Interested Article - Понсар, Франсуа

Франсуа (Франсис) Понсар ( фр. François Ponsard ; 1 июня 1814 , Вьен 7 июля 1867 , Париж ) — французский драматург.

В своих ранних стихотворениях подражал Виктору Гюго , но позже отстранился от романтизма и избрал направление, которое он сам называл «эклектизмом», или школой «здравого смысла».

Он старался оживить классицизм введением большей свободы от правил, большей смелости в положениях и простоты в стиле. Плодом этих усилий Понсара явилась трагедия «Лукреция», имевшая громадный успех (1843). Эта пьеса как бы воскрешала древний мир своей античной простотой, твердостью характеров и звучностью стихов; характер Брута представлен весьма сложным, его фигура напоминает Гамлета . Как бы в виде предисловия к этой трагедии Понсар напечатал статью: «M-lle Rache : de Corneille, de Racine, de Shakespeare». Критика восторженно встретила трагедию, но все отзывы, посвященные ей, восхваление Понсара соединяли с осуждением Гюго.

Меньше успеха имела «Агнесса Меранская». Лучшее, по отзыву критиков, произведение Понсара — «Шарлотта Корде» — с большим удовольствием читалось, чем смотрелось. Понсар снова вернулся к древнему миру в трагедии «Улисс», с хорами; но она не имела успеха и вызвала лишь большое количество пародий, вроде «Porcs vengés» и т. п. Зато небольшая пьеска «Гораций и Лидия» достигла большой популярности.

Современности посвящена была морализующая пьеса Понсара: «Честь и деньги» (фр. L’honneur et l’argent ) — инвектива против корыстолюбия; в момент появления (1853) она имела большой успех, позже; однако, уменьшившийся. Как бы ответом на все увеличивавшуюся испорченность общества второй империи явилась комедия Понсара «Биржа» (фр. La bourse , 1856). Очень смелая по замыслу трилогия «То, что нравится женщине» (фр. Ce qui plaot aux femnmes) мало удачна по исполнению. Понсар был уже болен, когда выступил с величественной картиной времен Директории : «Le lion amoureux» (1866) и с «Галилеем» (1867), пьесой довольно слабой, но своей темой вызвавшей нападки со стороны клерикальных органов. По поводу комедии в стихах «Влюблённый лев» Гюстав Флобер писал своей племяннице Каролине Комманвиль: «— это гадость, а Понсар — идиот. Можешь говорить это безбоязненно, но принято считать , что вещь прекрасная» . В своём сатирическом словаре банальностей и штампов « Лексикон прописных истин » Флобер саркастически замечает: «Понсар — единственный поэт, обладающий здравым смыслом».

В общем, пьесы Понсара отличаются строгой исторической верностью, что иногда мешает даже их сценичности. Успех их обуславливался, с одной стороны, реакцией против крайностей романтизма, с другой — возвышенной моралью автора. В литературе XIX века наиболее сходства с Понсаром имел Казимир Делавинь . К началу нового столетия пьесы Понсара были почти забыты; новейшие критики не могли не отметить их искусственности.

Примечания

  1. François Ponsard // (фр.) — .
  2. Deutsche Nationalbibliothek Record #118595695 // (нем.) — 2012—2016.
  3. François Ponsard // (англ.) — 2010.
  4. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи: в 2 томах. — М. : Художественная литература, 1984. — Т. 2. — С. 38.

Ссылки

Источник —

Same as Понсар, Франсуа