . В качестве судьи находится рядом с рабби и р. , а также в качестве члена Академии р. Аббагу в Кесарее . По-видимому, жил раньше в Тивериаде, а затем поселился в Кесарее.
Его агадические речи передают от его имени, большей частью, рабби Ионатан и р. Азария, сыновья Хагая , , рабби Берехья и рабби Иудан; все они известны исключительно как агадисты. Исаак считался крупным авторитетом как в галахе , так и в агаде, но больше занимался агадой. «В старину, — говорил Исаак, — когда монеты не были редки, люди охотно слушали галаху; теперь же, когда монеты стали редкостью, люди могут слушать только агаду» .
Его проповеди отличаются большим разнообразием содержания: он говорил о грехе, об отношениях человека к Богу и к ближнему, о молитве, изучении Торы , об Израиле, о других народах, о Иерусалиме, о мессианстве и об эсхатологии. Кроме того, от него сохранилось много библейских толкований галахического и гомилетического характера.
Караимские писатели XX века сообщали, будто Гаи-гаон (бен-Давид) приписывал Исааку введение постоянного календарного счисления .