Сект, Ханс фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Йохан Рейнхард ( Ханс ) фон Маре ( нем. Johann Reinhard von Marées , Hans von Marées ; 1837—1887) — немецкий живописец и график, наряду с Арнольдом Бёклином и Ансельмом Фейербахом является представителем немецкого символизма . Один из влиятельных теоретиков искусства, инициатор создания « римского кружка » немецких художников.
Родился в семье чиновника, выходец из старинного дворянского рода. Художественное образование получил в Мюнхене , после чего по поручению графа Адольфа Фридриха фон Шака в 1864 году отправляется в Рим , где занимается копированием знаменитых полотен для галереи Шака . Часто материально нуждался, однако знакомство в 1866 году с литератором и теоретиком искусства Конрадом Фидлером, ставшим меценатом художника, позволило фон Маре выправить своё финансовое положение и совершить путешествие по Франции , Голландии и Испании . В 1873—74 годах Маре получает свой единственный официальный заказ и создаёт фрески для строящейся Зоологической станции Неаполя .
С 1865 года Х. фон Маре жил и работал в Италии. Вместе с К. Фидлером и А. фон Гильдебрандом был основателем «Римского кружка» , деятельность которого в Италии имела важное значение для теории и практики изобразительного искусства рубежа XIX—XX веков.
Приехав в Италию, Маре был поражен «особенным чувством формы», присущим итальянским художникам. У них он учился ясности и конструктивности композиции. Главной темой творчества Ханса фон Маре является человек, живущий в гармонии с природой. Найти идеальное соотношение между формой и пространством, как это делали древние греки, а затем художники итальянского Возрождения , было одной из главных задач в его работе над композицией. В произведениях Маре будто оживают рельефы древнегреческих метоп и надгробий. Картины Маре отличаются конструктивностью композиции и ясностью формообразования . Теоретиками «римского кружка» считались К. Фидлер и А. фон Гильдебранд, но последний в 1909 году вспоминал, что все основные идеи исходили от Маре, старшего в их группе. «Всё самое важное, — писал Гильдебранд, — Маре нашёл во взаимоотношениях картины (Bildkonstellation). Предметы природы должны быть сопоставлены одни с другими так, чтобы уже в их расположении заключались все условия для сильнейшего выявления формального и красочного бытия... Картины его всегда взаимоотношения, всегда новые результаты его проникновения в тайны художественного строения... Перекрещивания, контрастирование величин, обобщение планов и направлений использованы так мудро и с таким проникновением в важность силы иллюзии, что в картине ничто не остаётся незначительным и без коренного влияния на общее» .
Слава к художнику пришла посмертно. Наиболее известные из его работ — триптихи , созданные в последнее десятилетие жизни (напр. « Свадьба », 1884/85—1887, Мюнхен, Новая пинакотека ) — послужили после 1900 года исходным пунктом в творчестве целого поколения молодых немецких художников.