Interested Article - Старчество
- 2020-06-14
- 1
Ста́рчество (от ста́рец ) в православии — монашеский институт, основанный на духовном руководстве монаха-наставника (старца) аскетической практикой послушника .
Старчество возникло в начале IV века в среде христианских монахов Египта . Для старчества характерно сочетание ортодоксальной христианской теории с особой аскетической практикой, способствующей через любовь познанию Бога. Отдельные старцы достигали высоких ступеней аскезы и умерщвления плоти. В старчестве высоко ценилась роль непрестанной Иисусовой молитвы . В X веке на Афоне возникают объединения христианских монастырей и Афон становится центром старчества. Афонские старцы в XV веке выдвинули тезис против католицизма : «Лучше чалма , чем тиара ». На Руси старчество появляется вместе с введением христианства . Оно пережило некоторый подъем в XIV веке в скитах и пустынях Заволжья ( заволжские старцы ). Их преемниками была выдвинута мессианская идея « Москва — третий Рим ». В XIII—XIX веках старчество вновь получило распространение в России, это было связано с деятельностью Паисия Величковского и его учеников. Паисий перевел на славянский язык энциклопедию аскетизма « Добротолюбие ». Старчество, возобновленное Паисием, способствовало укреплению и новому обоснованию идей православного мессианизма .
И. П. Давыдов пишет о появлении старчества «в миру», называя имена Алексия и Сергия Мечёвых, кроме того, он же пишет о появлении женского старчества — дивеевские старицы- юродивые и блаженная Матрона Московская .
Описание
Духовное наставничество осуществляет специальный человек — старец (как правило священник-монах) над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре; и реже, наставничество осуществляется над приходящими к старцу мирянами. [ источник не указан 1797 дней ]
Наставничество осуществляется в форме бесед и советов, которые дает старец, приходящим к нему людям.
Термин «старец» имеет в словарях иное, общеупотребительное значение, например, в словаре Даля: «старец — человек престарелый, весьма старый, из стариков старик». В этом же словаре: «Соборный старец — член монастырского собора или совета. Рядовой старец — простой, недолжностный монах» . Должность соборного старца известна по крайней мере с XVI века, такую должность занимал в 1530 году Тихон Зворыкин в Иосифо-Волоцком монастыре , который осуществлял надзор за Максимом Греком , сосланным в Иосифов монастырь, а потом за Вассианом Патрикеевым . Должность соборного старца существовала в Киево-Печерской лавре в середине XVII века. Её, например, занимал Антоний (Радивиловский) .
Термин «старчество» преимущественно относят к практике духовного наставничества и водительства, культивировавшейся учениками и последователями преподобного Паисия Нямецкого в российских монастырях XIX и начала XX веков.
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском и получило дальнейшее широкое развитие во многих обителях, особенно во Введенской Оптиной пустыни ( Калужская епархия ).
Ста́рица — пожилая православная монахиня или религиозная пожилая женщина не монашеского звания, пользующаяся уважением и авторитетом за свою подвижническую жизнь.
В современных женских монастырях старчество не развито .
Существенная разница в положении старца и старицы заключается в том, что первый может иметь священный сан, а стало быть служить не одним только словом, но и очищать душу приходящих к нему таинством покаяния, что весьма важно, ибо к нему приходят иногда люди, смущенные тяжкими грехами. А потому необходимо, чтобы старец мог не только прощать и успокаивать, но и разрешать от грехов смущенную совесть таинством покаяния [ источник не указан 1797 дней ] .
Крайне редко термин «старец» отдельные люди употребляют в отношении старых или опытных священников — не монахов, осуществляющих духовное руководительство на приходе. Например, старец Иоанн Кронштадтский , старец Алексей Мечев .
Явление опытного духовного наставничества встречается очень и очень редко, и осуществляется такое руководительство над людьми хорошо знакомыми старцу, оно не может осуществляться над случайными людьми.
Самое же частое и весьма распространённое явление это ложное старчество, при котором добрый совет от истинного старца заменяется слепым и безрассудным послушанием ложному старцу, считающему своё мнение безошибочным и требующему от мирян безусловного повиновения. О ложном старчестве писал Игнатий Брянчанинов : «Те старцы, которые принимают на себя „роль“, употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое, в сущности, не что иное, как душепагубное актерство и, печальнейшая комедия, — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими ».
Как отмечал епископ Савва (Михеев) : «Само понятие „старец“ не привязано к какому-либо сану — ни к священническому , ни к архиерейскому . Понятие „старец“ в общем смысле слова означает — человек, умудрённый духовным опытом» . В искажённом виде может принимать различные формы младостарчества .
Известные старцы
- См. Категория:Старцы
Примечания
- ↑ . // / Под общ. ред. Н. С. Гордиенко . М.: Политиздат, 1988. 272 с. — С. 233.
- Вероятно имеются ввиду Пелагия Дивеевская и Параскева Дивеевская
- Давыдов И. П. Старчество // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красникова , Е. С. Элбакян .. — М. : Академический проект : Гаудеамус, 2008. — 1519 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0 .
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- Елена Васильева, архивариус Иосифо-Волоцкого монастыря . от 21 июня 2015 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 16 марта 2019. 25 февраля 2019 года.
- . Дата обращения: 25 февраля 2019. 26 февраля 2019 года.
- Святитель Игнатий Брянчанинов . от 24 сентября 2013 на Wayback Machine
- от 26 апреля 2019 на Wayback Machine // Газета «Благовест», 2 сентября 2016
Литература
- Смолич И. К. Русское монашество 988—1917: Жизнь и учение старцев. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1997. — 607 с.
- Феномен русского старчества. Примеры из духовной практики старцев. / Сост. и автор вступ. ст. С. С. Хоружий . — М.: ИС РПЦ , 2006. — 272 с.
- / сост. . — Артос-Медиа. — М. , 2010. — 672 с. — 5500 экз. — ISBN 978-5-9946-0092-4 .
- Руденская Т. В. // . — 2011. — № 120. — С. 15—20.
- Филарет (Вахромеев) , митр. // Труды Минской духовной академии. — 2011. — № 9. — С. 4-8.
- // Социальное партнёрство — Телевидение [Электронный ресурс]. — 2016. — С. 187. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2 .
- Бондаренко В. В. Святые старцы. — М. : Молодая гвардия , 2020. — 352 с. — ( Жизнь замечательных людей ). — ISBN 978-5-235-04351-0 .
- Ткачёв Е. В. Старчество // Православная энциклопедия . — М. , 2022. — Т. LXVI : «Стаднюк — Суздальский Александровский мужской монастырь». — С. 161-171. — 752 с. — ISBN 978-5-89572-073-8 .
- 2020-06-14
- 1