Interested Article - Тринадцатисложник

Тринадцатисложник — один из наиболее распространённых размеров в русском и польском силлабическом стихосложении .

Классический тринадцатисложник имеет цезуру после седьмого слога, делящую стих на два полустишия объёмом в семь и шесть слогов . Окончание предцезурного полустишия в польском стихосложении женское, в русском — первоначально произвольное, позднее мужское или дактилическое; окончание постцезурного полустишия обычно женское как в польской, так и в русской силлабике . Польский тринадцатисложник, ввиду фиксированного ударения в польском языке, имеет акцентные константы (постоянные ударения) на шестом и двенадцатом слоге . В русском языке, имеющем подвижное ударение, константа перед цезурой не образовалась .

Тринадцатисложник развился на основе так называемого «вагантского стиха», широко использовавшегося с XII века поэтами- вагантами и представлявшего собой шестистопный хорей с дактилической цезурой . В XVI—XVII веках польская литература переняла этот стих, преобразовав его в соответствии с акцентологическими нормами польского языка . Первое из сохранившихся польских стихотворений, написанных тринадцатисложником, « », представляет собой выполненный около 1420 года перевод с латинского :

Jezus Chrystus, Bóg Człowiek, // mądrość Oćca swego,
Po czwartkowej wieczerzy // czasu jutrzennego,
Gdy się modlił w ogrodzie // Oćcu Bogu swemu,
Zdradzon, jęt i wydań jest // ludu żydowskiemu.

Из польской поэзии тринадцатисложник, наряду с другими размерами польского силлабического стиха, начал распространяться на восток и в XVII веке вошёл в русскую поэзию . Пример русского тринадцатисложника с цезурой на седьмом слоге — сатира Кантемира « На зависть и гордость дворян злонравных » :

Что так смутен, дружок мой? // Щеки внутрь опали,
Бледен, и глаза красны, // как бы ночь не спали?

Долгое время тринадцатисложник оставался одним из самых употребительных размеров: в Польше до XIX века, в России — до силлабо-тонической реформы Тредиаковского — Ломоносова . Большинство стихотворных произведений польского барокко и классицизма написаны тринадцатисложником (наряду с одиннадцатисложником ), в том числе знаменитый « Пан Тадеуш » Мицкевича . В русской силлабике тринадцатисложник был размером «высокой», «героической» поэзии; им писали Симеон Полоцкий , Феофан Прокопович , Антиох Кантемир , Василий Тредиаковский .

Комментарии

  1. А. П. Квятковский считал тринадцатисложник «исконной формой русского народного стиха», встречающейся, в частности, в частушках .

Примечания

  1. .
  2. , с. 426.
  3. , с. 32.
  4. , с. 13.
  5. , с. 19.
  6. , с. 93.
  7. , с. 19.
  8. , с. 178.
  9. , с. 308.
  10. , с. 18.
  11. , с. 23.

Литература

Источник —

Same as Тринадцатисложник