Interested Article - Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса
- 2020-10-02
- 2
«Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса» ( англ. Study after Velázquez's Portrait of Pope Innocent X ) — картина британского художника ирландского происхождения Фрэнсиса Бэкона , созданная в 1953 году. На ней представлена искажённая версия картины 1650 года « Портрет папы Иннокентия X » кисти испанского живописца Диего Веласкеса . Она является одной из первых в серии из около 50 вариантов шедевра Веласкеса, которые были созданы Бэконом в течение 1950-х и начала 1960-х годов . Эти картины получили широкое признание в качестве очень успешных современных интерпретаций классики западного канона изобразительного искусства.
Из старых мастеров Бэкон отдавал предпочтение Тициану , Рембрандту , Веласкесу и поздним работам Франсиско Гойи . Бэкон собирал множество изображений первоисточников для своей работы, но предпочитал не сталкиваться с подлинниками самых известных творений старых мастеров лично. Так он видел «Портрет папы Иннокентия X» лишь один раз, сознательно избегая его в течение многих лет.
Полотно является одним из шедевров Бэкона, законченным, когда он был на пике своих творческих сил . Картина послужила предметом подробного анализа рядом крупных учёных. Британский искусствовед назвал её наряду с « Головой VI » «лучшим папой, созданным Бэконом» .
Папские серии
Римский папа Иннокентий X заказал Веласкесу написать свой портрет, чтобы художник увековечил его величие. Однако Веласкес в своей работе не стал льстить своей модели, и получившийся портрет отличается своим реализмом. Иннокентий X изображён на нём высокоинтеллектуальным, проницательным, стареющим человеком с подчёркнуто некрасивыми чертами лица.
Бэкон никогда не писал с натуры, предпочитая использовать различные визуальные исходные материалы, в том числе фотографии, как найденные (в том числе в кинофильмах, медицинских учебниках и журналах XIX века), так и заказанные. Бэкон редко работал по заказу и мог на месте Веласкеса изобразить папу в ещё менее лестном свете, по словам искусствоведа Арима Цвейта, «в зловещей манере, в пещерных подземельях, поражённым эмоциональным взрывом и лишённым всякого своего авторитета».
Хотя Бэкон избегал встречи с оригиналом, «Портрет папы Иннокентия X» оказал на него наибольшее среди всех произведений искусства влияние на него. Его присутствие можно найти во многих из лучших работ Бэкона с конца 1940-х до начала 1960-х годов. В версии Бэкона папа показан кричащим, но его голос «заглушен» спускающимися драпировками и тёмными насыщенными цветами. Тёмные цвета фона создают в картине гротескную и кошмарную атмосферу . Хотя Бэкон был известен как франт, он тщательно охранял свою личную жизнь, рабочие привычки и мыслительные процессы. Он создал около 50 картин пап, но уничтожил очень много из них, которыми был недоволен .
-
Рафаэль Санти « », 1511–1512. Лондонская национальная галерея
-
Тициан « », 1545–1546
-
Диего Веласкес « Портрет папы Иннокентия X », 1650. Галерея Дориа-Памфили , Рим
-
Тициан « », 1558. Художественный музей Филадельфии
Описание и тематика
Как и во многих других папах Бэкона, на картине преобладают пурпурные облачения. Палитра Бэкона изменилась к 1953 году: его картины стали темнее, его ранний синий цвет сменил бархатный пурпур, в то же время общий тон его работ стал более «ночным». Мягкие сфокусированные и заполненные фоны исчезли, будучи заменёнными на плоские тёмные пространства, которые в некоторых случаях были просто необработанными пустыми частями холста . Плиссированные драпировки фона становятся прозрачными и будто бы пронизывают и окружают кричащее лицо папы .
Несмотря на то, что его более ранние работы, в которых преобладали резкие оранжевые оттенки, вряд ли можно было назвать весёлыми, в качестве причины заметного потемнения палитры художника называют психологическую травму Бэкона, вызванную окончанием его бурных и иногда жестоких отношений с Питером Лейси, которого он позже описал как любовь всей своей жизни . Это также частично объясняет, почему Бэкон сосредоточился на воспроизведении фигур пап, так как Питер Лейси был намного старше, а также более опытным и доминирующим партнёром в их отношениях .
Одежда изображённого на картине человека безошибочно выдаёт в нём римского папу . Он кажется пойманным в ловушку и изолированным в пределах контуров абстрактной трёхмерной стеклянной клетки. Приём кадрирования, описанный искусствоведом как «пространственный кадр», стал отличительной чертой Бэкона на протяжении всей его последующей карьеры .
Клетка
Горизонтальные металлические рамы и драпировка полотна часто фигурировали в картинах Бэкона 1950-х и 1960-х годов. Мотив, возможно, был заимствован им у скульпторов Альберто Джакометти и Генри Мура , которыми Бэкон очень восхищался; он часто переписывался и встречался с Джакометти . Джакометти использовал этот мотив в своих работах «Нос» (1947) и «Клетка» (1950), в то время как Мур применил подобную рамку в своём бронзовом «Макете для короля и королевы» (1952) . По мнению многих критиков подобные «клетки» в работах Бэкона символизируют заточение .
Вертикальные складки
Вертикальные складки напоминают шторы, и подобные подобия вуали или шторы появляются в самых ранних работах Бэкона, в частности в «Этюде человеческого тела» ( англ. Study from the Human Body ) 1949 года, всегда располагаясь вперед, а не позади центральной фигуры полотна . Источником для подобного мотива могла послужить картина Тициана 1558 года « ».
Складки подчёркивают изоляцию фигуры и были заимствованы у Эдгара Дега , который использовал этот приём в своих работах в конце XIX века, Бэкон описал этот способ как «опалубка». Бэкон утверждал, что благодаря этому приёму восприятие картины не исходит прямо на вас, но скользит медленно и мягко .
Значение
Когда Бэкона спросили, почему он был вынужден снова и снова возвращаться к портрету Веласкеса, художник ответил, что он ничего не имеет против пап, но просто искал повод использовать эти цвета, так как не возможно придать обычной одежде этот фиолетовый цвет, не впадая в некую ложную фовистскую манеру . К тому времени Бэкон примирился со смертью строгого отца, своими ранними, недозволенными сексуальными контактами и очень разрушительным садомазохистским подходом к сексу .
Почти все папы Бэкона изображены внутри клеткообразных структур и кричат или вот-вот закричат. Бэкон идентифицировал себя как ницшеанца и атеиста, и некоторые современные ему критики рассматривали его серию как символические сцены казни, как будто Бэкон стремился реализовать декларацию Ницше о том, что « Бог умер », убив его представителя на Земле. Другие критики рассматривали эту серию как символизирующую убийство образа отца Бэкона . Однако Бэкон отрицал подобные почти буквальные толкования, а позже утверждал, что на картинах изображался сам Веласкес, которого он стремился «победить». Художник сказал, что точно так же, как Веласкес охлаждал Тициана , он стремился «охладить» Веласкеса .
Примечания
- (англ.) — 2013.
- Zweite (2006), p. 116
- Schmied (1996), p. 17
- от 24 сентября 2019 на Wayback Machine ". The Guardian , 27 сентября 2012
- Sylvester (2000), p. 78
- Sylvester (2000), p. 88
- Schmied (1996), 20
- Farr et al (1999), p. 31
- Sylvester (2000), p. 81
- Peppiatt (1996), p. 148
- ↑ Brown, Mark. « от 28 января 2018 на Wayback Machine ». The Guardian , 8 апреля 2013
- Peppiatt (1996), p. 129
- ↑ Sylvester (2000), p. 36
- Sylvester (2000), pp. 8-9
- Sylvester (2000), p. 37
- Farr et al. (1999), p. 60
- Zweite (2006), p. 208
- Dawson (2000), p. 53
- Peppiatt (1996), p. 147
- Barker, Oliver. . London: Сотбис , 23 октября 2012
- ↑ Zweite (2006), p. 117
Источники
- Davies, Hugh & Yard, Sally, Francis Bacon . (New York) Cross River Press. ISBN 0-89659-447-5
- Dawson, Barbara; Sylvester, David. Francis Bacon in Dublin . London: Thames & Hudson, 2000. ISBN 0-500-28254-4
- Peppiatt, Michael. Anatomy of an Enigma . Westview Press, 1996. ISBN 0-8133-3520-5
- Russell, John. Francis Bacon . New York: Norton, 1971. ISBN 0-500-20169-2
- Schmied, Wieland. Francis Bacon: Commitment and Conflict . Munich: Prestel, 1996. ISBN 3-7913-1664-8
- Sylvester, David. Looking back at Francis Bacon . London: Thames and Hudson, 2000. ISBN 0-500-01994-0
- van Alphen, Ernst. Francis Bacon and the Loss of Self . London: Reaktion Books, 1992. ISBN 0-948462-33-7
- Zweite, Armin. The Violence of the Real . London: Thames and Hudson, 2006. ISBN 0-500-09335-0
- 2020-10-02
- 2