Interested Article - Клеомброт из Амбракии

Клеомброт ( др.-греч. Κλεόμβροτος ) — ученик Сократа из Амбракии , который покончил жизнь самоубийством после прочтения диалога Платона « Федон ».

Биография

О жизни Клеомброта из сочинений его современников практически ничего неизвестно. В диалоге « Федон » Клеомброт упомянут среди других учеников Сократа. Платон особо подчёркивает, что он отсутствовал при последнем разговоре Сократа с учениками перед казнью, так как в тот момент вместе с Аристиппом находился на Эгине .

Также сохранилась эпиграмма Каллимаха из Кирены (310—около 240 года до н. э.) с описанием последнего поступка некоего Клеомброта :

Солнцу сказавши «прости», Клеомброт амбракиец внезапно
Кинулся вниз со стены прямо в Аид . Он не знал
Горя такого, что смерти желать бы его заставляло:
Только Платона прочел он диалог о душе .

Интерпретация самоубийства

Поступок Клеомброта, который покончил жизнь самоубийством после прочтения сочинения Платона, привлёк внимание как платоников, так и комментаторов его творчества. Деметрий Магнесийский расценивал указание Платона на то, что Аристипп с Клеомбротом отсутствовали при прощании учеников с Сократом, признаком вражды между философами. Эгина расположена неподалёку от Афин, от решения суда до казни прошёл месяц. Соответственно, отсутствие Аристиппа и Клеомброта могло свидетельствовать об отсутствии должного уважения и безразличии к Сократу. Платон, который и сам не смог быть рядом с Сократом в последний день, объясняет своё отсутствие уважительной причиной — болезнью. Деметрий подчёркивает, что основоположник гедонизма Аристипп с Клеомбротом задержались на Эгине, так как не пожелали пропустить некий пир. В целом, несмотря на разницу в несколько столетий, Деметрий чётко уловил упрёк Платона в сторону своих коллег .

При прочтении «Федона», согласно тому же источнику, Клеомброт не смог вынести позор своего поступка и сбросился со скалы. Такая интерпретация самоубийства имеет ряд слабых моментов. Во-первых, как подчёркивал У. фон Виламовиц-Мёллендорф , третья строка эпиграммы противоречит данной версии. Во-вторых, диалог «Федон» был написан приблизительно через 30 лет после казни Сократа, когда драматизм события стал «далёким прошлым». Данное предположение, хоть и выглядит сомнительным, отождествляет двух Клеомбротов. Другие античные источники, которые интерпретировали эпиграмму Каллимаха и диалог «Федон», не рассматривали двух Клеомбротов как одного человека .

Кроме личности Клеомброта, античных авторов в большей степени привлекал внимание диалог «Федон». Сочинение, в котором Платон приводил доказательства бессмертия души, пользовалось большой популярностью. Указание на то, что его прочтение может побудить человека к самоубийству, имело несколько трактовок. В самом начале диалога Сократ рассуждает о недопустимости самоубийства. В таком случае поступок Клеомброта выглядит по меньшей мере глупым. Самоубийца не понял смысл произведения и под воздействием текста диалога поступил прямо противоположным образом .

Другая трактовка предполагает антиплатонический характер эпиграммы. Идеи вечности душ и их переселения из одной оболочки в другую побудили некоего Клеомброта, без всякой видимой причины, не дожидаясь смерти от естественных причин, пуститься в «посмертное путешествие». В таком понимании «Федон» выглядит опасным и вредным сочинением . Цицерон на примере истории Клеомброта описал «опасность» диалога Платона несколькими предложениями в первой книге « Тускуланских бесед » :

Если речь идет о том, что после смерти мы не несчастны, то с какой стати делать самую жизнь несчастнее от наших причитаний? [...] Стало быть, как посмотреть по сути, от всего дурного, а вовсе не от хорошего отрывает нас смерть. [...] У Каллимаха есть эпиграмма на Клеомброта Амбракийского, который будто бы без всякой бедственной причины бросился в море со стены только оттого, что прочитал диалог Платона.

Второй раз он упоминает Клеомброта в речи «В защиту Эмилия Скавра». Цицерон утверждал, что покончившая жизнь самоубийством жена Ариса была простой женщиной и Платона не читала. Соответственно вина за её смерть лежит на муже, который своим жестоким обращением довёл несчастную женщину до смерти .

В том же ключе оценивали поступок Клеомброта, последовавшего за языческими идеями, ранние христианские святые Иероним Стридонский и Григорий Богослов . Блаженный Августин признаёт, что хоть Клеомброт и умер благородно, сам его поступок был неразумным, так как Платон прямо указывал на недопустимость самоубийства. Возможно, Августин таким образом пытался сгладить противоречия между неоплатонизмом , которым он увлекался в молодости, и христианством. В том же духе высказывались и другие неоплатоники, такие как Аммоний Саккас , Элий Александрийский и др.

В художественной литературе

Образ Клеомброта представлен в поэме Овидия « Ибис » , сочинении Псевдо-Лукиана «Друг отечества, или Поучение» , эпиграмме Агафия , поэме Джона Мильтона « Потерянный рай » .

Примечания

Комментарии
  1. Или как тот, кто с отвесной скалы низвергнулся в Тартар,
    Из сократических книг выучив речи про смерть,
  2. Я стремглав полетел бы с кручи от охватившего меня головокружения, если бы ты не окликнул меня, дружище! Пошли бы про меня тогда рассказы, как о прыжке Клеомброта, родом из Амбракии
  3. «Смертна ль природа души, иль бессмертна она, — я не знаю
    И вообще ничего мне не известно о ней;
    То ль бестелесна, телесна ль она... ты сойди к Ахеронту —
    Будешь с Платоном тогда знать достоверно о том;
    Если угодно, возьми с амбракийца пример Клеомброта
    И, подражая ему, с крыши низвергни себя.
    С телом расставшись своим, себя самого ты познаешь
    И нерешённый вопрос сможешь тогда разрешить»
  4. Клеомброт,
    В морскую глубь нырнувший, чтоб скорей
    В Платоновский Элизиум попасть
Источники
  1. , Федон. 59 c, с. 15.
  2. .
  3. , Клеомброту.
  4. , p. 155.
  5. , p. 156—158.
  6. , p. 158—159.
  7. , p. 159—161.
  8. , Тускуланские беседы. I. 83—84.
  9. , p. 163—166.
  10. , p. 159—163.
  11. , Ибис. 493—494.
  12. , 1.
  13. .
  14. .
  15. , p. 166—169.

Литература

Античные источники

  • // / Под ред. и с вступ. ст. Ф. Петровского. Сост. Ф. Петровского и Ю. Шульца. — М. : Гослитиздат, 1960. — 487 с. — 35 000 экз.
  • Платон . Собрание сочинений в четырёх томах / Общая редакция А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета:, 2007. — Т. 2. — 626 с. — ISBN 978-5-288-04160-0 .
  • Марк Туллий Цицерон . // Избранные сочинения / Перевод с латинского и комментарии М. Л. Гаспарова. — М. : Художественная литература, 1975.

Современные исследования

  • Nails Debra. Cleombrotus // (англ.) . — Indianapolis, IN: Hackett Publishing Company, Inc., 2002. — P. 98—99. — ISBN 0-87220-564-9 .
  • Williams G. D. (англ.) // The Classical Quarterly. — Cambridge University Press, 1995. — May (vol. 45 ( iss. 1 ). — P. 154—169. — doi : .

Литературные упоминания

  • Агафий . // Эпиграммы греческой Антологии / Перевод с греческого: М. Гаспаров, Л. Блюменау, Ю. Шульц, Т. Соколова и М. Цетлин, С. Кондратьев. — М. : Терра, 1999.
  • Лукиан . // Сочинения. — СПб. : Алетейя, 2001. — Т. II. — 538 с. — (Античная библиотека. Античная литература). — ISBN 5-89329-315-0 .
  • Публий Овидий Назон . // Скорбные элегии. Письма с Понта / Перевод и комментарии М. Л. Гаспарова. Издание подготовили М. Л. Гаспаров, С. А. Ошеров. — М. : Наука, 1978.
Источник —

Same as Клеомброт из Амбракии