Бих, Ишмаэль
- 1 year ago
- 0
- 0
Ишмаэль бен Элиша (в Талмуде обычно рабби Ишмаэль ивр. רבי ישמעאל ), танна , один из ведущих ученых иешивы в Явне .
Ишмаэль происходил из богатого рода коэнов в Верхней Галилее ; возможно, являлся потомком первосвященника , которого также звали Ишмаэль бен Элиша.
После первой Иудейской войны (66-73 гг. н. э.), будучи ещё ребёнком, увезен как пленник в Рим. Там его выкупил рабби Иехошуа бен Ханания и взял его с собой в Эрец-Исраэль. Позже, наряду с рабби Нехуния бен ха-Кана, стал его учителем.
Ишмаэль бен Элиша жил в Кфар-Азизе (около Хеврона). Два его сына умерли при жизни отца . В иешиве Явне Ишмаэль бен Элиша, рано проявил себя, и сблизился с рабби Акивой , несмотря на то, что почти всегда расходился с ним во мнениях по вопросам Галахи , Аггады и [методов толкования Писания.
Созданные ими школы галахической интерпретации предписаний Торы основном расходились в том, что рабби Акива стремился извлечь галахическое постановление из отдельных слов, даже отдельных букв библейского текста, в то время как Ишмаэль бен Элиша руководствовался принципом «дибра Тора ки-лешон бней адам» и поэтому считал, что нельзя основывать галахические выводы на повторении слова в библейском стихе или стилистических и грамматических особенностях библейского текста. Кроме многочисленных отдельных галахических постановлений самого Ишмаэля бен Элиши, в его школе были созданы два сборника галахических мидрашей — Мехилта к книге Исход и Сифрей к книге Числа и к части книги Второзаконие.
Ишмаэль бен Элиша стал особенно известен благодая разработанной им системой тринадцати правил герменевтики . Толкуя библейский стих, Ишмаэль бен Элиша преимущественно старался уточнить его смысл, и почти не обращал внимания на форму изложения.
Такой подход нашёл своё выражение в тринадцати правилах толкования Торы, разработанных рабби Ишмаэлем (шлош-эсрэ мидот ше-а-Тора нидрешет бахэн) . В основу этой системы легли семь правил Гиллеля .
Принципом прямого смысла и логического толкования Ишмаэль бен Элиша руководствовался и в отношении Аггады, в области которой, по словам Талмуда, он обладал обширными познаниями . В отличие от рабби Акивы, Ишмаэль бен Элиша и здесь старался оставаться в рамках логики и реальности. Критикуя рабби Акиву за его обыкновение усматривать в поэтических текстах Библии смысл, Ишмаэль бен Элиша советовал ему заниматься изучением сложных законов чистоты ритуальной, а не составлением заумных аггадических толкований . Несмотря на диаметральную противоположность взглядов Ишмаэля бен Элиши и рабби Акивы по многим вопросам Галахи, как современники, так и законоучители последующих поколений высоко чтили обоих, именуя их «отцами мира» .
Ишмаэль бен Элиша считал, что в знак траура по разрушению Храма народ должен отказаться от употребления мяса и вина, однако вместе с тем, указывал, что нельзя налагать на людей ограничения, соблюдение которых невозможно для большинства. По его словам, это было бы подобно тому, как если бы с наложением римлянами запрета изучать Тору и соблюдать предписание обрезания народ отказался бы от вступления в брак и рождения детей . Придавая большое значение изучению Торы, Ишмаэль бен Элиша вместе с тем утверждал, что не следует понимать буквально слова: «Да не отойдет эта книга Торы от уст твоих» , ибо в Торе сказано также: «… и соберешь ты хлеб твой и вино твое и елей твой» (Втор. 11:14). О значении труда Ишмаэль бен Элиша выразился: «Избери жизнь» Втор. значит: «избери труд» .
Ишмаэль бен Элиша занимал позицию крайней непримиримости к иудеохристианам , и его высказывания об их учении отличаются исключительной резкостью . Например, Ишмаэль бен Элиша запретил отступнику от иудаизма исцелить именем Иисуса ужаленного змеей племянника, сознательно обрекая его на смерть . (Более поздний источник приводит утверждение Ишмаэля бен Элиши о том, что ради сохранения жизни позволяется преступить даже запрет идолопоклонства, но при условии, что это не совершается публично .
Ишмаэлю бен Элише приписываются многочисленные высказывания мистического характера, и его имя часто упоминается в литературе хехалот .
Рабби Ишмаэль очень заботился о нуждающихся; много помогал бедным и некрасивым девушкам: он обеспечивал и покупал наряды, чтобы им легче было выйти замуж .
Ишмаэль бен Элиша, по-видимому, умер незадолго до восстания Бар-Кохбы . Однако аггада, где он иногда именуется первосвященником, причисляет его к десяти казнённых римлянами мудрецов , прибавляя, что по просьбе товарищей, приговоренных вместе с ним к казни, Ишмаэль бен Элиша, владевший тайной имени Бога , вознесся на небо, где архангел сообщил ему, что их мученическая смерть предопределена Всевышним. Согласно одной из аггадот, танна * (начало II в. н. э.), умирая, предсказал смерть Ишмаэля бен Элиши от руки римского палача .
Некоторые аггадот говорят о необычайной красоте Ишмаэля бен Элиши, и причисляют его к «семи красавцам мира».