Interested Article - Витал, Хаим

Хаим бен Иосеф Витал ( 1543 (1 хешвана 5303 ), Цфат 1620 (30 нисана 5380 ), Дамаск ) — выдающийся каббалист , поэт , оказал значительное влияние на развитие поздней каббалы. Его иногда называют "рабби Хаим Витал Калабрезе", поскольку его семья была из Калабрии ( Италия ).

Витал был одним из наиболее выдающихся учеников и продолжателей каббалиста Аризаля . Основное сочинение Витала, книга "Эц Хаим" («Древо жизни»), в котором изложены и развиты идеи Ицхака Лурии , служило одним из главных источников изучения лурианской каббалы . В XX веке книгу Эц Хаим прокомментировал в своем « Талмуде эсэр сфирот » каббалист Бааль Сулам . Хаим Витал занимался также вопросами Галахи , астрономии , а также писал духовную поэзию на арабском языке.

Биография

Родители его были выходцами из Италии, из Калабрии, и поселились в Израиле, в Цфате за два года до рождения Хаима. Отец был сойфером — переписчиком свитков Торы и изготовителем мезуз и тфилин .

Согласно бытовавшим в те времена патриархальным традициям, Хаим Витал женился в раннем возрасте. Согласно одной легенде, его первой женой была Ханна, дочь Моисея Саадии. Это был несчастливый брак, и когда он оставил свою жену, пророк Илия (Элияу) явился Хаиму Виталу во сне и ввёл его в красивый сад, где тот увидел праведных всех возрастов, в форме птиц, летя через сад и изучая Мишну . В центре сада был Бог , помещённый на троне, который был окружён набожными, опирающимися на искусно сделанные гобелены. Убеждённый этим видением в своём предназначении стать каббалистом, Хаим Витал посвятил следующие два с половиной года исследованию алхимии и магии. После завершения учёбы Илия появился к нему снова в видении, и сказал ему, что он преуспеет в его усилиях и даже напишет комментарий к Зохар .

Первые шаги в изучении каббалы

Согласно легендам, когда Хаиму было 12 лет, хиромант предсказал, что по достижении возраста двадцати четырёх лет он будет стоять на распутье двух дорог, где ему предстоит выбирать: либо подняться, либо упасть. По преданию автор "Шульхан Аруха" рабби Йосеф Каро обратил особенное внимание на способности Хаима Витала, и в 1557 году просил рабби Моше Алшейха проявить о нём особую заботу, поскольку верил в его предназначение следовать за своим наставником в изучении каббалы. Витал стал учеником талмудиста и каббалиста рабби Алшейха.

Ученик Ари

В 1570 году Хаим Витал стал учеником ведущего каббалиста своего поколения рабби Ицхака Лурии или Ари, оказавшим на него большое влияние. В течение года Хаим Витал выделился как его ведущий ученик, и после смерти Ари в 1572 году стал его преемником, возглавив каббалистов Цфата. После смерти Аризаля духовная мистическая связь с наставником не прервалась. Долгие годы он являлся р. Хаиму во сне и обучал его тайнам Торы. Так как Аризаль не оставил почти ничего из его учения в письменной форме, Хаим Витал начал записывать все, что он узнал от своего наставника. Предание считает, что он слово в слово записал со слов учителя более десятка томов убористого текста.

Не желая выполнять запрос Османского губернатора (турецкого паши), он сбежал в Дамаск , используя власть практической каббалы, где его наставник явился ему, и сказал, что он имел шанс принести Избавление (Мессианское Освобождение), выпуская воды Гихон, и теперь шанс был упущен. Это очень огорчило Хаима Витала. Там он начал писать свою первую работу «Об Абрахаме». Большая часть книги состоит из исследований о путешествии на облаках и о семи неподвижных звёздах ( планеты ), эти семь небес и соответствующие им металлы .

«Книга Снов и Видений» раби Хаима Виталя была переведена на русский язык и прокомментирована современным израильским автором Эстер Кей в 2016 году.

Раввин

После завершения книги, Хаим Витал возвратился в Иерусалим, где его прежний преподаватель, раввин Моше Алшейх, назначил его раввином в 1584 году . Через некоторое время, однако, Хаим Витал оставил Иерусалим ради Цфата, где заболел и был вынужден пролежать в кровати в течение всего года. В течение этой болезни, Иехошуа, его самый близкий последователь, который сопровождал Хаима Витала почти в каждой поездке, сумел подкупить младшего брата Хаима Витала, Моше, 500 золотыми монетами, предоставлять ему записи слов Аризаля, которые хранились запертыми в коробке. Моше соответственно принёс Иехошуа большую часть рукописей, и 100 копировщиков были немедленно заняты: только через три дня, они были в состоянии воспроизвести больше чем 600 страниц.

В 1594 , он обосновался постоянно в Дамаске , где он каждый вечер читал лекции по каббале.

В 1620 он умер, готовясь к возвращению в Цфат.

Его именем названы улицы в Иерусалиме и Тель-Авиве.

Его младший сын — каббалист Шмуэль Виталь .

Книги

Долгие годы р. Хаим Витал посвятил обработке и систематизации записей, сделанных им при жизни учителя. Знания, полученные от Аризаля, он изложил в книгах: «Эц ха-хаим» ("Древо жизни") и «Эц ха-даат» ("Древо познания"). Книга «Эц ха-хаим» сохранилась до нашего времени, а книга «Эц ха-даат» считается утерянной.

Также р. Хаим Витал написал ряд других книг, в основе которых лежит учение Аризаля: «Шаарей кдуша» ("Врата святости"), и «Сефер ха-каванот» ("Книга молитвенной медитации"). Комментарии р. Хаима Витала к Танаху собраны в книге ", а толкования талмудических преданий — в книге "Ликутей Шас". Наряду с книгой р. Шимона бар Йохая Зоар, книги р. Хаима Витала стали основополагающими трудами кабалы и наметили пути её изучения для последующих поколений.

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. .

Литература

Ссылки

Время деятельности Хаима Витала в истории иудаизма
Источник —

Same as Витал, Хаим