Брызгунова, Елена Андреевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Елена Одинокова ( Упырь Лихой ) — российская писательница, литературный критик, сценарист. Книга «Славянские отаку» вошла в короткий список литературной премии « Национальный Бестселлер » 2019 года, чем вызвала скандал в литературной среде.
Родилась 7 марта 1979 года в Ленинграде . Окончила РГПУ им. А. И. Герцена [ источник не указан 594 дня ] .
Проза и критика Елены Одиноковой публиковалась в журналах « Дружба народов » , « День и ночь » , « Урал », на сетевом информационном портале « Год литературы ».
Замужем, воспитывает сына [ источник не указан 594 дня ] .
Елена Одинокова начала свою писательскую деятельность под псевдонимом Упырь Лихой в начале двухтысячных годов, первая публикация — в украинском журнале для геев «Один з нас». Многократный участник Форума молодых писателей в Липках, критик большого жюри премии « Национальный бестселлер » , поставившая в 2022 году рекорд по количеству написанных рецензий , и других литературных премий.
С 2002 года — участник и один из лидеров неформального контркультурного проекта «Неоновая литература», начатого современными художниками и культуртрегерами Арсением Жиляевым и Ильёй Долговым .
К литобъединению в разные годы присоединились русскоязычные поэты, прозаики, драматурги: Олег Лукошин, Константин Стешик, Елена Георгиевская , Павел Пряжко Павел Рассолько, Алексей Сомов, Александр Гальпер , Александр Кудрявцев, Николай Зырянов, Юрий Чигвинцев, Максим Матковский и др.
С 2004 участник контркультурного литературного движения « Падонки », в соавторстве с украинским литератором Артёмом Зайцем написала для издательства « Астрель-СПб » книгу , впоследствии дополненную другими текстами и опубликованную с выходными данными фиктивного издательства «Фолио-СП» без согласия авторов. Эта история стала широко известна благодаря книге Максима Кронгауза « Самоучитель олбанского ».
С 2009 редактор контркультураной газеты «Художественная литература и другие хроники нашего времени» (ХуЛi), учредителем которой является Н. Зырянов.
В своём творчестве Елена Одинокова исследует остросоциальные темы, основное внимание уделяет проблемам ЛГБТ и различных субкультур . В книгах присутствуют ненормативная лексика, нестандартные персонажи, затрагиваются темы ксенофобии , подросткового суицида, насилия в семье, буллинга .
Михаил Шиянов : «Упырь Лихой как будто разбирает все актуальные тексты конца нулевых и из них конструирует свой эпос, наиболее подходящим языком для которого оказывается сетевая речь „ падонкафф “. И это не только художественные тексты; в повести „Россия, возродись!“ нетрудно различить огромный субкультурный пласт — от национал-гомосексуализма и группы „Анальная гигиена“, завиральных фанзинов и Тимоти Лири , до политической риторики „ Наших “. Упырь к тому же подчёркнуто злободневен: в повести упоминается и Болотная площадь , и селигерские партийные радения, и даже Пояс Богородицы — все это в чудовищном преломлении вымышленной постапокалиптической историографии».
Кристина Потупчик: « Ханжи скажут, что роман „Славянские отаку“ — трэш , вульгарная порнография , сексплотейшн и издевательство, паразитирование на болезненной теме русско-украинских отношений. Более вдумчивые читатели скажут, что это довольно удачная, но местами чрезмерно стилизованная сага о поколении фрустрированных неудачников, реализующих свои сексуальные фантазии и садо-мазохистские наклонности с помощью виртуальности и анонимности, которые обеспечивает Сеть. И для них политика только один из способов эти фантазии удовлетворить».
Александр Снегирёв : «В рассказе [Упыря Лихого] нет вялого интеллигентского пережёвывания кухонных тем, нет страдания по безвременно ушедшей державе и почившей культуре, нет трусливого желания держаться за подол Великой Русской Литературы, то и дело озираясь, что-то она, великая, скажет».
Михаил Визель : «Конечно, политика, особенно политика традиционная, переполнена доминированием-подчинением, и описание её языком БДСМ — далеко не новость. Но всё-таки Упырю явно не хватает чувства меры».