Ришар, Пьер
- 1 year ago
- 0
- 0
Риша́р Мик ( фр. Richard Mique ; 18 сентября 1728 , Нанси — 8 июня 1794 , Париж ) — французский архитектор , представитель неоклассицизма — стиля Людовика XVI , последний Первый архитектор короля времён Старого порядка .
Ришар Мик принадлежал к семье строителей, вышедшей из Эльзаса и в XVII в. перебравшейся в Лотарингию . Дед, Пьер Мик, — архитектор примаса Нанси, а отец, Симон Мик, — архитектор, занимавшийся строительными подрядами в Люневиле . Вторая его жена, Барбе Мишель ( фр. Barbe Michel ), и родила сына Ришара, крещённого на следующий день в приходской церкви Сен-Себастьян в Нанси.
Будущий зодчий сначала получает уроки мастерства у своего родственника инженера-фортификатора. Затем, возможно, у Жака-Франсуа Блонделя .
По возвращении в Люневиль Мик поступает на службу к Станиславу Лещинскому . Он завершает отделочные работы сооружений, начатых Эммануэлем Эре де Корни . По просьбе тестя Людовик XV предоставляет архитектору должность генерального директора зданий Лотарингии, грамоту на дворянство и крест св. Михаила.
После смерти польского короля в карьере Мика наступает заминка. Просьбы, обращённые к директору королевских зданий, Абелю де Мариньи, брату фаворитки , из-за противодействия А. Ж. Габриэля остались без ответа. Однако его вызывает в Версаль сама королева .
По заказу Марии Лещинской зодчий проектирует на территории бывшего поместья Монтеспан — Кланьи , комплекс, состоящий из воспитательного дома для девушек, монастыря и дома призрения. Первоначальный замысел в духе идей Палладио сразу понравился заказчице, но он чересчур масштабен; после корректировки проекта архитектор приступает к строительству, используя материал разрушающегося замка фаворитки Людовика XIV . Королева не дождалась завершения здания: 24 июня 1768 г. она умирает. Однако её дочь, Мария Аделаида , добивается продолжения работ и сохранения за Миком должности генерального директора зданий и садов королевы.
После воцарения Людовика XVI Мик, возможно, благодаря лотарингским корням ( отец Марии-Антуанетты был герцогом Лотарингским) и рекомендациям тёток монарха, сохраняет свой пост, а в дальнейшем к нему добавится звание управляющего и главного надзирателя зданий королевы. После отставки А. Ж. Габриэля 21 марта 1775 г. Ришар Мик — Первый архитектор короля. Его дела шли столь удачно, что он смог приобрести усадьбу в Лотарингии.
Для супруги монарха Мик переделывает интерьеры Версальского дворца , создавая небольшие уютные кабинеты. После того, как Людовик XVI подарил ей Малый Трианон , в июле 1774 г. зодчий совместно с Гюбером Робером на месте Ботанического сада Людовика XV приступает к созданию пейзажного парка на основе предложений садовника Антуана Ришара и графа Карамана, разбившего у себя в особняке на улице Сен-Доменик в Париже «китайский сад», приведший в восторг королеву. На лугу, перед восточным фасадом дворца Мик строит возможно самый известный моноптер неоклассицизма — Храм любви, под округлым куполом которого, опирающимся на канелированные коринфские колонны, устанавливает скульптуру Эдмона Бушардона «Амур, вырезающий лук из палицы Геркулеса» . Невдалеке, по образцу Деревни в Шантильи , Ришар Мик строит деревню Марии-Антуанетты ( фр. Le Hameau de la Reine ) — бутафорскую деревню , первоначально включавшую дом королевы, будуар, бильярдную, мельницу, голубятню, домик садовника, гумно , сыроварню, башню Мальбрука и, несколько в стороне от них, ферму . Если строения, предназначенные для королевы, лицемерны по архитектуре: за подчёркнуто сельскими фасадами находились интерьеры, достойные дворцов ; то дома слуг и ферма довольно точно соответствовали образцам. Деревня создавалась как идеальное место возвращения к патриархальным нравам, в духе модных идей Ж.-Ж. Руссо . В Трианоне Мик строит камерный Театр королевы, скромную внешне постройку с роскошно отделанным залом. Первоначально декор из папье-маше был выполнен в голубых и серебряных тонах (ныне лепка позолочена); дерево раскрашено под мрамор , плафон с изображением Аполлона, Муз и Граций написал Луи Лагрене (утрачен). На этих подмостках Мария-Антуанетта играла «простых девушек».
После покупки королевой Сен-Клу архитектор увеличил замка и смежное с ним правое крыло, обновил садовый фасад , устроил новое освещение, перепланировал и оформил личные покои монархини в духе неоклассицизма.
В парке замка Рамбуйе он стоит ферму для развлечения Марии-Антуанетты, пока король охотится. Здание состоит из круглого зала, перекрытого куполом, украшенного мраморными консолями с фарфоровыми вазами для молока, и прямоугольного зала с фонтанами и барельефами.
Для Луизы-Марии, дочери Людовика XV — матери Луизы де Сен-Анж, — Мик строит часовню в монастыре кармелиток в Сен-Дени , отталкиваясь в решении фасада от Квадратного дома в Ниме .
После начала революции Ришар Мик теряет своё звание. Он возвращается в Нанси. За три недели до падения Робеспьера и конца эпохи террора его вместе с сыном арестуют по подозрению в заговоре с целью спасти королеву. Революционным трибуналом 7 июля 1794 г. оба приговорены к смертной казни, на следующий день гильотинированы на площади Разрушения трона (сейчас площадь Нации) в Париже и похоронены на кладбище Пикпюс .
Пьер де Нолак, историк Версаля, в «Трианоне Марии-Антуанетты» отозвался об архитекторе как об «образованном и квалифицированном художнике, достойным большей славы». Ныне одна из улиц Версаля носит имя Ришара Мика.
Также ему приписывают церкви в Сен-Клу и Фонтенбло , городские ворота Нанси, лесную школу в Меце .