Interested Article - Леви бен Гершом

Леви́ бен Гершо́м ( ивр. לוי בן גרשום ‎, известный также как Леви́ бен Герсо́н , Лев Герсони́д , лат. Gersonides или Ралба́г , ивр. רַלְבַּ"ג ; 1288 , Баньоль-сюр-Сез , Франция 20 апреля 1344 , Перпиньян ) — средневековый еврейский учёный-универсал : философ, математик , астроном , комментатор Писания и знаток Талмуда . Упоминается также под именами Маэстро Лео де Баньоль ( фр. Léon de Bagnols ), Магистр Лев Еврейский ( лат. Magister Leo Hebraeus ), Бен Гершон и Гершуни .

Является автором сочинений на иврите по математике , астрономии , философии , богословию , физике , метеорологии и астрологии . Изобретённый им астрономический и навигационный прибор « Посох Якова » нашёл применение в мореплавании; по некоторым сведениям, именно этот прибор использовали Христофор Колумб и Васко да Гама . Часть трудов Герсонида была переведена на латинский язык и высоко оценивалась учёными эпохи Возрождения . Многие историки философии считают его величайшим (и во многих отношениях более радикальным ) еврейским философом после Маймонида . Универсальность личности Леви бен Гершома, его гуманизм и рационализм позволяют считать его одним из первых представителей Ренессанса в еврейской и европейской культуре.

В честь Леви бен Гершома назван кратер Рабби Леви на Луне .

Биография

О жизни Ралбага сохранилось не так много сведений. Он жил в городах Южной Франции Оранже и Авиньоне , где во время правления герцога Анжуйского , а позднее и римского папы , к евреям проявляли относительную терпимость. По свидетельству Авраама Закуто , Ралбаг был сыном известного учёного и талмудиста , последователя Маймонида , из Безье , автора трёхтомной энциклопедии «Врата небес» (1547 год), посвящённого физике, метафизике и астрономии . Брат Ралбага, Соломон, был личным врачом римского папы Бенедикта XII в Авиньоне и помогал переводить сочинения Леви на латинский язык . По-видимому, дедом Леви по матери был автор книги «Диадема милости» Леви бен Авраам бен Хаим , ставший излюбленной мишенью нападок еврейских противников философии .

Неизвестно, владел ли Ралбаг латинским , арабским или провансальским языками ; впервые обнаруженный в 1975 году Жераром И. Вайлем (Gérard E. Weil), собственноручно написанный Ралбагом, список книг из его библиотеки, перечисляет 168 манускриптов, и все они на иврите . Из них — четыре экземпляра « Путеводителя растерянных » Маймонида , причём одна копия, видимо, сделана самим Ралбагом. В библиотеке практически нет философских произведений древнегреческих авторов, даже в переводе, хотя есть сочинения по математике и астрономии . Скорее всего, Ралбаг не знал и древнегреческого .

По некоторым сведениям, Герсонид был женат на своей двоюродной сестре, про детей ничего не известно .


Начало единственного известного автографа Ралбага, начат на свободном месте после текста книги ивр. שורשים ‎ (Shorashim, Корни) Давида Кимхи
Продолжение автографа — список книг из личной библиотеки Ралбага, поделенных им на три группы: Танах , Талмуд, науки.
Окончания списка рукописных книг, всего 168, все на иврите.
Манускрипт хранится в Вроцлава , в нормальном разрешении можно увидеть на сайте за номером 46886

Философия и богословие

Титульный лист книги Герсонида «Войны Господни». Издание Рива-ди-Тренто, 1560.

Ралбаг прославился как выдающийся еврейский богослов, хотя не занимал какой-либо официальной раввинской должности. Он был убеждённым сторонником философии Аристотеля , с которой был знаком по изложению Аверроэса . Его комментарии к Аверроэсу, написанные между 1319 и 1324 годами , до сих пор не опубликованы .

Главный труд Ралбага называется «'מלחמות ה» ( Milkhamot Adonai , рус. Войны Господни ). Этот многотомный труд был написан в 1317—1329 годах . В нём Ралбаг доказывает, что философия Аристотеля не противоречит иудейской традиции , и утверждает, что Священное Писание и рационализм вполне совместимы, а Господь не требует от человека ничего, что противоречило бы разуму.

В отличие от Маймонида , не подчеркивавшего приверженность философии Аристотеля, Герсонид декларирует её открыто. Возможно, что именно это привело к меньшей популярности книг Герсонида по сравнению с Маймонидом . Другое отличие от Маймонида - отсутствие таинственности, Герсонид нигде не намекает на скрытое, эзотерическое знание, а, наоборот, заботится, чтобы читатель все усвоил .

Во введении к «Войнам Господним» Ралбаг перечисляет основные философские проблемы, разобранные в труде :

  1. Имеет ли рациональная душа, не достигшая полного совершенства, посмертную жизнь, и если да, бывают ли разные уровни бессмертия души?
  2. Знание будущего, приходящее к человеку во сне или пророчески, приходит в силу потребности в этом знании или случайно? Если не случайно, какова причина и как она действует?
  3. Знает ли Бог существующие вещи, и если да, какова природа этого знания?
  4. Существует ли божественное провидение для отдельных людей, групп и человечества в целом?
  5. Каковы причины и происхождение движения небесных сфер?
  6. Является ли мир вечным или был сотворён? Каким образом?

В том же труде Ралбаг разбирает ещё два вопроса — чудеса и критерий, по которому можно определить истинного пророка, и приводит список атрибутов Бога; при этом первыми фигурируют атрибуты, играющие также центральную роль у более позднего еврейского философа Хасдая Крескаса , — радость и любовь . Интересна принципиальная позиция Ралбага, что все тезисы книги базируются на доводах разума, а не на тексте Торы .

Обложка комментария Ралбага к книге Бытия. Маале-Адумим , 2002.

Изложенные в «Войнах Господних» взгляды вызвали резкую критику тогдашних иудейских духовных авторитетов и были объявлены еретическими. Впрочем, другое сочинение бен Гершома — нравоучительный комментарий к Танаху «תועליות» ( To’aliyoit , рус. Полезные нравоучения ) — получило их одобрение. Комментарий Ралбага к Торе был впервые напечатан в 1476 году , стал одной из первых еврейских печатных книг и многократно переиздавался . Комментарии к другим книгам Танаха (еврейской Библии) , создававшиеся между 1325 и 1338 годами , имеют разный стиль в соответствии с содержанием библейских книг. В одних он более занимается филологией (« Иов », « Екклезиаст »), в других — аллегорией (« Песнь песней »), в третьих — нравоучением (« Рут », « Эстер ») и так далее . Именно эти нравоучительные части были изданы отдельно в двух томах под названием « ивр. תועליות (To'aliyoit, Полезные нравоучения) ‎» .

Из собственно раввинистического наследия Ралбага, помимо перечисленного, сохранились два респонса , пародийное выступление на Пурим и три молитвенных стихотворения (« ») . Комментарии Ралбага к не сохранились .

Индивидуальное бессмертие души

Ралбаг, так же как и Маймонид, и многие другие перипатетики считали, что бессмертие души обеспечивается высшими понятиями, которые человеку удаётся внести в свою душу в течение жизни. Это происходит с помощью Активного Интеллекта, который у Ралбага не совпадает с Богом, а эманируется из всех девяти отделённых интеллектов :

Ясно, что приобретённый интеллект есть усовершенствование материального интеллекта с помощью Активного Интеллекта .

В связи с этим возникала известная трудность, упоминаемая Аверроэсом и Ибн Гебиролем , — получается, что бессмертная душа не имеет индивидуальности. По Аверроэсу, материальный интеллект есть часть общего для всех Активного Интеллекта, а посему не может иметь индивидуации . Ралбаг отвергает эту теорию и отвечает на это так:

Часть знания, которой обладают и Реувен, и Шимон, всё же отличается в них, как и другое общее. Так, например, совокупность приобретённого интеллекта Реувена отличается от совокупного приобретённого интеллекта Шимона .

То есть, поскольку количество знаний и их связь у разных людей различны, их души тоже будут отличаться. По-видимому, Ралбаг считает, что и самосознание будет тоже сохранено и будет сопровождаться чувствами наслаждения и радости при созерцании приобретённого знания .

Активный Интеллект, по Ралбагу, стимулирует приобретение знаний или распространяет знания в материальном интеллекте , и бессмертие души не требует слияния с Активным Интеллектом, что рассматривается некоторыми исследователями как защита философии от мистики . Своеобразие системы Ралбага в том, что понятия, дающие бессмертие, не обязательно относятся к метафизике , научные знания тоже вносят вклад в бессмертие души. Таким образом, мировоззрение Ралбага создаёт сильную мотивацию для занятий наукой , а кроме того, делает передачу и распространение знаний моральной обязанностью философа . И, наоборот, в вопросе теодицеи Ралбаг указывал в комментарии к книге Иова , что человек может страдать за грехи, неизвестные ему, в частности, за то, что недостаточно стремился приобрести познания .

Знание Бога и управление

В вопросе, каким именно знанием деталей о мире обладает Бог, Ралбаг проводил среднюю линию. Бог знает не только о видах существ, как утверждал Аристотель, но не знает всех деталей их бытия. Бог знает всё, что можно знать о данном существе из того, что оно принадлежит к данному виду. В частности, Бог не знает, какое именно решение примет человек в будущем, как утверждал Маймонид. Нет, Бог только знает, какие возможности выбора есть у человека, и как он их обычно использует. Ралбага не беспокоил такой подрыв догмата о Божественном всеведении .

В вопросе о том, как Бог управляет миром, Ралбаг мыслит сходно с Маймонидом. Существует общее видовое управление и индивидуальное управление, которое, однако, распространяется только на людей, достаточно усовершенствовавших свой интеллект и качества. Остальные остаются на игру случайностей или небесных тел, но им дан разум, чтобы избежать бед. Зло никогда не исходит от Бога, а только от материи .

Ралбаг отверг теорию эманации , что Божественное влияние переходит от Бога вниз через отделённые интеллекты. По Ралбагу, все отделённые интеллекты сотворены Богом одновременно и не имеют друг к другу никакого отношения. Он отверг также идею Аверроэса, что Бог влияет на мир исключительно через вращение сферы звёзд. Весь мир подчинён Божественному замыслу , и управление есть по сути продолжение творения .

Основы веры

Ралбаг следует Маймониду в том, что Писание нельзя понимать буквально, философские предпосылки должны предшествовать прочтению. С другой стороны, Ралбаг считал, что полагаться на философов можно, только когда их учение соответствует фундаментальным принципам Торы (Комментарий к Книге Притч):

Преклони ухо своё к словам Мудрецов — это изучение философии, но обращай внимание на мудрость мою — не полагайся целиком на философов, кроме как они согласуются с фундаментальными принципами, сообщаемыми Торой.

Тем самым, Герсонид обходит вопрос, зачем вообще необходимо Откровение, если его надо проверять разумом .

Ралбаг, в отличие от Маймонида, не дал списка фундаментальных основ, поэтому исследователи пытались собрать из сочинений Ралбага то, что он называет «краеугольные камни» ( ивр. פינות (pinnot) ‎), «корни» ( ивр. שורשים (shorashim) ‎) или «фундаментальные принципы» ( ивр. יסודות התורה(yesodot ha-Tora) ‎). Первоначально насчитали 7 принципов , некоторые из которых, очевидно, идут от Маймонида. Более поздние исследователи расширили количество принципов до 22. Среди них маймонидовские: существование Бога, его единство, неизменность и вечность Торы. Есть также и такие, которые Маймонид не включил в свой список: сотворение мира, наличие свободы воли у человека. И наконец, чисто философские: Бог эманирует добро в мир на основе благости и милосердия, а не необходимости; события в подлунном мире вызываются движением небесных сфер. Некоторые из этих принципов важны только как опора для других .

Imitatio Dei

Представление о том, что человеческая этика включает в себя принцип подражания Богу ( лат. Imitatio Dei ), появляется уже в еврейской Библии . Древние еврейские источники говорят, как правило, о подражании действиям Бога. Маймонид считал, что человек подражает Богу, когда сам достигает интеллектуального совершенства и помогает другим приобрести хорошие качества. В отличие от него, Ралбаг полагал, что подражание Богу — приобретение интеллектуального совершенства и помощь другим в достижении интеллектуального совершенства, а не только высоких моральных качеств. Тем самым, интеллектуализм Ралбага получается более последовательным, чем у Маймонида. На практике это выражается у Ралбага в двух вещах: написание книг и призывы к другим учёным к обмену знаниями.

Более того, не подобает оставлять только для себя знания, которые некто приобрёл. Это будет вопиющей неблагодарностью. В самом деле, вся Вселенная произошла от Господа, не принеся ему никакого особенного преимущества, поэтому подобает любому, кто как-то продвинулся к совершенству, поделиться совершенством с другими. Таким образом он подражает Богу настолько, насколько он может.

(Предисловие к «Войнам Господним»)

Тем самым, научное сотрудничество приобретает у Ралбага не только утилитарную или моральную, но и религиозную мотивировку .

Проблема атрибутов Бога

Проблема, которой много занимались в средние века, — есть ли у Бога позитивные атрибуты, а именно, как понимать в отношении Бога такие слова как «милосердный», «добрый» и тому подобное. Крайнюю позицию в данном вопросе занимал Маймонид. Он считал, что все слова, которые применяются к Богу и к кому-нибудь ещё, есть просто пары чистых омонимов , пары слов, совпадающих в звучании и написании, но имеющих разный смысл. Соответственно, все места, где Танах применяет к Богу эпитеты, надо считать чистыми метафорами, нет и не может быть ни аналогии, ни уподобления между Богом и кем-либо или чем-либо другим.

Ралбаг отверг этот подход Маймонида. По Ралбагу, мы можем применять по отношению к Богу позитивные атрибуты, необходимо только понимать, что слова, применённые к Богу, имеют несколько другое значение, чем когда они используются по другому поводу. Ралбаг приводит список таких традиционных атрибутов: сущий, благой, вечный, всезнающий, единый и другие .

Сотворение мира

Ралбаг должен был выбрать одну из главных теорий происхождения мира, перечисленных Маймонидом: вечен (по Аристотелю), из первоматерии (по Платону) или из ничего (по книге Бытия) . Ралбаг приходит к заключению, что сотворение ex nihilo противоречит физике, и принимает платоническую позицию. При этом он различает «первобытное вещество», непостижимое и не имеющее никакой формы и движения («воды» в начале книги Бытия ), и «первовещество», которое потенциально способно принимать форму («тьма» в книге Бытия). Первовещество играет значительную роль в космологии Ралбага, именно оно является жидкостью («вещество, не сохраняющее форму»), которая находится между небесными сферами и изолирует их движение друг от друга .

В подтверждение своих тезисов Ралбаг выдвинул группу собственных, весьма сложных доказательств того, что мир был сотворён, в чём одно из существенных отличий теорий Ралбага и Маймонида, — последний считал, что доказать сотворение мира невозможно . Доказательство Ралбага опирается на то, что наличие определённых свойств в телах показывает их сотворённость. Эти свойства он находит как в небесах (например, наличие акцидентов , а также свойств, назначение которых в действии на другие тела) , так и в самих пространстве и времени (количественный характер, исключающий возможность бесконечности) . Интересно, что некоторые из доказательств Ралбага свободны от антропоцентрических и даже геоцентрических мотивов .

Комментарий к Танаху

Комментарий Ралбага к Танаху , написанный между 1325 и 1338 годами , оценивается как довольно сухой и несколько прямолинейный, он излагает свои взгляды открыто и уверенно, не прибегая к намёкам и умолчаниям, и не ссылается на мистику или тайны . Ралбаг не затрагивает вопросы, по которым у него нет полной научно-философской картины. Зато он уверенно разрешает вопросы, которые затрудняли Маймонида. Так, сотворение мира может быть доказано, как и то, что исходная материя была вечной . Он считает, что текст Торы ясен и избегает объяснений в духе Нахманида (преддверие будущих событий). Тора рациональна и использует в качестве простого смысла философскую аллегорию , которая устраняет неправильные взгляды и ведёт к правильной космологической картине мира и метафизике, особенно в начале книги Бытия . Вера в рациональную основу Торы привела Ралбага к отрицанию того, что некоторые заповеди могут иметь историческую подоплёку, как это делает Маймонид . Так, жертвоприношения развивают отвлечённое мышление ( ивр. התבדלות ‎) и помогают дойти до ступени пророчества . Соблюдение заповедей и вера в помощь свыше преодолевают власть природных сил — Израиль победил амалекитян именно благодаря этой вере, несмотря на то, что амалекитяне астрологически вычислили время, благоприятное для их победы .

Некогда комментарий Ралбага к Торе пользовался большой популярностью, о чём свидетельствует большое количество сохранившихся рукописей — около сорока . Рассматриваемый комментарий был издан уже в 1476 году в Мантуе , всего через два года после появления первых печатных изданий на иврите, и был среди первых девятнадцати печатных еврейских книг . Комментарий к Торе , в отличие от комментария к другим книгам Танаха , не вошёл, однако, в распространённое издание 1547 года в Венеции ивр. «מקראות גדולות ‎ ( Mikraot Gdolot , Большие Писания)" в силу большого объёма и трудного языка (в современных изданиях к комментарию даже даётся глоссарий ), а вышел отдельным изданием. Падению популярности способствовало также неприятие философии Ралбага многими еврейскими авторами, особенно Хасдаем Крескасом и Ицхаком Абарбанелем .

Значительная часть комментария Ралбага посвящена галахе (еврейскому закону) , где практические детали закона в духе Мудрецов Талмуда выводятся из текста Писания. Во введении ко всему комментарию Ралбаг делает общее заявление, что он будет пользоваться логическими правилами вывода, а не герменевтическими правилами рабби Ишмаэля из Талмуда.

И вот при описании заповедей и их корней, из которых вытекают все законы, прояснённые талмудической мудростью, мы не будем иметь обыкновение примыкать эти законы к тем же стихам Писания, что использовали Мудрецы Талмуда, пользовавшиеся по своему обычаю тринадцатью правилами толкования Торы. А то, что они примкнули истинные и принятые по традиции законы именно на те стихи, это только использование их в качестве намёка и опоры, а не в качестве истинного вывода из тех мест. И уже смогли люди вывернуть все законы Торы, пользуясь теми приёмами, так что «смогли объявить чистым нечистое пресмыкающееся» . Но мы примкнём их к простому смыслу стихов Писания, которые позволят вывести их, и это даст спокойствие душе. И это не является отступлением от взглядов Мудрецов Талмуда, ибо и они не считали, что выводят эти законы, а полагались на традицию передачи вплоть до учителя нашего Моисея, и они стремились найти намёк в стихах Писания, как упомянул наш учитель (Маймонид) в предисловии к «Комментарию к Мишне» (Корень второй). А то, что мы опираемся на простой смысл стиха, приносит большую пользу, ведь мы легко можем запомнить стихи Писания вследствие постоянного чтения, и если объяснения заповедей будут вытекать из простого смысла стихов, мы будем помнить и детали заповедей, как помним и сами стихи .

В предисловии Ралбаг даёт девять собственных логических правил вывода, для которых он вводит особый термин на иврите: « ивр. מקומות ‎ (mekomot, места)», что соответствует греческому термину «topica» у Аристотеля. К каждому логическому фрагменту текста Ралбаг делает три вида комментариев , обычно каждый в отдельной части: трудные слова, общее течение изложения и дидактические заключения под названием « ивр. תועליות ‎ (toaliyot, полезные выводы)», последние могли относиться к области убеждений, свойств характера и заповедей . При объяснении слов Ралбаг предпочитает использование контекста, а не этимологии . Не исключено, что интерес к выводу законов галахи из Торы был связан с постоянными нападками на Талмуд со стороны католической церкви, сопровождавшимися иногда и сожжением Талмуда .

В комментарии к повествовательной части Писания Ралбаг в значительно большей степени, чем Маймонид, придерживается взгляда, что истории Танаха следует понимать как реальные события. Так, он понимает явления ангелов к Аврааму буквально, а не как сновидения. Только в тех случаях, когда прямой смысл философски невозможен, Ралбаг прибегает к аллегории . Например, невозможно представить, чтобы Бог сотворил коварного змея, поэтому змей толкуется аллегорически, хотя сам райский сад и Ева означают всё-таки реальные объекты .

Натуральная философия

Небо и земля

Как уже говорилось, Ралбаг считал небесные явления причиной земных. Поскольку земная теплота, как тогда считалось, относится только к четырём земным элементам и не имеет отношения к Солнцу, Ралбагу надо было объяснить, как Солнце греет Землю. По его мысли, существует сродство между Солнцем и элементом огонь . Именно поэтому, чем ближе Солнце к Земле, тем теплее, так как близость Солнца вызывает движение огня на Земле. Точно так же существует сродство между Луной и элементом вода . Ралбаг признаёт также влияние других небесных тел на Землю, что является астрологией, которую Ралбаг поставил на аксиоматическую основу . Так, чем ближе находится небесное тело к Земле, тем сильнее его воздействие. Надо учитывать также близость тел к зениту, длительность его положения в определённой позиции, а также взаимное положение тел и звёзд .

Теория движения

Ралбаг отверг представления Аристотеля , что для движения земных тел им необходим постоянный двигатель. Он утверждал, что в некоторых случаях двигатель не требуется, например, падающее тело будет продолжать падать с растущей скоростью, пока земля не остановит его. Тем самым, Ралбаг отказался от определения инерции по Аристотелю, что она ограничивается сопротивлением любому движению. Соответственно опровергается и доказательство Аристотеля о необходимом существовании Перводвигателя, доказательство столь подробно изложенное и Маймонидом. Он также пересмотрел теорию Аристотеля о естественных местах тяжёлых и лёгких тел (см. ниже). Тем самым, по мнению многих исследователей, Ралбаг принял участие в постепенном отходе от аристотелевской механики к Декарту и Ньютону , хотя и не был так радикален как Оккам или Хасдай Крескас .

Бен Гершом, как и многие другие, стремился объяснить действие магнита , явно противоречащего учению Аристотеля. Ралбаг не принял объяснение Аверроэса , что из магнита выходят невидимые частички, которые подталкивают железо. Объяснение самого Ралбага заключается в том, что в магните таится какая-то особая природная сила, которая действует на железо .

Природа времени, конечность, непрерывность

Ралбаг считал, что мир сотворён, и даже выдвинул собственное доказательство , в то время как, по мнению Аристотеля, мир существовал всегда. Из этого вытекают расхождения мнений этих двух авторов о природе времени: конечно ли время, непрерывно и существует ли оно вне тел. Так, по Ралбагу, время может быть рассматриваемо и отдельно от субстрата, и в нём. Аргументом за отделение времени от субстрата является то, что время одинаково для всех объектов. Кроме того, Ралбаг, в отличие от Аристотеля, считал, что прошедшее актуально, и только будущее потенциально. Как прошедшее может быть потенциальным, спрашивает Ралбаг, если все его события уже произошли? А коль скоро прошедшее актуально, оно не может быть бесконечно, стало быть, существовало не всегда. А из того, что время количественно и измеримо, Ралбаг выводит, что оно было создано . В общей сложности, Ралбаг выдвинул более десяти доказательств конечности времени .

Подобно Маймониду и Хасдаю Крескасу , Ралбаг выступал против атомизма , он пытался дать решение парадоксам Зенона о движении и делении, отличное от аристотелевского — в духе различения между разными видами бесконечного деления , что получило высокую оценку у некоторых авторов . Попутно Ралбаг обсуждает, возможны ли бесконечные числа. Его вывод, видимо, таков, что процесс увеличения числа бесконечен, но само число при этом всегда остаётся конечным. Так же обстоит дело с делением непрерывных величин, что звучит достаточно современно .

Живая природа

Ралбаг известен, прежде всего, как астроном, тем не менее, стремление к познанию пробудило в нём интерес к живой природе. Так, в комментарии к книге Аверроэса о животных Ралбаг упоминает, как проделывал специальные опыты, чтобы проверить утверждения Аверроэса о влиянии почвы на форму ростков. В самом факте проведения опытов сказался эмпиризм Ралбага.

Ралбаг замечал, что трудно исследовать тонкие детали тел животных, и предложил использовать приспособления, «которые показывают вещи крупнее, чем на самом деле, вроде сжигающего зеркала ( ивр. מראה שורפת (mar'a sorefet) ‎)» . Предложение осталось, по-видимому, не воплощённым и забытым, и микроскоп был изобретён гораздо позже .

Астрономия и космология

Пятый из шести разделов книги Ралбага « Войны Господни » в 136 главах был посвящён астрономии и её натурфилософским и метафизическим основам. По указанию папы Климента VI астрономический раздел был переведён августинским монахом Петром из Александрии на латинский язык ( 1342 ) и пользовался большим авторитетом среди европейских ученых; им интересовался, например, Кеплер , который искал полную рукопись этого тома . По некоторым сведениям, в переводе принял участие и брат Леви бен Гершома Соломон . Эта часть книги, однако, до сих пор не напечатана ни на иврите , ни на латинском . Сам Ралбаг упоминает об интересе к его исследованиям в окружении папы; по некоторым сообщениям, упомянутый Климент VI , планируя реформу календаря, опирался на исследования Ралбага .

В отличие от Маймонида и многих других, Ралбаг считал, что астрономическая теория должна сочетать в себе и математику, и натуральную философию. И вообще разные науки составляли в его учении единое целое, которое должно проверяться наблюдениями .

Совершенное астрономическое исследование должно принадлежать к двум наукам — математике, так как используются геометрические доказательства, и натуральной философии, так как используются физика и философские доказательства .

Другая особенность взгляда Ралбага на науку состояла в том, что он был далёк от инструментализма и верил в способность человеческого разума постичь истину, а не просто придумать объяснение явлений или даже способ расчёта. Историк Фройденталь назвал это реалистической эпистемологией , из которой вытекают и другие особенности взглядов Ралбага .

Астрономия, по Ралбагу, приносит большую пользу другим наукам и, в конечном счёте, ведёт к постижению Бога .

Основные принципы космологии

Ралбаг следовал геоцентрической системе мира , разработанной ранее Аристотелем и Птолемеем , но существенно модифицировал их учения. По его мнению, Земля находится в центре мира не потому, что там её естественное место, а просто потому что она тяжелее всех окружающих её тел. Вообще, любое тело движется вверх, если оно окружено более тяжёлыми телами, и вниз, если его окружают тела более лёгкие . Это положение Ралбаг обосновывает посредством нескольких мысленных экспериментов. Например, если смешать воду и землю в сосуде, расположенном в воздухе (то есть там, где Аристотель предполагал естественное место элемента воздуха — выше естественного места воды), то вода будет двигаться вверх, удаляясь от места, которое Аристотель считал её естественным местом. Естественное место элемента, по терминологии Ралбага, — это всего лишь место, расположенное ниже всех более лёгких окружающих его элементов, и выше всех более тяжёлых .

Обсуждая возможность вращения Земли вокруг оси , Ралбаг приходит к обычному для того времени выводу, что Земля покоится, а небо движется. Предметом его рассмотрения была гипотеза, согласно которой все движения, наблюдаемые на небесах (а не только суточное вращение небосвода), относятся к Земле . По его мнению, если бы двигалась только Земля, мы не видели бы изменения относительного положения небесных тел, а, стало быть, небесное движение существует. Ралбаг приводит этот аргумент даже в комментарии к Торе:

Дополнительная храмовая жертва на новомесячье приносилась в тот день, когда видели новую луну. И обновление луны указывает на движение на небе, и это показывает ошибочность взгляда, что небеса покоятся, а земля совершает суточное движение, как думали люди. Потому что тогда луна и солнце всегда находились бы в одинаковом взаимном положении, а мы видим обратное, так как каждый месяц луна встречает солнце, а затем постепенно удаляется от него, а потом они снова начинают сближаться. И так же обстоит со светом луны, который постепенно прибавляется, затем ослабевает, пока не исчезнет, а потом появляется снова, когда появляется новая луна. Отсюда с неизбежностью вытекает, что небо двигается. А поскольку для каждого движения требуется двигатель, значит и у небес есть двигатель, и так мы узнаём о существовании отделённых интеллектов .

И от движения звёзд есть большая польза, так как понятно, что есть перводвигатель, и это Бог. И именно поэтому Исаак молился перед заходом солнца, ибо именно в этот момент людям ясно, что солнце движется, и отсюда вытекает, что у него есть двигатель. И по той же причине Авраам молился после восхода солнца, так как влияние солнца известно всем, и в древности многие ошибочно принимали солнце за божество. И именно поэтому избрали наши святые отцы такие времена молитв, когда ясно, что солнце двигается, так как каждый день оно восходит в другом месте, чем в предыдущий день… А если бы Земля вращалась, а небеса покоились бы, этого бы не происходило, — солнце всходило и заходило бы каждый день в одном и том же месте… И так же Яков молился после захода солнца, так как все звёзды двигаются одной причиной — Богом .

Ралбаг подробно рассмотрел возможность существования других миров. Большинство из доводов против этой возможности, принадлежащих Аристотелю, показались ему неубедительными . Однако непреодолимым ему показался аргумент, согласно которому существование иных миров влечет за собой существование разделяющей их пустоты. Таким образом, он остался сторонником представления о том, что наш мир является единственным.

Как и подавляющее большинство средневековых мыслителей, Ралбаг разделял мнение Аристотеля, что небесные сферы приводятся в движение духовными сущностями — интеллектами. Однако он отошёл от одного из основных принципов средневековой космологии, что движение распространяется только от внешних небесных сфер к внутренним. По его мнению, всего существует 48 интеллектов, а над ними — Активный Интеллект, осуществляющий связь с Богом . Ралбаг допускал распространение движения от центра к окраинам, что нарушало принятую в средневековье иерархию интеллектов .

При этом сфера неподвижных звёзд находится в иерархии выше других сфер, так как от неё происходит движение предметов на земле, приходится предположить, что эта сфера обладает более сложным движением, чем простое вращение . Сферы и звёзды состоят из одного материала — квинтэссенции , при этом звёзды светятся не в силу своего несовершенства, а в соответствии со своим предназначением .

Теоретическая астрономия

Ралбаг провёл последовательный анализ системы Птолемея, привлекая аргументы из наблюдений, натурфилософии и математики, что было довольно необычным сочетанием. Он отверг как теорию гомоцентрических сфер Ал-Битруджи , так и теорию эпициклов Птолемея. Первая из них (предполагающая, что Земля находится точно в центрах окружностей, по которым движутся светила) опровергается изменениями угловых размеров небесных тел. Эпициклы предполагают, что в их центре должны быть твёрдые тела, а никто никогда не видел, чтобы они что-либо затмевали. Кроме того, при эпициклах была бы видна обратная сторона Луны . По мнению Ралбага, теорию движения планет необходимо строить на основе модели эксцентров.

Ближняя к Земле часть космоса по представлениям Ралбага. В центре — Земля, затем слой метеоров, затем Луна, затем Меркурий. Между сферами планет находится жидкость

В его теории эксцентрические сферы не прилегают плотно, а отделены слоем жидкости. Свойства этой жидкости сходны со свойствами обычных земных жидкостей ; здесь имеет место отход от представлений Аристотеля, что небесные и земные вещества имеют разную природу. Скорость течения космической жидкости меняется в пространстве таким образом, что между двумя сферами, относящимся к разным планетам, существовал слой, где скорость течения равна нулю . Цель такого закона изменения скорости жидкости заключалась в том, что он изолирует сферы друг от друга . Другой целью было размещение центра вращения сфер внутри объекта, скорость вращения которого равна нулю. В соответствии с общепринятыми тогда взглядами (основанными на физике Аристотеля в интерпретации Аверроэса ) он полагал, что центр вращения каждой небесной сферы должен находиться внутри неподвижного объекта, который как бы служил телом отсчёта, относительно которого отмеряется вращение . Ещё у Маймонида было возражение против птолемеевых эксцентров, что центр вращения, скажем, сферы Юпитера расположен не в неподвижной Земле, а внутри сферы Марса, которая сама вращается . Введя неподвижный слой жидкости, Ралбаг достигал того, что центр вращения каждой сферы оказывался внутри неподвижного тела — слоя жидкости, текущего с нулевой скоростью .

Основываясь на своём законе изменения скорости течения космической жидкости, Ралбаг разработал теоретический метод вычисления космических расстояний. При этом он склонялся к варианту расположения светил, предложенному Джабиром ибн Афлахом (в порядке удаления от Земли: Луна — Солнце — Меркурий — Венера — Марс — Юпитер — Сатурн — неподвижные звёзды). Согласно его оценке, сфера неподвижных звезд удалена от нас на 157 триллионов радиусов Земли , что составляет около 100 тысяч световых лет . Это была самая большая оценка размеров мира, данная в средние века .

Наблюдательная астрономия

Чертёж посоха Якова по оригинальному описанию Ралбага
Открывающий скрытое, или посох Якова. Колышки в углах сделаны для удобства пользователя. Шкала для снятия показаний. Ралбаг учёл, что угол на инструменте и угол внутри глаза отличаются, и сумел ввести количественную поправку на эту ошибку .

В отличие от многих других учёных, при построении теории движения планет, Солнца и Луны Ралбаг опирался на многочисленные собственные измерения. Он описал около десятка затмений, а также много других небесных явлений, наблюдавшихся им лично. Так, Ралбаг описывает соединение Венеры и Юпитера, которое он наблюдал в городе Авиньон , тогдашней резиденции римского папы. Ещё более необычным для средневековой науки было проведение специальных наблюдений за Луной для проверки того, какая модель её движения адекватнее . Ралбаг изобрёл специальный инструмент для измерения угловых расстояний между небесными телами — « посох Якова » ( лат. Baculus Jacob ), использовавшийся с некоторыми усовершенствованиями в течение столетий ; им, например, пользовался Региомонтан . Сам автор изобретения называл его « ивр. מגלה עמוקות (megalle ‘amuqqot, открывающий глубокое) ‎», дал его описание в «Войнах Господних» и даже воспел в стихах . По другой теории, инструмент был изобретён еврейским астрономом . Ралбаг пользовался и другими инструментами: камерой-обскурой и усовершенствованной им самим астролябией . Он наблюдал затмения на задней стене большой комнаты, превращённой в камеру-обскуру . Ралбаг первый понял, что при точных измерениях угловых размеров в камере-обскуре необходимо вводить поправку на ширину отверстия, и указал, как это сделать . Вообще, он обращал особое внимание на возможные источники ошибок при астрономических измерениях и не пытался искусственно гармонизировать наблюдаемые данные с античными .

Ралбаг утверждал, что для проверки астрономических гипотез надо учитывать не только положение светил на небе, но и наблюдаемые физические характеристики небесных тел, такие, например, как яркость, которая заметно меняется у Марса и других небесных тел . Таким образом, если до Ралбага астрономия считалась частью математики, то он внёс в астрономию физику. Птолемей доказал, что теории движения Луны по эпициклам и эксцентрам математически эквивалентны, на что Ралбаг возразил, что они не будут эквивалентны физически: при эпициклах должна быть видна и другая сторона Луны, чего не наблюдается (видимый рисунок на поверхности Луны Ралбаг считал реальностью, а не иллюзией) .

Ралбаг расширил метод Птолемея для измерения параллакса луны на измерение параллакса комет , что обычно приписывается Региомонтану . Однако, как считал сам Ралбаг, «метод не показал истины» и не выявил искомого параллакса. Только позднее Тихо Браге разобрался с параллаксом комет: Ралбаг не смог его обнаружить, так как считал, согласно Аристотелю, что всё, что меняется, находится в подлунном мире, а на самом деле кометы, как правило, находятся дальше, чем Луна. Видимое отсутствие параллакса привело Ралбага к дополнительному предположению, что гипотетическая межпланетная жидкость имеет особенные свойства в подлунной части мира .

У Ралбага встречаются явно сформулированные элементы теории ошибок измерения, которая была полностью развита Галилеем. Ралбаг поместил их в свой комментарий к книге притчей Соломоновых , там среди прочего упоминается важность многократного повтора наблюдений .

Теория движения луны

Иллюстрация, показывающая как вычислять поправки к положению луны, из парижской рукописи на иврите книги Ралбага «Войны Господни»

Проведя множество измерений положения луны, её углового размера и многих других параметров, Ралбаг пришёл к выводу, что система Птолемея хорошо описывает положение луны в сизигиях и квадратурах , но имеет заметные ошибки в определении луны и её видимого размера в октантах (промежуточных точках между сизигиями и квадратурами). Это привело Ралбага к разработке новой модели лунного движения по эксцентру, которая включала в себя месячное изменение расстояния до луны. Последнее открытие (т. н. третья вариация) обычно приписывается Тихо Браге , который действительно независимо пришёл к тому же выводу, а также нашёл четвёртую, годовую вариацию .

Математика и логика

В трактате «Дело вычислителя» , завершённом в 1321 году , когда автору было 33 года , Ралбаг первым в Европе вывел основные комбинаторные формулы для подсчёта числа сочетаний , перестановок и размещений . Для их доказательства он применяет математическую индукцию и вплотную подходит к выделению индукции в отдельный метод , хотя окончательное оформление этого метода обычно приписывается Паскалю . Помимо этого, в книге описываются известный алгебраический метод извлечения квадратного корня, новый аналогичный метод извлечения кубического корня, несколько теорем и доказывается ряд алгебраических формул: вычисления сумм последовательных чисел от единицы до данного числа, суммы квадратов, суммы кубов.

В книге «Комментарии к введениям книги Евклида» содержится первая в Европе попытка доказательства V постулата Евклида. Герсониду было известно доказательство Ибн ал-Хайсама , поскольку комментарии последнего к «Началам» Евклида были переведены на древнееврейский язык Самуилом ибн Тиббоном в 1270 году . Как и многие другие авторы до Лобачевского , Ралбаг заменил V постулат другим постулатом, эквивалентным евклидовскому , однако, в отличие от Ибн ал-Хайсама и других, сделал это явно и осознанно.

Аксиома, которую Ралбаг предложил взамен пятого постулата, гласит: «линия, которая наклонена, приближается с той стороны, с которой образуется острый угол». Более строго её можно сформулировать так: если две прямые пересекаются третьей, и сумма односторонних внутренних углов меньше двух прямых, то две исходные прямые сближаются с этой стороны, причём (что важно) на всём их протяжении в эту сторону. Эту формулировку аксиомы Ралбаг считал более наглядной и очевидной, чем евклидовскую, так как она, по его мнению, вытекает из интуитивного смысла слова «наклонена». Отметим, что из аксиомы Ралбага сразу следует, что если две прямые сближаются в одном направлении, то они удаляются в противоположном направлении (и также на всём протяжении) . Помимо этого, Ралбаг сформулировал и применил в своём доказательстве «аксиому Архимеда» . Само доказательство начинается с опровержения предположения, что существует четырёхугольник, все углы которого — острые; Ралбаг показывает, что тогда продолжения его противоположных сторон удаляются одна от другой в обе стороны, что противоречит его аксиоме. Далее он доказывает существование прямоугольника , а отсюда сразу следует справедливость пятого постулата.

В трактате «О синусах, хордах и дугах», переведённом на латинский язык в 1342 году (это была одна из первых европейских книг по тригонометрии ), Ралбаг доказывает теорему синусов . Он составил пятизначные таблицы синусов . Ралбаг использовал десятичную нотацию с цифрой 0, но вместо остальных цифр использовались буквы иврита .

Епископ города Мо Филипп де Витри , музыковед-любитель, заказал Леви бен Гершому сочинение «О гармонических числах», которое было завершено в 1343 году и касалось чисел вида . Леви бен Гершом дал в этом труде решение «проблемы Филиппа де Витри» — он доказал, что существуют только четыре пары последовательных таких чисел: (1,2)(2,3)(3,4)(8,9) . Это довольно короткое сочинение было немедленно переведено с иврита на латинский и сохранилось под названием « лат. De Numeris harmonicis ».

Ралбаг написал два комментария по логике к Аверроэсу и составил отдельное сочинение о правильных силлогизмах . Сочинения были оценены современниками, например, Моше Нарбони характеризует Ралбага как логика .

Астрология

Увлечение астрологией было, как известно, широко распространено в то время среди учёных, хотя отдельные мыслители, такие как Маймонид относились к астрологии весьма скептически . В частности, Ралбаг в рамках своей физической теории описывал влияние на Землю не только Солнца и Луны, но и других тел, особенно планет. В этом Ралбаг следовал Аврааму ибн Эзре , который, в свою очередь был под влиянием багдадского еврея , передававшего представления сасанидской Персии . И Ралбаг, и Ибн Эзра подчёркивали, что для успешной интерпретации событий необходим большой опыт .

В 1339 году Ралбаг написал астрологическую работу по прогнозу сближения Сатурна и Юпитера в 1345 году , до которого сам не дожил. Оригинал дошёл до нас в единственном экземпляре, хранящемся в Кембридже . Работа была немедленно переведена на латынь, причём в этом принял участие Соломон, родной брат Ралбага и личный врач папы. В латинском тексте содержится указание, что работа была выполнена по заказу папы Бенедикта XII . Многие поняли, что астрологический прогноз, сделанный Леви, включал в себя предсказание о приходе мессии в 1358 году . Однако, в комментарии к книге Даниила Ралбаг, хотя и указывает, что делал вычисления мессианского года на основании пророчеств Даниила , но подчёркивает, что это произойдёт в результате Божественного промысла, а не из-за влияния звёзд. Это сочетается с известным талмудическим высказыванием, что «влияние звёзд не распространяется на народ Израиля» . Ралбаг предсказал большие бедствия как результат этого сближения. Именно так поняли появление Чёрной Смерти в 1347 году .

Астрология являлась также частью философского мировоззрения Ралбага. Так, даже знание Бога о мире и будущем опирается на знание движения небесных светил, которые созданы специально для влияния на человечество . Впрочем, свободный выбор человека может преодолеть влияние звёзд, хотя это и редко встречается .

Влияние Ралбага и отношение к нему

Оригинальные и смелые взгляды Ралбага вызвали подозрения в ереси и острую критику, особенно со стороны Хасдая Крескаса . насмешливо называл главный труд Ралбага «Войнами с Господом», то же самое делал . (более известен под акронимом РИВАШ) признавал, что Ралбаг хороший талмудист, но утверждал, что некоторые доктрины Ралбага неприемлемы. Свою критику внёс и дон Ицхак Абрабанель . Дальше всех пошёл из Италии, запретивший около 1455 года изучение трудов Ралбага вообще . Но и противники Ралбага зачастую использовали его идеи, его цитирует, например, Малбим в комментарии к книге Иова .

Хотя Ралбаг пользовался огромным уважением как учёный и математик, особенно в христианской среде, тем не менее, он оказал относительно малое влияние на последователей . Только сравнительно недавно учение Ралбага нашло себе подобающее место в истории мировой философии, и установлено его влияние на таких философов как Лейбниц и Спиноза . Теперь, когда корпус его основных трудов стал доступен, Ралбага оценили как глубокого и последовательного философа .

Труды

Комментарии к Танаху

  • לוי בן גרשום (Рабби Леви бен Гершом). Торе = פירוש. — Первопечатное издание. — Мантуя , 1476. — 772 с.
  • לוי בן גרשום (Рабби Леви бен Гершом). Торе = פירוש / Барух Бреннер, Кармиэль Коэн. — Маале-Адумим : , 2000. — Т. 1-6 (вышло 5). (недоступная ссылка)
  • אלי פריימן וברוך ברנר (Эли Фрайман, Барух Бренер). Торе (иврит) = פירוש רלב"ג לתורה : журнал. — מחניים, תשנ"ג. — Iss. גיליון ב—4 .
  • Леви бен Гершом, перевод на английский — Менахем Келльнер. Песнь Песней = Commentary on Song of Songs / Menachem Kellner. — Yale Judaica Series. — Yale University Press, 1998. — 194 с. — ISBN 978-0300071474 .
  • Леви бен Гершом. Комментарий к Книге Притч = פירוש על משלי. — Leiria, 1492.
  • Леви бен Гершом. Комментарий к Книге Иова = פירוש על איוב. — Ferrara, 1477.
  • Леви бен Гершом. Комментарий к Пяти Свиткам = פירוש על חמש מגילות. — Riva di Trento, 1560.
  • Леви бен Гершом. Комментарий к книгам Эзры, Нехемии и Хроник. — Краков, 1888.
  • Леви бен Гершом. Книга о взглядах и морали = ספר הדעות והמידות. — Моралистические выдержки из комментария к Торе. — Варшава, 1865.
  • Леви бен Гершом. Моральные уроки = תועליות. — Моралистические выдержки из комментария к Торе. — Riva di Trento, 1559-60.

Философия

  • Рабби Леви бен Гершом перевод на английский Seymour Feldman. = 'מלחמות ה. — Jewish Publications Society, 1984. — Т. 1. — 268 с. — ISBN 978-0827602205 .
  • Рабби Леви бен Гершом перевод на английский Seymour Feldman. = 'מלחמות ה. — Jewish Publications Society, 1987. — Т. 2.
  • Рабби Леви бен Гершом перевод на английский Seymour Feldman. 5-6 // = 'מלחמות ה. — Jewish Publications Society, 1999. — Т. 3.
  • Леви бен Гершом. = 'מילחמות ה. — Лейпциг: Карл. Б. Ларк, 5626.
  • Рабби Леви бен Гершом. Комментарий к Аверроэсу.

Астрономия

  • Bernard R. Goldstein. = The Astronomy of Levi ben Gerson (1288-1344): A Critical Edition of Chapters 1-20 with Translation and Commentary. — Studies in the History of Mathematics and Physical Sciences. — Springer, 1985. — 310 с. — ISBN 978-0387961323 .

Математика

  • Герсонид Лев. Перевод И. Г. Польского, примечания Б. А. Розенфельда. Комментарии к введениям книги Евклида = הגהות לספר אוקלידס. — ИМИ, 1958. — Т. XI. — С. 763—782.
  • Леви бен Гершом, перевод на английский — Charles H. Manekin. = The Logic of Gersonides: A Translation of Sefer ha-Heqqesh ha-Yashar (The Book of the Correct Syllogism) of Rabbi Levi ben Gershom with Introduction. — Springer, 1992. — 364 с. — ISBN 978-0792315131 .
  • Леви бен Гершом. Сочинение о науке геометрии = חיבור חכמת התשבורת. — Berlin: Hausfreund, 1910.
  • Леви бен Гершом. Работа счётчика = ספר מעשה חושב. — Frankfurt am Main: Louis Golde, 1909.

Примечания

Комментарии
  1. «Ралбаг» — акроним от « Рабби Леви бен Гершом ».
  2. Ралбаг составил список своих книг на последних страницах книги Давида Кимхи , которая хранится в настоящий момент в собрании рукописей в от 21 августа 2011 на Wayback Machine Вроцлава и доступна в европейской электронной библиотеке (недоступная ссылка) за номером 46886. Это — единственный известный автограф Герсонида. В герсонидовском каталоге книги делятся на три группы: 1) Танах и комментарии, 2) Талмуд и законы Галахи , 3) Мудрость (наука и философия)
  3. Например, в Лев.
  4. Для сравнения: сохранилась только одна рукопись популярного комментария Рашбама
  5. Идиоматическое выражение означающее, что хотя Тора объявляет некоторые живые существа ритуально нечистыми ( Лев. ), искусный схоласт может вывернуть закон наоборот
  6. З. Я. Слонимский объясняет в популяризационной книге на ивр. «ספר כוכבא דשביט» ‎ от 11 апреля 2022 на Wayback Machine (1835), что имеется в виду зеркало, вогнутое для фокусировки лучей.
  7. Город в Италии
  8. Ранее аналогичные взгляды развивали Демокрит , Стратон из Лампсака, аль-Бируни , позднее — Николай Орем и Хасдай Крескас
  9. Во второй половине XIV века аналогичную гипотезу рассматривал Альберт Саксонский ( Sarnowsky J. The defence of the Ptolemaic system in late mediaeval commentaries on Joannes de Sacrobsoco's De sphaera // In: Mechanics and cosmology in the medieval and early modern period, edited by M. Bucciantini, M. Camerota and S. Roux. — Florence: L. S. Olschki, 2007. — С. 29—44 . ).
  10. Следуя Птолемею , большинство средневековых авторов оценивали расстояние до звезд примерно в 20 тысяч радиусов Земли.
  11. На основании стиха из Дан. , который он понял в том смысле, что от разрушения Иерусалимского Храма до прихода мессии пройдёт 1290 лет
Источники
  1. , p. 19.
  2. , p. 402.
  3. , p. 418.
  4. Иэн Стюарт . Величайшие математические задачи. — М. : « Альпина нон-фикшн », 2016. — С. 212. — 460 с. — ISBN 978-5-91671-507-1 .
  5. , p. 5.
  6. , p. 1000.
  7. Jewish Encyclopedia. (англ.) . Дата обращения: 7 марта 2011. 20 августа 2011 года.
  8. , p. 365.
  9. Weil, Gérard E., Marie Weill-Guény, Joseph Shatzmiller. (фр.) = La Bibliotheque de Gersonide: D'apres son Catalogue Autographe // Collection de la Revue des Études Juives. — Louvain-Paris: E.Peeters, 1991. — Livr. 10 . — P. 168 . — ISBN 978-90-6831-352-9 . 20 августа 2011 года.
  10. Joseph Shatzmiller, Marie Weill. (фр.) = Un Autographe de Gersonide: Examen Graphologique // Joseph Dan, Klaus Herrmann, Johanna Hoornweg and Manuela Petzoldt Studies in Jewsih manuscripts. — Louvain-Paris: Paul Mohr Verlag, 1999. — P. 221—228 . — ISBN 978-3161470448 .
  11. , p.495 and note 3 there.
  12. , p. 505.
  13. , p. 105.
  14. , p. 2.
  15. , p. 420.
  16. , pp. 455-456.
  17. .
  18. , p. 21.
  19. , p. 450.
  20. , p. 421.
  21. , p. 419.
  22. לוי בן גרשום (Рабби Леви бен Гершом). Торе = פירוש. — Первопечатное издание. — Мантуя , 1476. — 772 с. 10 августа 2011 года.
  23. לוי בן גרשום (Рабби Леви бен Гершом). Торе = פירוש / Барух Бреннер, Кармиэль Коэн. — Маале-Адумим : , 2000-. — Т. 1—6 (вышло 5). (недоступная ссылка)
  24. , all.
  25. , p. 116.
  26. , pp. 212—213.
  27. , p. 104.
  28. , p. 214.
  29. , pp. 403—405.
  30. , p. 115.
  31. , p. 120.
  32. , p. 57.
  33. , p. 62.
  34. , p. 58.
  35. , pp. 405—406.
  36. , pp. 406—409.
  37. , Introduction by Seymur Feldman, pp.22-24.
  38. , p. 59.
  39. Прит.
  40. .
  41. Charles Touati. Философские и теологические мысли у Герсонида (фр.) = La pensée philosophiquee et théologique de Gersonide. — Paris, 1973.
  42. .
  43. , Introduction by Seymour Feldman, p.20.
  44. Путеводитель растерянных , часть 2, глава 13
  45. , p. 57.
  46. , pp. 172—174.
  47. , p. 113.
  48. , p. 114.
  49. , p. 127.
  50. , p. 306.
  51. , p. 308.
  52. , pp. 308—309.
  53. , p. 314.
  54. , p. 131.
  55. , pp. 313—314.
  56. .
  57. , Стр.23 и сноска 17.
  58. , p. VIII.
  59. ивр.
  60. , p. 5.
  61. , pp. 76—77.
  62. , Стр.24.
  63. , p. 25.
  64. , p. XV.
  65. , p. 315.
  66. , Appendix by Tzvia Langerman.
  67. , p. 448.
  68. , Introduction by Seymur Feldman, pages 18—19.
  69. , p. 450.
  70. .
  71. , pp. 29—30.
  72. , p. 126.
  73. , p. l23.
  74. , p. 30.
  75. , p.27, note 5.
  76. Рукопись хранится в Ватикане Urb. 42, paragraph 681, 44A
  77. , p. 444.
  78. , p. 9.
  79. Tamar M. Rudavsky. (англ.) . The Biographical Encyclopedia of Astronomers. New York: Springer, 2007, pp. 415-417 . Springer Reference. Дата обращения: 22 февраля 2011. 20 августа 2011 года.
  80. , p. 4.
  81. , pp. 166—167.
  82. , том 5, часть 1, параграф 1.
  83. , pp. 56, 68.
  84. , p. 168.
  85. .
  86. , pp. 115—116.
  87. , том 5, стр. 378—379 и примечание 59.
  88. , том 1, стр. 327—329.
  89. , pp. 113—116.
  90. , p. 446.
  91. , pp. 38—42.
  92. , p. 12.
  93. , p. 14.
  94. , p. 13.
  95. , pp. 23—26.
  96. , pp. 169—170.
  97. , p. 155.
  98. , p. 42.
  99. .
  100. , p. 8.
  101. , p. 238.
  102. , p. 1001.
  103. Peter Kemp. = The Oxford Companion to Ships and the Sea. — 1976. — С. —93. — ISBN 0-586-08308-1 .
  104. , pp. 7—8.
  105. , Abstract.
  106. , pp. 10-12.
  107. Обзор связи астрономии и физики по мнению Ралбага см. в статье Goldstein, 1997.
  108. , p. 273.
  109. К Прит.
  110. , pp. 356—358.
  111. Victor E. Thoren. Открытие вариации Тихо Браге = Tycho Brahe's Discovery of the Variation // European Society for the History of Science Centaurus. — 1968. — Т. 12 , № 3 . — С. 151—166 .
  112. .
  113. «Маасе хошев», упоминается также как «Работа счётчика».
  114. , pp. 203—205.
  115. Стиллвелл Д. Математика и её история. — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2004, стр. 194.
  116. , p. 183.
  117. .
  118. , p. 206.
  119. , pp. 780-781.
  120. , pp. 740—741.
  121. , p. 325.
  122. , p. 239.
  123. , p. 175.
  124. .
  125. , p. 102.
  126. , p. 3.
  127. , p. 18.
  128. , p. 1.
  129. , p. 11.
  130. , pp. 2, 9.
  131. .
  132. ивр.
  133. , p. 179.
  134. , p. 181.
  135. , p. 174.
  136. Tamar Rudavsky. (англ.) . Stanford Encyclopedia of Philosophy (15 марта 2011). Дата обращения: 4 мая 2011. 20 августа 2011 года.

Литература

  • Розенфельд Б. А. Доказательства пятого постулата Евклида средневековых математиков Хасана ибн ал-Хайсама и Льва Герсонида. — М. : ИМИ, 1958. — С. 733—742.
  • Сират, Колетт. Перевод с английского Т. Баскаковой. История средневековой еврейской философии = A history of Jewish Philosophy in the Middle Ages / У. Гершович, Д. Фролов. — 1-е изд. — Иерусалим-М.: Гешарим-Мосты культуры, 2003. — Т. 1. — 712 с. — ISBN 5-93273-101-X .
  • Хайнеман, Ицхак. Перевод с иврита: И. Векслер, Л. Китросский . Смысл заповедей = ивр. טעמי מצוות (Ta'amei Mitzvot) ‎ / Др. Арье Стриковски. — Иерусалим: Амана, 1995. — 385 с.
  • История математики / Под редакцией А. П. Юшкевича , в трёх томах. — М. : Наука, 1970. — Т. I. — С. 325, 337—339.
  • Attias, Jean-Christophe. (фр.) = Revue de «Gersonide en son temps. Science et philosophie médiévales.» // Revue de l'histoire des religions. — Louvain-Paris: E.Peeters, 1995. — Livr. 212—4 , n o 212 . — P. 495—499 . (англ.)
  • Braner, Baruch. Галахическое мышление Ралбага и его отношение к Маймониду на базе двух изданий комментария к Торе (иврит) = חשיבתו ההלכתית של הרלב"ג ויחסו לרמב"ם על פי שתי המהדורות של ביאורו לתורה : Research proposal. — 2007.
  • Cohen, Carmiel. Докторат на тему «Галахические интерпретации с точки зрение непосредственного смысла Писания в комментарии Ралбага к Торе» = ивр. פרשנות הלכתית על דרך הפשט בביואור הרלב"ג לתורה (Parshanut hilkhatit al derekh ha-pshat bviur ha-Ralbag le-Tora) ‎. — Иерусалим: не издано, архивы Еврейского Университета, 2008. (иврит)
  • Eisen, Robert. (англ.) = Reason, Revelation and the Fundamental Principles of the Torah in Gersonides' Thought // Proceedings of the American Academy for Jewish Research. — American Academy for Jewish Research, 1990. — Vol. 57 . — P. 11—34 .
  • Feldman, Seymur. (англ.) = Gersonides' Proofs for the Creation of the Universe // Proceedings of the American Academy for Jewish Research. — American Academy for Jewish Research, 1967. — Vol. 35 . — P. 113—137 . — ISSN .
  • Feldman, Seymour. = Gersonides: Judaism Within the Limits of Reason (англ.) . — Littman Library of Jewish Civilization, 2010. — 272 p. — ISBN 9781904113447 .
  • Feldman, Seymour. = Gersonides on the Possibility of Conjunction with the Agent Intellect // Association for Jewish Studies AJS Review. — Cambridge University Press, 1978. — Т. 3 . — С. 99—120 .
  • Freudenthal, Gad. Человеческое счастье и астрономия: восстание Герсонида против Птолемея = Human Felicity and Astronomy: Gersonides’ Revolt Against Ptolemy (in Hebrew) // Da’at. — 1989. — № 22 . — С. 55—72 .
  • Freudenthal, Gad et al. = Studies on Gersonides: a fourteenth-century Jewish philosopher-scientist / Gad Freudenthal. — Сборник статей. — Brill, 1992. — 422 с. — ISBN 9789004096417 . (англ.) (фр.)
  • Funkenstein, Amos. (англ.) = Gersonides' Biblical Commentary: Science, History and Providence (or: The Importance of Being Boring) // Gad Freudenthal Studies on Gersonides: a fourteenth-century Jewish philosopher-scientist : Сборник статей. — Brill, 1992. — P. 305—315 . — ISBN 9789004096417 .
  • Glasner R. // Early Science and Medicine. — 1996a. — Т. 1 , № 2 . — С. 151—203 .
  • Glasner R. = The Early Stages in the Evolution of Gersonides' «The Wars of the Lord» // The Jewish Quarterly Review (New Series). — 1996b. — Т. 87 , № 1/2 . — С. 1—46 .
  • Goldstein, Bernard R. (англ.) = Levi ben Gerson's Theory of Planetary Distances // Centaurus. — 1986. — Vol. 29 , no. 4 . — P. 272—313 .
  • Goldstein, Bernard Raphael and Pingree, David . сближении планет в 1345 году (англ.) = Levi ben Gerson's Prognostication for the Conjunction of 1345 // American Philosophical Society Transactions of the American Philosophical Society. — Philadelphia, 1967. — Vol. 80 , no. 6 . — P. 1—60 . — ISSN .
  • Goldstein, Bernard R. (англ.) = Levi ben Gerson on the Sources of Error in Astronomy // Aleph: Historical Studies in Science and Judaism. — Indiana: Indiana University Press, 2010. — Vol. 10 , no. 2 . — P. 211—240 . — ISSN . 6 августа 2011 года.
  • Goldstein, Bernard R. = The astronomy of Levi ben Gerson (1288-1344). — Springer-Verlag, 1985. — 307 с. — ISBN 9780387961323 . (англ.)
  • Goldstein, Bernard R. (англ.) = Levi ben Gershon's contribution to astronomy // Gad Freudenthal Studies on Gersonides: a fourteenth-century Jewish philosopher-scientist : Сборник статей. — Brill, 1992. — P. 3—20 . — ISBN 9789004096417 .
  • Goldstein, Bernard R. (англ.) = The Physical Astronomy of Levi ben Gerson // Perspectives on Science. — 1997. — Vol. 5 . — P. 1—30 .
  • Goldstein, Bernard R. = Levi ben Gerson's Preliminary Lunar Model // Centaurus. — 1974. — Т. 18 , № 4 . — С. 275—288 .
  • Goldstein, Bernard R. = Levi ben Gerson's Lunar Model // Centaurus. — 1972. — Т. 16 , № 4 . — С. 257—284 .
  • Guttmann, Julius. Философии иудаизма: история еврейской философии от библейских времён до = Philosophies of Judaism: The History of Jewish Philosophy from Biblical Times to Franz Rosenzweig. — Holt, Rinehart and Winston, 1964. — 217 с. — ISBN 0805204024 . (англ.)
  • Harvey, Steven. (англ.) = The Greek library of the Medieval Jewish philosophers // Ancona, C. D' (ed.) and Cristina D'ancona The Libraries of the Neoplatonists (Philosophia Antiqua) : Book. — Brill, 2007. — P. 493—506 . — ISBN 978-9004156418 .
  • Kellner, Menachem. (англ.) = Gersonides on Imitatio Dei and the Dissemination of Scientific Knowledge // The Jewish Quarterly Review. — University of Pennsylvania Press, 1995. — Vol. 85 , no. 3—4 . — P. 275—296 .
  • Kellner, Menachem. Тора в обсерватории: Герсонид, Маймонид, Песнь Песней (Верования: еврейская философия и Каббала) = Torah in the Observatory: Gersonides, Maimonides, Song of Songs (Emunot: Jewish Philosophy and Kabbalah). — Academic Studies Press, 2010. — 300 с. — ISBN 978-1934843802 . (англ.)
  • Kellner, Menachem. (англ.) = Bibliographia Gersonideana, 1992–2002 // Aleph. — 2003. — Iss. 3 . — P. 345—374 .
  • Kellner, Menachem. (англ.) = Bibliographia Gersonideana, An annotated List of Writings by and about R. Levi ben Gershom.
  • Kreisel, Howard. = Esotericism to Exotericism: From Maimonides to Gersonides // Study and Knowledge in Jewish Thought. — Беер-Шева: Ben-Gurion University of the Negev Press, 2006. — С. 165—184 .
  • Langermann, Tzvi. The true perplexity. The guide to the perplexed, part 2, chapter 24 // Perspective on Maimonides. Philosophical and Historical Studies. Edited by Joel L. Kraemer. — Oxford University Press, 1991.
  • Mancha R., Freudenthal G. (англ.) = Levi ben Gershom's Criticism of Ptolemy's Astronomy // Aleph: Historical Studies in Science and Judaism. — Indiana: Indiana University Press, 2005. — Vol. 5 , no. 2 . — P. 35—167 . — ISSN . 2 декабря 2013 года.
  • Manekin, Charles. = Conservative Tendencies in Gersonides's Religious Phylosophy // Daniel H. Frank and Oliver Leaman The Cambridge Companion to Medieval Jewish philosophy : Сборник статей. — Cambridge: Press syndicate of the University of Cambridge, 2003. — С. 304—342 .
  • Manekin, Charles. (англ.) = Preliminary Observations on Gersonides' Logical Writings // Proceedings of the American Academy for Jewish Research. — American Academy for Jewish Research, 1985. — Vol. 52 . — P. 85—113 . — ISSN .
  • Margoliot, Mordechai (editor). Энциклопедия великих мудрецов Израиля (Биографический словарь) = ивр. אנציקלופדיה לתולדות גדולי ישראל (Encyclopediya letoldot gdolei Israel) ‎. — Тель-Авив: Явне, 1973. — Т. 3. — С. 1000—1005. (иврит)
  • Nadler, Steven. = Encyclopedia of Medieval Philosophy: Philosophy between 500 and 1500, article «Gersonides» / Lagerlund, Henrik. — 1. — Springer, 2011. — С. 402—409. — 1423 с. — ISBN 978-1-4020-9730-0 . (англ.)
  • Rabinovich, Nachum L. Раби Леви бен Гершом и происхождение метода математической индукции = Rabbi Levi ben Gershom and the origins of mathematical induction // Archive for History of Exact Sciences. — 1970. — Вып. 6 . — С. 237—248 .
  • Rabinovich, Nachum L. Ранние предшественники теории ошибок = early antecedents of error theory // Archive for History of Exact Sciences. — 1974. — Т. 13 , № 4 . — С. 348—358 .
  • Rudavsky, Tamar М. (англ.) = Creation, Time and Infinity in Gersonides // Journal of the History of Philosophy. — The Johns Hopkins University Press, 1988. — Vol. 26 , no. 1 . — P. 25—44 . — ISSN .
  • Rudavsky, Tamar М. = Gersonides' theory of natural motion // Early Science and Medicine. — 1997. — Т. 2 , № 2 . — С. 149—184 .
  • Schwarz, Dov. = רלב ג כמדען // Тель-Авивский университет Pa'amim. — 2003. — Т. 54 . — С. 133-138 . (недоступная ссылка)
  • Simonson, Shai, Y. Langermann, Tzvi. Математическая традиция на иврите, в Математика в разных культурах: история западной математики (англ.) = The Hebrew Mathematical Tradition, in Mathematics Across Cultures: A History of Western Mathematics / Helaine Selin. — Dordrecht: Kluwer, 2000. — P. 167—188 .
  • Stillwell, John. = Mathematics and its History. — 2. — Springer, 2001. — 586 с. — ISBN 978-0387953366 . (англ.)
  • , статья «Леви бен Гершом» = Encyclopaedia Judaica, entry «Levi ben Gershom». — Macmillan Reference USA, 2006. — 17 000 с. — ISBN 9780028659282 . (англ.)
  • Под редакцией др. Ури Гершовича. / М.И.Гринберг . — М.; Иерусалим: Гешарим / Мосты культуры , 2018. — С. 452-499. — 632 с. — ISBN 978-5-93273-507-7 .

Ссылки

Время деятельности Герсонида в истории иудаизма
Источник —

Same as Леви бен Гершом