Interested Article - Фрина перед ареопагом

Фри́на перед ареопа́гом ( фр. Phryné devant l'aréopage ) — картина французского художника Жана-Леона Жерома . Формат — 80 × 128 см. Хранится в Художественном музее Гамбурга .

Сюжет

Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея ), скульптор Пракситель изобразил богиню Афродиту обнажённой, что само по себе было кощунством . Моделью ему служила его возлюбленная, гетера Фрина , что было кощунством вдвойне. По другой версии, Фрина исполняла роль Афродиты во время Элевсинских мистерий , являясь обнажённой перед народом .

Оратор Евфий (Евтиас), отвергнутый поклонник Фрины, обвинил гетеру в безбожии. Адвокат — знаменитый оратор Гиперид , видя, что его речь не производит на суд особого впечатления, сдёрнул с Фрины одежды. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии ) .

Жером хотя и написал полотно на сюжет далёкого прошлого, но адресовал его своим современникам. Н. Вольф обозначил эстетическую программу этой картины как «находящуюся на полпути между Энгром и Деларошем — учителем Жерома». Внутри картины было скрыто дополнительное противопоставление: в центре композиции на алтаре помещена статуэтка Афины Паллады — богини мудрости, которую никогда не изображали нагой . В лицах судей были представлены все возможные реакции на обнажённое женское тело — от радостного восхищения и интимного умиления до страха и раздражения. Фигуру Фрины художник писал с модели-современницы, а не её античных изображений. Иными словами, Жером не эпатировал публику, а щадил её консервативную часть: изображая стыдливость героини и сознательно отступая от античных источников (Фрину судила гелиэя , а не ареопаг ), он попытался соответствовать нормам современной ему морали .

Критическое восприятие

Мнения критиков категорически разделились. Эдгар Дега уже в 1891 году возмущался:

Что мы можем говорить в отношении живописца, который представил Фрину перед ареопагом жалкой, стесняющейся девкой, закрывающей себя? Фрина не закрывала себя, потому что нагота была источником её славы. Жером не понимал этого и сделал свою живопись, из-за недостатка понимания, порнографической картиной .

Напротив, русский критик В. В. Стасов , весьма скептически относившийся к академизму , писал в статье «Художественные выставки 1879 года»:

Нет, посмотрите ещё раз на Фрину Жерома, старую знакомку: там и красота телесная, там и стыд в дрожащих коленках, ищущих одна другую; там даже пальцы на ногах, и те говорят: нам стыдно, и стараются как-нибудь согнуться и спрятаться; так и руки поднялись к лицу и закрыли его. Вот это я называю: художественное произведение, вот это я называю: чувство и выражение, вот это я называю: художник .

В 1889 году, отталкиваясь от картины Жерома, известный живописец-академист Генрих Семирадский создал своё полотно — « Фрина на празднике Посейдона в Элевзине ». Он хотел создать чувственное произведение, которое, будучи эротическим, останется в рамках приличий .

Карикатура

Фрина перед чикагским трибуналом

Картина Жерома стала источником вдохновения для одного значительного политического шаржа в истории США. 4 июня 1884 года в американском сатирическом журнале « » появилась карикатура авторства Бернара Гильяма ( Bernhard Gillam ) под названием «Фрина перед чикагским трибуналом». Карикатура была посвящена Республиканскому национальному съезду, проходившему в те дни в Чикаго : на нём избирался единый партийный претендент на пост президента США. На этом рисунке показано, как редактор журнала Вайтлоу Рейд ( Whitelaw Reid ) срывает одежду с татуированного Джеймса Блейна со словами: «А теперь, господа, не ошибитесь в своём выборе. Чистота и магнетизм для вас — их нельзя победить!» ( англ. Now, Gentlemen, don’t make any mistake in your decision! Purity and Magnetism for you — can’t be beat ). Надо отметить, что выборы 1884 года Блейн — кандидат от республиканцев — проиграл .

Примечания

  1. Эдмонт Дюпюи. . — Aegitas, 2015. — 272 с. — ISBN 5000642821 . 24 апреля 2016 года.
  2. , p. 97.
  3. , с. 20—21.
  4. , p. 59.
  5. Стасов В. В. Избранные произведения в трёх томах. — Т. 2. — М., 1952. — С. 10.
  6. , с. 115—116.
  7. Harlen Makemson. : [ 10 марта 2016 ] // Media History Monographs. — 2004—2005. — Vol. 7, no. 2. — P. 3—4.

Литература

  • Нестерова, Е. В. Поздний академизм и Салон: Альбом. — СПб. : Аврора; Золотой век, 2004. — 472 с. — (Коллекция русской живописи). — ISBN 5-342-00090-4 .
  • Шестимиров, А. Жан Леон Жером. — М. : Белый Город, 2012. — 48 с. — (Мастера живописи). — 1000 экз. ISBN 978-5-7793-2004-7 .
  • Ackerman, Gerald M. Jean-Leon Gerome: His Life, His Work 1824—1904. — Paris: Acr Edition, 2009. — 192 p. — (PocheCouleur, No. 21). — ISBN 978-2867701016 .
  • Wolf, Norbert. The Art of the Salon: The Triumph of 19th-Century Painting. — Munich—London—New York: Prestel, 2012. — 288 p. — ISBN 978-3791346267 .
Источник —

Same as Фрина перед ареопагом