Interested Article - Хрисанф (патриарх Иерусалимский)

Патриа́рх Хриса́нф Нотара́ ( греч. Πατριάρχης Χρύσανθος Νοταράς ; 1655 / 1660 , — 7 февраля 1731 , Иерусалим ) — епископ Иерусалимской православной церкви , Патриарх града Иерусалима и всей Палестины , греческий учёный, видный деятель греческого просвещения XVIII века. Племянник патриарха Иерусалимского Досифея (Нотары) .

Биография

Точная дата его рождения не установлена, но судя по документам он родился в (ныне Эксохи, ном Ахея, Греция) между 1655—1660 годами.

В возрасте около 15 лет он переехал в Константинополь , где находился на попечении своего дяди патриарха Иерусалимского Досифея (Иерусалимские патриархи в то время проживали главным образом в Константинополе). Через некоторое время принял монашеский постриг и к 1680 году был рукоположён в сан диакона .

Около 1680—1681 годов учился у известного греческого дидаскала Севаста Киминитиса в Патриаршей академии в Константинополе. Примерно в это же время Хрисанф стал архимандритом Святого Гроба в Константинополе, то есть настоятелем константинопольского подворья Иерусалимского патриархата, и помощником патриарха Досифея.

Выполняя поручения своего дяди, ездил в Дунайские княжества и в Россию . Побывал в Москве в 1692—1694 годы и 1701 году.

Проявлял интерес как к богословию, таки к естественнонаучным дисциплинам , собирал книги для Святогробской библиотеки, работая с сочинениями по астрономии , географии , геометрии и другим наукам.

В 1697 году поступил на философский факультет Падуанского университета , где кроме философии и богословия, изучал теоретическую и практическую медицину, математику , астрономию и физику . Спустя год начал учёбу на юридическом факультете.

В 1700 году приехал в Париж , чтобы изучать астрономию и увидеть последние научно-технические достижения в этой области, в том числе телескоп . Общался в Париже с основателем и директором Парижской обсерватории Джованни Доменико Кассини .

6 апреля 1702 года в церкви Воскресения Христова в Иерусалиме был хиротонисан во епископа Кесарийского с возведением в сан митрополита . 19 февраля 1707 года‚ на следующий день после смерти патриарха Досифея, митрополит Хрисанф был поставлен на Иерусалимский патриарший престол .

Уже в качестве патриарха Хрисанф существенную часть своего времени проводил в Молдавии и Валахии, управляя расположенной там собственностью Иерусалимского патриархата , приносившей значительную часть дохода Иерусалимской православной церкви . Долго проживал в Бухаресте, пользуясь расположением Константина Брынковяну . Активно работал над созданием школ в различных частях греческого мира, греческому книгопечатанием за границами Оттоманской Турции и распространением книг, борьбой за Святые места , делами своей патриархии и учёной деятельностью.

В 1712 году к Иерусалимскому патриарху Хрисанфу обращаются старообрядцы с просьбой положить им в епископы священноинока с Ветки — Игнатия. В этом же году обращались с подобной просьбою к нему же и донские казаки — старообрядцы, переселившиеся в Турцию под предводительством своего атамана Игната Некрасова. Патриарх обещал и ветковцам и донцам посвятить епископа. Но в дело вмешался русский посол в Константинополе, «пригрозив» патриарху недовольством императора Петра, и Хрисанфу пришлось отказаться от своего намерения .

До кончины, последовавшей 7 февраля 1731 года, активно работал над своими сочинениями по истории Церкви, богословию, астрономии, геометрии, географии.

Примечания

  1. Πηνελόπη Στάθη, Χρύσανθος Νοταράς, Πατριάρχης Ιεροσολύμων: Πρόδρομος του Νεοελληνικού Διαφωτισμού, Διδακτορική διατριβή, Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης (ΑΠΘ). Σχολή Φιλοσοφική. Τμήμα Ιστορίας και Αρχαιολογίας. Τομέας Νεότερης και Σύγχρονης Ιστορίας και Λαογραφίας, 1996, όπ.π., σελ. 12
  2. . Дата обращения: 24 мая 2014. 16 февраля 2015 года.
  3. Великая Церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006
  4. . Дата обращения: 24 мая 2014. 25 мая 2014 года.
  5. , Единоверие в России (от зарождения идеи до начала XX века). — СПб. : Алетейя, 2011. — С. 41. — 200 с. — ISBN 978-5-91419-596-7 .

Библиография

  • Κωνσταντίνος Σάθας. (греч.) . — Αθήνα: Τυπογραφείο Τέκνων Ανδρέου Κορομηλά, 1868.
  • Παναγιώτης Δ. Μιχαηλάρης , Χρύσανθος Νοταράς. Η θέση του για τον αφορισμό των αρχόντων // Νεοελληνική Παιδεία και Κοινωνία, Πρακτικά Διεθνούς Συνεδρίου αφιερωμένου στην μνήμη του Κ. Θ. Δημαρά. — Αθήνα, 1995, σελ. 43-50
  • Παναγιώτης Δ. Μιχαηλάρης , Η πραγματεία του Χρύσανθου Ιεροσολύμων «Περί αφορισμού», εκδ. Πορεία, Αθήνα, 2002
  • Gerhard Podskalsky , Η Ελληνική Θεολογία επί Τουρκοκρατίας: 1453—1821, μτφρ. πρωτ. Γεώργιος Μεταλληνός, εκδ. Μ.Ι.Ε.Τ., Αθήνα, 2005
  • Рамазанова Д. Н. // Вивлиофика : История книги и изучение книжных памятников. Вып. 2 / Российская гос. Б-ка, НИО редких кн. (Музей кн.). — М. : Пашков дом, 2011. — С. 166—186.

Ссылки

  • // BrillOnline Reference Works
Источник —

Same as Хрисанф (патриарх Иерусалимский)