Природа будды
- 1 year ago
- 0
- 0
Подразумеваются десять главных учеников Гаутамы Будды . В разных источниках данные об учениках отличаются. Во многих наставлениях Махаяны десять учеников упоминаются в разном порядке . Изображения десяти учеников можно найти в пещерах Могао . Упоминания о них в текстах встречаются начиная с IV века до н. э. до XII века н. э. Это наиболее почитаемые ученики среди последователей Будды, особенно в Китае и Центральной Азии . Десять учеников упоминаются среди прочих в тексте Махаяны Вималакирти-нидеша , где их называют «десять мудрецов», термином, который обычно используется для .
Шарипутра ( санскр. शारिपुत्र , пали sāriputta , кит. 舍利子 Shèlìzǐ) (букв. «Сын Шари»), урождённый Упатисса ( пали Upatissa ), был одним из выдающихся последователей Будды . Он считается первым из двух его главных учеников вместе с Маудгальяяной ( пали Moggallāna ) . Шарипутра играл ключевую роль в миссионерской деятельности Будды и во многих буддийских школах считается важным деятелем в развитии Абхидхармы . Он упоминается в нескольких сутрах Махаяны и иногда служит в них в качестве контрапункта для представления буддизма Хинаяны .
Буддийские тексты рассказывают, что Шарипутра и Маудгальяяна c детства дружили и в юности отправились странствовать. Проведя некоторое время в поиска духовной истины, они соприкоснулись с учением Будды и стали монахами, после чего Будда объявил друзей своими двумя главными учениками . Считается, что Шарипутра стал архатом через две недели после рукоположения . Как главный ученик Шарипутра взял на себя руководящую роль в сангхе , присматривая за монахами, давая им объекты для медитации и разъясняя положения доктрины . Он был первым учеником, которому Будда позволил проводять обряд рукоположения . Шарипутра умер незадолго до паринирваны Будды в своем родном городе и был кремирован . Согласно буддийским текстам, его мощи хранились в монастыре Джетавана . Археологические находки , сделанные в 1800-х годах, позволяют предположить, что мощи могли быть перераспределены более поздними правителями по всему Индийскому субконтиненту .
Шарипутра особенно почитаем в буддизме Тхеравады . В буддийском искусстве его часто изображают рядом с Буддой, обычно справа от него . Шарипутра был известен строгим соблюдением буддийских монашеских правил , а также своей мудростью и способностями к обучению, благодаря чему его называют «Полководцем Дхармы» ( санскр. Dharmasenapati , пали Dhammasenāpati ) . Будда провозгласил Шарипутру непревзойдённым в мудрости учеником . Среди монахинь этот статус имела Кхема .
Маудгальяяна ( пали Moggallāna ), также известный как Махамаудгальяяна, урождённый Колита, был одним из ближайших последователей Будды. Он считается вторым из двух главных учеников Будды, вместе с Шарипутрой . Согласно традиционным источникам, Маудгальяяна и Шарипутра в юности отправились на поиски духовной истины . Спустя некоторое время благодаря Ассаджи они познакомились с буддийской доктриной . В конце концов они повстречали самого Будду и были посвящены им в монахи . Вскоре после этого Маудгальяяна достиг просветления .
Маудгальяяну и Шарипутру связывала глубокая духовная дружба . В буддийском искусстве их изображают как двух учеников, сопровождающих Будду , и как проповедников Дхаммы . Маудгальяяна известен своими сверхъестественными способностями и его часто изображают использующим эти силы в качестве методов обучения . Во многих ранних буддийских текстах Маудгальяяна играет важную роль в воссоединении монашеской общины после раскола, вызванного Девадаттой . Кроме того, с Маудгальяяной связывают создание первого изображения Будды . Маудгальяяна умер в возрасте восьмидесяти четырёх лет, подвергшись нападению . Эта насильственная смерть представлена в буддийских писаниях как результат кармы Маудгальяяны, который в предыдущей жизни убил своих родителей .
Маудгальяяна стал известен своей сыновней почтительностью благодаря популярному постканоническому рассказу о том, как он передал свои заслуги умершей матери . Во многих буддийских странах возникла традиция, известная как фестиваль призраков , во время которого люди передают свои заслуги предкам . Маудгальяяна также традиционно ассоциируется с медитацией и иногда с текстами Абхидхармы , а также со школой Дхармагуптаки . В XIX веке были найдены приписываемые ему реликвии , которые обрели широкое почитание .
Маха Кашьяпа или Махакашьяпа ( пали Mahākassapa ) считается в буддизме архатом , более всего в преуспевшим в аскетической практике . Махакашьяпа взял на себя руководство монашеской общиной после паранирваны Будды, возглавив Первый буддийский совет . В ряде ранних буддийских школ он считался первым патриархом и продолжает играть важную роль в традициях чань и дзэн . В буддийских текстах он предстаёт во множестве ипостасей: отрёкшегося от мира святого, законодателя, противника установленного порядка, но также и «гаранта справедливости в будущем» во времена Майтрейи . Его описывали как «отшельника, друга человечества и даже изгоя» .
В канонических буддийских текстах нескольких традиций говорится, что Махакашьяпа, которого при рождении назвали Пиппали, принадлежал к касте брахманов . Он женился по расчету на женщине по имени Бхадда Капилани . Однако оба они стремились к безбрачию и решили не вступать в супружеские отношения. Понимая, что ведение сельского хозяйства причиняет вред живым существам, они оба оставили мирскую жизнь и отправились нищенствовать. Пиппали встретил Будду и был посвящён в монахи под именем Кашьяпа , но позже его начали звать Махакашьяпой , чтобы не путать с другими монахами . Махакашьяпа стал для Будды столь важным учеником, что тот обменялся с ним одеждой , которая была символом передачи буддийского учения . Среди учеников он был первым в аскетических практиках и достиг просветления вскоре после встречи с Буддой . У него часто бывали споры с Анандой , ближайшим помощником Будды, из-за разницы по взглядах . Несмотря на свою аскетическую, строгую и суровую репутацию, он проявлял интерес к общественным вопросам и обучению и был известен своим состраданием к бедным , благодаря чему иногда его описывают как противника установленного порядка . Он сыграл важную роль во время кремации Будды и возглавил последующий Первый собор . Считается, что он хотел допустить Ананду к участию в совете, несмотря на ограничения, а затем критиковал его за ряд нарушений, которые, по его мнению, совершил помощник Татхагаты .
Жизнь Махакашьяпы, описанная в ранних буддийских текстах, была тщательно изучена учёными, которые скептически отнеслись к его роли в кремации , действиям по отношению к Ананде и исторической достоверности самого совета . Ряд учёных выдвинул гипотезу о том, что позднее данные были приукрашены, чтобы подчеркнуть ценности буддийского общественного порядка, которые отстаивал Махакашьяпа, делая акцент на монашеской дисциплине и аскезе, в отличие от Ананды и других учеников . Несмотря на это, очевидно, что Махакашьяпа играл в буддийской общине важную роль в первые дни после паринирваны Будды, стремясь создать стабильную монашескую традицию . Он эффективно руководил сангхой в течение первых двадцати лет после Будды , став в ней самой влиятельной фигурой . По этой причине многие ранние буддийские школы считали его первым патриархом .
Во многих постканонических текстах говорится, что в конце своей жизни Махакашьяпа вошёл в глубокую медитацию , благодаря чему его физические останки сохранятся нетленными в пещере под горой Куккутапада до прихода следующего будды Майтрейи . Эта история привела к появлению нескольких культов и практик и была распространена в некоторых буддийских странах вплоть до нашего времени . Учёные истолковали это как повествование о физическом соединении Гаутамы Будды со следующим Буддой Майтрейей через тело Махакашьяпы и одежду Гаутамы Будды, которая покрывала останки его ученика . В чань-буддизме этой истории уделяется меньше внимания , но согласно неортодоксальным текстам, Гаутама Будда дал Махакашьяпе особую непосредственную передачу от ума к уму, которая стала характерной чертой чань . Важным символом этой передачи также была одежда . В буддийском искусстве Махакашьяпу часто изображают как символ уверенности и надежды на будущее буддизма .
Субхути ( пали Subhadda ) — это первый ученик среди тех, кто живёт уединённо и мирно ( пали araṇavihārīnaṃ aggo ) , и тех, кто был достоин даров ( пали dakkhiṇeyyānaṃ ) . Он упоминается в нескольких сутрах буддизма Махаяны, которые учат шуньяте . Алмазная сутра представляет собой беседу Будды с Субхути, который задаёт Просветлённому вопросы .
Пунья Мантанипутта ( IAST : Pūrṇa Maitrāyanīputra или пали Puṇṇa Mantānīputta ) был величайшим учителем Дхаммы из всех учеников Будды и лучшим мастером проповеди.
Катьяяна ( санскр. Kātyāyana, Mahākātyāyana , пали Mahākaccāna ) лучше всех учеников умел объяснять краткие высказывания Будды ( пали aggam sankhitena bhasitassa vittharena attham vibhajantanam ) .
Ануруддха ( санскр. Anuruddha , пали Aniruddha ) был мастером ясновидения и практики четырёх основ внимательности ( сатипаттхана ). Ануруддха приходился Будде Шакьямуни двоюродным братом . Он с Анандой стали монахами одновременно .
Упали ( санскрит и пали Upāli), согласно ранним буддийским текстам , отвечал за чтение и составление кодекса монашеской дисциплины на Первом буддийском соборе поскольку был знатоком правил дисциплинарного характера и разъяснения заповедей . Упали был цирюльником из низшей касты . Он встретил Будду, когда был ещё ребёнком и позднее при рукоположении членов клана Шакья присоединился к ним. Фактически, он стал монахом раньше представителей знати, чем они доказали, что для них смирение превыше кастовых различий . Став монахом Упали освоил как Дхамму, так и Винаю . Его наставником был Каппитака . С ним часто советовались по вопросам Винаи . Однажды он рассматривал в конфликте из-за недвижимости дело монаха Аджука, обвинённого в пристрастности . Во время Первого Собора Упали было поручено зачитывать Винаю .
Учёными было высказано преположение, что в ранних текстах роль Упали была акцентирована в период составления кодекса монашеской дисциплины, когда Махакашьяпа и Упали считались самыми важными учениками . Позже Упали и его ученики стали известны как хранители Винаи ( пали vinayadharas ), которые поддерживали монашескую дисциплину после париниббаны Будды. Эта монашеская линия стала важной частью цейлонского и бирманского буддизма . В Китае в школе Винаи VII века Упали считался патриархом и один из основателей школы рассматривался как его реинкарнация . Беседы о Винае между Буддой и Упали были записаны в традициях пали и сарвастивада и являются важным предметом изучения современной этики в американском буддизме .
Рахула ( пали Rāhula ) был единственным сыном Сиддхартхи Гаутамы и его жены принцессы Яшодхары . Он упоминается в многочисленных буддийских текстах, начиная с раннего периода . Рассказы о Рахуле указывают на взаимное влияние жизни принца Сиддхартхи и членов его семьи . Согласно палийской традиции , мальчик родился в день отречения принца Сиддхарты и поэтому его назвали Рахула, что означает «оковы» . Согласно традиции Муласарвастивады и множеству других более поздних источников, Рахула был только зачат в день ухода принца Сиддхартхи и родился шесть лет спустя, когда его отец стал просветлённым . Столь длительная беременность объясняется плохой кармой как матери, так и ребёнка, хотя также приводятся и более . В результате позднего рождения Яшодхаре пришлось доказывать, что Рахула на самом деле сын принца Сиддхартхи с помощью . Историк Вольфганг Шуманн утверждал, что принц Сиддхартха ждал рождения сына, чтобы иметь возможность покинуть дворец с разрешения царя , но востоковед Ноэль Пери считал более вероятным, что Рахула родился после ухода своего отца .
Когда мальчику было от семи до пятнадцати лет Будда возвратился в Капилавасту. Рахула должен был вступить на престол, поскольку его отец отрёкся, но сын также предпочёл монашескую жизнь и стал первым буддийским шраманерой . После нескольких проповедей Будды он достиг просветления . Согласно ранним буддийским текстам, Рахула умер прежде паринирваны Будды, более поздние традиции считают, что он пережил отца . Рахула известен своим рвением к обучению и на протяжении всей истории буддизма он почитался начинающими монахами и монахинями .
Ананда был главным помощником Будды . Среди множества учеников Будды Ананда выделялся феноменальной памятью . Считается, что большинство текстов ранней буддийской Сутта-питаки были составлены на основе его воспоминаний во время Первого буддийского собора . По этой причине он известен как «Хранитель Дхаммы» . В ранних буддийских текстах говорится, что Ананда был двоюродным братом Сиддхартхи Гаутамы . Хотя данные в текстах относительно ранних лет жизни Ананды расходятся, общепринято, что его учителем был Пунья Мантанипутта . В течение 25 лет Ананда был личным помощником Будды . Он выполнял свои обязанности с большой преданностью и заботой и служил посредником между Буддой и мирянами, а также сангхой . Он сопровождал Татхагату вплоть до его паринирваны, действуя не только как помощник, но также как секретарь и глашатай .
Ученые скептически относятся к историчности многих событий в жизни Ананды, особенно во время Первого собора, и ещё только предстоит достичь консенсуса по этому поводу . Традиционные сведения можно почерпнуть из ранних текстов, комментариев и постканонических хроник. Ананда играл важную роль в учреждении ордена бхикшуни , попросив Будду выполнить просьбу его приёмной матери Махападжапати Готами ( санскр. Mahāprajāpatī Gautamī ) и позволить ей принять посвящение . Ананда также сопровождал Будду в последний год его жизни и поэтому был свидетелем многих проповедей и участником бесед, в которых Будда излагал своё Учение, в том числе хорошо известный принцип, согласно которому буддийское сообщество должно принять в качестве прибежища Дхамму и Винаю . Последний период жизни Будды также показывает, что Ананда был очень привязан к личности Будды и с великой скорбью наблюдал за его уходом .
Вскоре после смерти Будды был созван Первый буддийский совет и Ананде удалось достичь просветления непосредственно перед его началом, что было обязательным требованием для участия . На совете он выступил как живая память Будды, цитируя многие речи Татхагаты . На том же совете он был подвергнут критике со стороны Махакашьяпы за несколько проступков . Ананда продолжал проповедовать Дхамму до конца своей жизни, передавая своё духовное наследие. Его ученики Санаваса и Маджантика позже сыграли ведущую роль во Втором и Третьем буддийских соборах . Ананда умер в 463 г. до н. э. и на месте его смерти были воздвигнуты ступы .
Ананда — одна из самых любимых фигур в буддизме. Будда ценил его за прекрасную память, эрудицию и сострадание . В суттах Ананда часто выполняет контрастную роль, поскольку в отличие от Будды всё ещё не свободен от мирских привязанностей и не просветлён . В санскритских текстовых традициях Ананда является патриархом Дхаммы и принадлежит духовной линии, получая учения от Махакассапы и передавая их своим ученикам . Начиная с раннего средневековья Ананда почитался бхикшуни за свои заслуги в учреждении ордена монахинь . Композитор Рихард Вагнер написал черновик либретто об Ананде, на основе которого Джонатан Харви в 2007 году создал оперу «Сон Вагнера» .
В палийском тексте Удана упоминается аналогичный список, в который включены одиннадцать, а не десять учеников, и пять имён в списках отличаются . В ранних санскритских и китайских текстах упоминаются только четыре просветлённых ученика, а в более поздней традиции восемь просветлённых учеников (например, в Манджушри-мула-кальпе ; они также встречаются в бирманской традиции ), (в китайских и тибетских текстах) и (в китайских текстах) . В китайской традиции есть также упоминание о пятистах учениках .
№ | Манджушри-мула-калпа | Тексты Махаяны | Палийские тексты |
---|---|---|---|
1. | Шарипутра | Шарипутра | Шарипутра |
2. | Маудгальяяна | Маудгальяяна | Маудгальяяна |
3. | Махакашьяпа / Гаванпати | Махакашьяпа | Махакашьяпа |
4. | Субхути / Пинолабхарадваджа | Субхути | Махакатьяна |
5. | Рахула / Пилиндаватса | Пурна Майтраянипутра | Махакотхита |
6. | Нанда / Рахула | Анируддха | Капхина |
7. | Бхадрика / Махакашьяпа | Махакатйаяна | Махачунда |
8. | Капхина / Ананда | Упали | Анируддха |
9. | Нет данных | Рахула | Ревата |
10. | Нет данных | Ананда | Девадатта |
11. | Нет данных | Нет данных | Ананда |