Interested Article - Неутешное горе

«Неуте́шное го́ре» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1884 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи ( инв. 679). Размер картины — 228 × 141 см .

История и описание

Картина «Неутешное горе» была задумана и писалась под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника — смерти его младшего сына Марка в 1876 году. На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье — в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной .

Крамской работал над этой картиной около четырёх лет. Прежде чем остановиться на окончательном композиционном решении, он создал несколько предварительных вариантов. Крамской рассказывал про окончательный вариант картины: «Остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики» .

Карандашный набросок картины

В окончательном варианте картины художник чрезвычайно сдержан в показе внешних проявлений человеческих чувств. Они главным образом сосредоточены в глазах женщины и в её руках. Одной рукой она прижимает к губам платок, другая рука опущена. Глаза отрешённые, полные безысходной тоски .

Владимир Порудоминский так писал об этой картине в своей книге о Крамском :

Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой — обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта).

Когда картина была готова, Крамской написал Павлу Третьякову : «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее». Третьяков взял картину в свою коллекцию, но заставил художника принять за неё деньги .

В Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева хранится карандашный набросок этой картины, который композиционно соответствует живописному произведению .

В поэме Венедикта Ерофеева « Москва — Петушки » главный герой в начале повествования припоминает картину «Неутешное горе», которая после преследует его в пьяном бреду: так, в вагоне электрички «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».

Примечания

  1. Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 316. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X .
  2. (HTML). Государственная Третьяковская галерея , www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 29 сентября 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  3. (HTML). www.kramskoy.info. Дата обращения: 29 сентября 2012. 1 ноября 2012 года.
  4. В.И. Порудоминский . (HTML). tphv.ru. Дата обращения: 29 сентября 2012. 1 ноября 2012 года.
  5. Р. Кононенко. Иван Николаевич Крамской (Великие художники, том 13). — М. : Директ-Медиа и Комсомольская правда , 2009. — ISBN 978-5-87107-186-1 .
  6. Надежда Гришина. (HTML). Новости Радищевского музея — www.radmuseumart.ru. Дата обращения: 30 сентября 2012.

Ссылки

  • (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 29 сентября 2012. 1 июля 2016 года.
Источник —

Same as Неутешное горе