Седер Олам Рабба
- 1 year ago
- 0
- 0
« Кохелет Рабба » — в иудаизме часть Мидраш Рабба (великих мидрашей ), аггадический комментарий к библейской книге Кохелет (славянск. Екклесиаст) .
Мидраш относится к наиболее содержательным книгам древнейшей гомилетики , он достойно соединяется с библейской книгой Кохелет, делая её мудрость общедоступной и чисто народной: теоретические размышления о высших проблемах жизни соседствует с данными повседневного опыта.
Мидраш этот относится к числу более древних, хотя он, в свою очередь, более позднего происхождения, чем другие части Мидраш Раббы, как, например, те, которые относятся к Берешит , , Песне Песней и к .
Предположительно составлен в Палестине в IX веке, на основании древних агадических сентенций. В тексте заключены также многие более древние части, заимствованные из палестинского и вавилонского Талмуда . Она имеет также некоторые общие места с агадическим сочинением «Рут Рабба».
Основной язык Мидраша — древнееврейский , хотя много написано и на том сирийском диалекте, который был тогда в употреблении у палестинских евреев .
Мидраш цитируют Соломон ха-Бабли (X век) и Раши (XI век) .
В книге Кохелет еврейские законоучители черпали много материала для серьёзного размышления о Боге, мире и о перипетиях человеческой жизни. Удачные формы, избранные автором для выражения своих мыслей, многие меткие и содержательные сентенции, встречающиеся в Когелет, легко использовать для объяснения исторического прошлого, они применимы и к современным событиям.
Так как книга Кохелет читается всенародно во время богослужения, то задачей законоучителей явилось гомилетическое толкование иных опасных оборотов речи и взглядов или ослабление их впечатления. Наконец, признавая автором Кохелет царя Соломона , законоучители тем самым были вынуждены из уважения к его памяти реабилитировать его правоверие. Серьёзное меланхолическое содержание книги очень подходило к траурным речам или, вообще, к грустному настроению.
Составитель сборника приводит библейские стих за стихом, к которым присоединены разнообразные примечания, сообразно характеру содержания каждого из них. В комментариях к Кохелет, составленным в духе того времени, переплетаются религиозные размышления с различными сентенциями и даже анекдотами. Очень часто в этих анекдотах фигурирует царь Адриан, путешествовавший по Востоку и разговаривавший с мудрецами разных народов. Мудрости философов-язычников, представителем которых был Адриан, противопоставляется мудрость Библии . Также мидраш позволил высказываться относительно многих явлений в жизни природы в духе иудаизма.
Текст разделён на три части («сидрот», סדרות) :
Вторая и третья главы начинаются словами утешения. Заключительные слова заимствованы у вавилонского Талмуда и присоединены к книге гораздо позже.
Многие замечания очень остроумны и отличаются удивительной меткостью. Например, то место, где речь идёт о бренности человеческой деятельности (в начале книги), причём перемены жизни человека рисуются так :
Удачно замечание к Екк. о разнице между грубыми развлечениями язычников и религиозным весельем евреев. Следует только, по словам автора-агадиста, присмотреться к цирковым играм и атлетической борьбе, с одной стороны, и к речам евреев в домах науки — с другой стороны.
Везде, где Кохелет говорит о жизни с грустью и презрением, «Кохелет Рабба» относит это к жизни грешников . Существование последних бесцельно; оно исчезает с их смертью, как и жизнь животного.
Жизнь праведников имеет высокую нравственную ценность и не завершается их смертью. К сентенции Кохелета ( ): «Конец дела лучше начала его» — Мидраш присовокупляет рассуждение о значении жизни праведника, даже страдавшего в течение всего своего земного существования. По этому поводу рассказывается очень многое об отношениях рабби Меира к его учителю Элише бен-Абуя , названному Ахером, о том, как толерантный р. Меир терпеливо выносил многие его причуды из уважения к учёным заслугам своего бывшего учителя, дошедшего до отрицания нравственной цели существования. После смерти Элиши благодарный ученик вымолил ему прощение и освобождение от вечного проклятия.
Исходя из Кохелета — «да будут всегда твои одеяния белы, и да не будет недостатка в масле на главе твоей» , Мидраш заключает: «Если бы дело действительно шло о красивом одеянии и о масле на голове, то как прекрасно одеты язычники, и как богато их главы умащены маслом, — но Израиль украшает себя своей Торой и добрыми делами».