Тоголенд
- 1 year ago
- 0
- 0
Тавлеи или тавлея ( др.-рус. «тавлия, тавлѣя» ‘доска для игры в нарды, шашки или шахматы’ , др.-греч. τάβλαις ; от др.-греч. , τάβλη ; лат. «игральная доска» ) — изначально (в XIII—XV в.) название любой доски для настольных игр, с XVI по крайней мере до XVIII в. — русский вариант игры в нарды .
Игру др.-греч. «τάβλαις» упоминает Евсевий Кесарийский в своём сочинении «Церковная история» , где цитирует книгу против монтанистов Аполлония (конец II — начало III веков): «пророк в тавлеи и кости играет?» ( др.-греч. «προφήτης τάβλαις καὶ κύβοις παίζει?» ) Другое название этой игры — «πεττείαις» (« петтейя »). В словаре Фотия ( IX век ): ср.-греч. «πεττείαις — παιδιαῖς τάβλαις» («петтейя — игра тавлея»). Под названием «тавлея» древнегреческая игра « петтейя » появляется на Руси. [ источник не указан 1831 день ]
Характер игры остаётся неясным, возможно, аналог варяжского хнефатафла . Наиболее раннее упоминание о тавлее в древнерусской литературе — это сборник XI века «Пчела» : «тавлеи и шахы въ многихъ насъ ωбртаѣми сѹть, а книги ни въ кого же». В греческом оригинале словам данного текста «тавлеи и шахы» соответствует «πεττούς μέν καί κυβούς» — « петтейи и кости ».
Соборный запрет Русской православной церкви на тавлеи был принят в 1551 году Стоглавым собором :
Святаго вселенского шестого собора правило 50 и 51 запрещает всякое играние. Пятьдесятное убо правило собора сего возбраняет играти всем и причетником, и мирским человеком зернью и шахматы , и тавлеями, и влириями, рекше костьми , и прочими таковыми играми. 51 правило всякое играние возбраняет и отметает и причетникам, и простым людем . Глава 92 Стоглавого собора «О игрищах еллинского беснования»
Бергман в сочинении «Кочевнические скитания среди калмыков в 1802—1803 годах» пишет о том, что среди калмыков распространена персидская игра, которые они называют «нарр», а русские эту игру называют «тавлея». Согласно описанию Бергмана, в эту игру играют на низеньком столе, у каждого игрока есть по шести мест (квадратов), по которым мечут чёрные и белые камешки.
Попытки реконструкции игры тавлеи проводились, кроме того, по фольклорным памятникам, прежде всего по былинам Русского Севера , по археологическим находкам и лингвистическими методами.
Сказители Рябинины в былине «Добрыня и Василий Казимиров» упоминают «тавлеи», под именем «велеи» вместе с прилагательным «немецкий»: Да играли мы с тобою в шашки в шахматы//Да во славны во велеи во немецкие , возможно, это указывает на направление заимствования (впрочем, необходимо учитывать, что в древности «немцами» русские могли называть любых европейцев, говорящих на неславянских языках). Вместе с использованием игральной кости, называвшейся тавлеи (см. значения в словарях), позволяет связать с европейским названием нардовой игры : итал. tavola reale , исп. tables reales , греч. τάβλι , англ. tables , болг. табла , тур. Tavla и т. д. Общий источник — лат. tabula — «доска», «название настольной игры» .
Следует отметить, что, как указывает цитирующий фольклористов историк И. М. Линдер , позднейшие сказители и певцы XIX века реальных представлений об играх не имели, путали их друг с другом и изображали совершенно условно, что поставило «в трудное положение историков шахматной игры» .
Также, возможно, следует понимать былинные упоминания велей вместе с шахматами как указание на то, что тавлеи пришли от викингов, игравших в игру хнефатафл — нечто среднее между нардами, го, шашками и шахматами, ср. исл. tefla — «играть (в шашки, шахматы)». Тафл упоминается в сагах как священная игра богов . В пользу ассоциации тавлеев с данной разновидностью игры, называемой также «королевской игрой», высказывался историк В. Меркулов .