Interested Article - Кьявери, Гаэтано

Гаэтано Кьявери, Гаетано Киавери ( итал. Gaetano Chiaveri , 1689, Рим — 5 марта 1770, Фолиньо) — архитектор позднего итальянского барокко , работал в Италии , России , Речи Посполитой и Саксонии .

Биография

Родился в Риме . Там же прошел школу строительного мастерства. Одни исследователи считают, что его учение и творчество формировалось под воздействием индивидуального стиля гения римского барокко Дж. Л. Бернини , другие, — что он продолжал более экстравагантное направление, заданное Ф. Борромини .

Гаэтано был вторым сыном Маттео, торговца винами из Бергамо. «После короткого периода изучения “прекрасных писем” отец доверил его талантливому архитектору, который нашел его настолько одарённым, что взял с собой в Петербург» . Гаэтано Кьявери прибыл в Санкт-Петербург в 1717 году, вероятно, вместе с Николо Микетти . Контракт с ним на два года заключил в августе 1718 года граф П. А. Толстой от имени царя Петра I. Кьявери должен был получать плату в размере 1100 рублей в год . Такая практика была обычной для того времени. В Российской столице по приглашению Петра I работало несколько итальянцев: скульптор Бартоломео Карло Растрелли , архитекторы Николо Микетти , тессинцы Доменико Трезини и Джованни Мария Фонтана .

Первое время Гаэтано Кьявери работал помощником Микетти на строительстве дворца в Стрельне, крепости на о. Котлин. В 1720 году Кьявери был определён в Канцелярию городовых дел. В следующем году отпущен на родину, но вскоре вернулся. После смерти швейцарского архитектора и инженера Николауса Гербеля в 1724 году Кьявери возглавил работы по строительству петербургской Кунсткамеры (в 1727 году его сменил М. Г. Земцов ).

В начале 1728 года Кьявери уехал в Варшаву к польскому королю и курфюрсту саксонскому Августу II Сильному. Любитель архитектуры и искусств, Август взял архитектора с собой в Дрезден, где Гаэтано Кьявери выстроил знаменитую Придворную католическую церковь, один из самых блестящих образцов стиля барокко. Он вернулся в Италию ещё до окончания строительства в Дрездене. В 1742 году был в Риме. Доживал в городе Фолиньо. Умер в марте 1770 года .

Архитектурное творчество

В 1721 году императрица Екатерина I поручила Кьявери постройку церкви Успения Богородицы в своём имении, селе Коростино (ныне Коростынь) Новгородской губернии. Итальянский архитектор сделал проект центрической купольной постройки треугольного плана с вогнутыми поверхностями стен, возможно, под влиянием знаменитого волнообразного фасада римской церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане работы Франческо Борромини. В 1723 году был «у дела модели церкви апостола Петра против манера как зделана вриме» (предположительно имеется ввиду церковь Сант-Иво алла Сапиенца в Риме, построенная Ф. Борромини) .

Проект церкви в Коростине остался на бумаге, поскольку в нём не были учтены традиции православных храмов. Чертежи, датированные 1922 годом, хранятся в венской галерее Альбертина . На строительстве Кунсткамеры (полное название: «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры») Кьявери разобрал грозившую обрушиться недостроенную башню и переложил её заново. Считается, что Кьявери спроектировал для Кунсткамеры главную лестницу и большой зал с эффектной двухъярусной колоннадой, известной по гравюре академического издания 1741 года.

Ещё один проект, к которому привлекли Гаэтано Кьявери в России — строительство дворца Екатерины I: Екатериненталь ( Кадриорг ) в Ревеле . Но с 1720 года всеми работами в Ревеле стал руководить М. Г. Земцов. В апреле 1728 года Кьявери покинул Санкт-Петербург. Таким образом, из трёх итальянцев, работавших при Петре Великом в российской столице (Микетти, Трезини и Кьявери), вклад последнего оказался наименьшим.

Гаэтано Кьявери. Королевский дворец в Варшаве. 1728. План

С 1728 года Кьявери трудился в Варшаве для польского короля и курфюрста саксонского Августа II Сильного. Для нового покровителя от создал проект дворца, а также проект дворца для принца-наследника, предложив пристроить к старинному Королевскому замку новый барочный корпус. Кьявери использовал трёхчастную французскую схему (центральный ризалит и два боковых), создав таким образом новый парадный фасад Королевского замка Варшавы.

В 1730 году Кьявери прибыл в Дрезден , где также работал по заказам курфюрста Августа II Сильного, а затем, — с 1733 года, для саксонского курфюрста Фридриха Августа II (Августа III Саксонца).

Новый масштабный проект, к которому привлекли Гаэтано Кьявери — создание Католической придворной церкви ( нем. Katholische Hofkirche ), или Хофкирхе . Большая часть населения Саксонии исповедовало лютеранство, поэтому создание в Дрездене Католической церкви стало особой заботой Альбертинской династии Августов, исповедовавших католичество (в том числе в качестве условия получения польской короны).

Церковь построена в 1739—1755 годах в стиле барокко. Она примыкает к средневековому замку курфюрстов ( нем. Schloss ) и соединяется с ним переходом. Это самая большая церковь в Саксонии. Она построена по-итальянски, «кораблём»: один большой неф и опоясывающие его двухъярусные арочные галереи, в углах которых расположены четыре овальных капеллы. Двухъярусная композиция выражена и снаружи. Парапеты нижнего и верхнего ярусов украшают статуи. Характерны по-барочному раскрепованные пилястры наружных стен. Ярусная колокольная башня «вырастает» из переднего фасада церкви на высоту 85 метров. Подобная композиция уникальна для архитектуры стран Центральной и Северной Европы. Масштабность резных и скульптурных работ потребовала пригласить мастеров из Италии. Алтарную картину «Вознесение Христа» написал Антон Рафаэль Менгс (1750) .

Колокольня католической церкви является важной высотной доминантой Дрездена, а композиция башни, вырастающей из главного фасада не типична ни для итальянской, ни для германской архитектуры. Известны лишь две похожие композиции: церковь Св. Петра в Риге и церковь Сент-Мартин в Лондоне постройки сэра К. Рена . В средневековой итальянской архитектуре башня (кампанила) всегда стоит отдельно, чаще с южной стороны храма. Для романо-готических соборов типичны две симметричные башни западного фасада. В ренессансно-барочных церквях Италии и Германии башня обычно смещена в глубину, к средокрестию (пересечению нефа и трансепта ).

Поэтому возникла версия, что подобная идея возникла у архитектора на основе воспоминания о башне петербургской Кунсткамеры, над которой Кьявери работал до приезда в Дрезден. Башня Кунсткамеры, в свою очередь восходит к Водовзводной башне Монетного двора ( нем. Münzturm ) в Берлине , проект А. Шлютера (1703; именно этот проект использовал в Санкт-Петербурге ученик Шлютера Г. И. Маттарнови, а затем Н. Ф. Гербель и Г. Кьявери) . Водовзводная башня (она не сохранилась) более других схожа с дрезденской колокольней .

Согласно другой версии композиция Хофкирхе могла возникнуть под частичным влиянием многих других зданий Санкт-Петербурга петровской эпохи, например, башни Петропавловского собора (1712—1748) или ярусной колокольни Александро-Невского монастыря в проекте Д. Трезини (1710—1716) .

Галерея

Публикации

  • Entwürfe für die katholische Hofkirche, gestochen von L. Zucchi. 1740
  • Ornamenti diversi di porte e finestri in prospettiva con piante, modini e profili, dati alla stampa da L. Zucchi. Dresden 1743/44 (2 Bände)
  • Sentimento sopra la pretesa riparazione di danni della cupola di San Pietro in Vaticano. Dresden 1744
  • Breve discorsi di Gaetano Chiaveri Romano architetto giubilato della corte die Sassonia, ed academico di San Luca di Roma, circa i danni riconosciuti nella portentosa cupola di San Pietro di Roma, e le sue principali cose, con la maniera durabile, e più sicura per la reparazione, dedicato a tutti i Professori ed amatori die detta Scienza. Pesaro 1767

См. также

Примечания

  1. — 2012.
  2. Gaetano Chiaveri // (швед.) — 1999.
  3. Gaetano Chiaveri // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  4. Gaetano Chiaveri // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  5. Deutsche Nationalbibliothek Record #118675826 // (нем.) — 2012—2016.
  6. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 134
  7. Caraffa С. Gaetano Chiaveri (1689—1770): Architetto romano della Hofkirche di Dresda. — Roma: Bibliotheca Hertziana — Silvana, 2006
  8. Якимович А. К. Бернини и Борромини: Становление двух типов художественного сознания Барокко // Искусство Западной Европы и Византии. — М.: Наука, 1978. — С. 104—125
  9. Dizionario Biografico degli Italiani. — Volume 24 (1980). URL: от 9 октября 2020 на Wayback Machine
  10. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 100
  11. Lo Gatto E. Gli artisti italiani in Russia. — Roma, 1934—1943. — Vol. I—IV
  12. Lo Gatto E.
  13. Грабарь И. Э. С. 100
  14. Germany. — Paris: Michelin et Cie, 1996. — Р . 115
  15. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 57—58
  16. Власов В. Г. . Комбинаторный метод архитектуры «петровского барокко» первой четверти XVIII века // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 49—51
  17. Hempel Е., Krönert W. Gaetano Chiaveri, der Architekt der katholischen Hofkirche zu Dresden. — Dresden: W. Jess, 1955

Источники

  • Costanza Caraffa: Gaetano Chiaveri (1689—1770). Architetto romano della Hofkirche di Dresda. Cinisello Balsamo, Mailand 2006. ISBN 88-366-0673-3 .
  • Дмитриев В. К. Архитекторы Санкт-Петербурга. — СПб.: КОРОНА принт, 2007.
  • Friedrich Wilhelm Bautz: CHIAVERI, Gaetano. In: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 1, Bautz, Hamm 1975. 2., unveränderte Auflage Hamm 1990, ISBN 3-88309-013-1 , Sp. 995.
  • Eberhard Hempel: Gaetano Chiaveri. Der Architekt der katholischen Hofkirche zu Dresden. Jess, Dresden 1955.
  • Eberhard Hempel: Chiaveri, Gaetano. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 3, Duncker & Humblot, Berlin 1957, ISBN 3-428-00184-2 , S. 204
Источник —

Same as Кьявери, Гаэтано