Гермес, завязывающий сандалию
- 1 year ago
- 0
- 0
Гермес Бельведерский ( итал. Hermes Belvedere , также Гермес, называемый Антиноем Бельведерским ) — мраморная древнеримская статуя Гермеса ( Меркурия ), которая изначально считалась изображением Антиноя . Она является одиним из шедевров ватиканского Бельведера ( Музея Пио-Клементино ) и оказало большое влияние на развитие искусства.
Статуя изображает обнажённого молодого мужчину. Его тело запечатлено в расслабленной позе контрапоста . Голова задумчиво наклонена вперёд и вправо. Меланхоличный взгляд направлен вниз. Обмотанный вокруг левого предплечья плащ другим своим концом перекинут через левое плечо. Скульптура имеет античные аналоги: Гермес Фарнезский из Британского музея и Гермес-Андрос из Национального археологического музея в Афинах .
Скульптура была создана в эпоху римского императора Адриана. Считается что неизвестный скульптор черпал вдохновение из работ школы Праксителя .
По одним данным статую обнаружили около Базилики Святых Сильвестра и Мартина на Эсквилинском холме . По другим сведениям, она была найдена около 1540 года под стенами Замка Святого Ангела , где в античное время располагался мавзолей императора Адриана . По этой причине её стали считать изображением императорского фаворита и возлюбленного Антиноя . В 1543 году папа римский Павел III приобрёл статую за 1000 дукатов . Она была размещена во дворе Бельведерского дворца , откуда и берёт своё название. После заключения Толентинского мирного договора 1797 года скульптура была вывезена в Париж . Она вернулась в Рим в 1815 году после падения Наполеона .
Обнаружение статуи вызвало большой резонанс. В течение XVI и XVII веков слава об этом произведении разнеслась по всей Европе: мраморные копии заказали для себя многие королевские семьи, например Карл I Стюарт , Людовик XIV и Пётр I . Пуссен видел в нём идеал классических пропорций, а Винкельман (принимавший статую за изображение Мелеагра ) особенно восхищался проработкой лица. Антиной Бельведерский оказал большое влияние на искусство эпох Возрождения и барокко .
В начале XIX века итальянский археолог Эннио Квирино Висконти интерпретировал скульптуру как изображения бога Гермеса , что подтвердилось более поздними находками аналогичных римских скульптур .