Interested Article - Мугамное трио

Мугамное трио

Гавал
Тар
Кеманча

Мугамное трио ( азерб. Muğam üçlüyü ) — традиционный азербайджанский мугамный ансамбль, который состоит из трёх элементов: гавал, тар, кеманча .

Вокально-инструментальная композиция в исполнении мугамного трио называется полным мугамным дасгяхом . Дасгях означает мугам целиком, т. е. его дарамад, все ветви и углы, а также классификация и цвет или диранги каждой ветви выполняются последовательно . Разделы, входящие в состав мугамного сочинения, состоят из импровизированных вокальных мелодий речитативного типа, определяющих музыкально-поэтическое содержание произведения . Они перемежаются эпизодами песен и танцев в точном ритме. Эпизоды песни называются категориями, а эпизоды танца — цветами.

Структура

Как следует из названия, мугамное трио состоит из трех человек. Этот коллектив - единственное трио музыкантов, доносящих до слушателей мугамы целиком, в виде картины, со всеми их тонкостями .

Nizami Gəncəvinin çəkilmiş XVI əsrə aid miniatürdə təsvir olunmuş muğam üçlüyü
Мугамная группа, включающая - ансамбль Бюльбюльджан , конец XIX в.
Ансамбль мугама - ансамбль Сейида Шушинского, 1916.

В первые дни тар, каманча и балабан использовались в оркестре сазанде, а когда они играли на кассине и цветах, использовались круг и кошанагара. После реконструкции тар-инструмента знаменитым тарзаном Мирзой Садыг Асад оглу громкая кошанагара больше не нужна, ее заменяет мягко звучащий бубен, который держит певец. Таким образом, эта группа состоит всего из 3 человек. В эту группу входят тарзан, каманчачи и певец , это трио действует со второй половины 19 века до наших дней . Их роль в развитии азербайджанской народной музыки и создании школы мугамного исполнительства не имеет себе равных.

Главный исполнитель трио - певец, играющий на бубне. Он сочиняет в соответствии со своим вкусом и личными возможностями. Точнее, именно певец решает, какие уголки в какие отделы включать, их размер, цвет или размещение классификаций. Когда певец поет мугам, он подносит кавали близко к лицу, следя за тем, чтобы его голос был направлен к слушателям и резонировал. Во время исполнения певец аккомпанирует себе с бубном.

Смычковая каманча, последний член трио, имеет несколько ограниченную функцию. В то же время кяманчачи, аккомпанирующий певцу и певцу, в конечном счете служит для формирования сложного мугамного стиля выражения . Кроме того, тар подражает певцу, а кяманча подражает тару, создает сложный стиль выражения, называемый на музыковедческом языке двойным подражанием. Но кяманча не только концертмейстер . В наиболее лиричных, зажигательных эпизодах мугама, после декламационных эпизодов певца, соло кяманчи звучат так же выразительно и впечатляюще, как человеческий голос.

Используемые музыкальные инструменты

Мугамное трио является группой исполнения азербайджанской народной музыки мугама и состоит из трёх музыкантов и соответственно трех музыкальных инструментов: ханенде (одновременно и гавалист) исполнитель тара и исполнитель кеманчи .

Ханенде

Ханенде (азерб. xanəndə ) — исполнители мугамов, которые в составе мугамного трио одновременно являются и исполнителями гавала. Является главным из трёх исполнителей. Гавал ( азерб . qaval ) — это разновидность ударного музыкального инструмента, который схож с бубном и тамбурином (или даф, азерб . dəf ). Это круглый деревянный обруч, на который натянута кожа осетра (иногда пластической мембраной), с металлическими подвесками, которые издают звенящий звук. Является обязательным элементом при исполнении народного музыкального жанра мугама .

Тарист

Тарист (азерб. tarzən ) — исполнитель музыкального инструмента тара. Тар ( азерб . tar ) — 11-струнный щипковый инструмент, который является одним из трёх базовых инструментов при исполнении азербайджанской народной музыки мугама. Азербайджанское искусство игры на таре в 2012 году включено в список шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

Кеманчист

Кеманчист ( азерб . kamança ifaçısı ) — исполнитель музыкального инструмента кеманчи. Кеманча — струнный смычковый музыкальный инструмент, являющийся третьим базовым элементом мугамного трио. Азербайджанское и иранское искусство игры на кеманче и мастерство его изготовления в 2017 году было включено в список шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

Знаменитые азербайджанские мугамные трио

Ансамбль в ( 1912 ).
Мугамное трио - ансамбль Сегях Ислам, Баку , 1912 . Слева направо: Ислам Абдуллаев , , .

Мирза Садыг, известный певец XIX века, сначала аккомпанирует великому певцу Востока Хаджи Хусу вместе с исполнителем на кяманче Ата Багдагул оглы, а затем присоединяется к трио Мешади Иси, певца шуши . В 1880 году он был приглашен на свадьбу Музаффардина Каджара Мирзы, сына Насиреддина Шаха Каджара, в Тебризе в составе трио. Многие артисты играют и поют на свадьбе. Однако Хаджи Хусу был признан лучшим певцом, а Садыгджан – самым красивым артистом и был награжден почетным орденом «Шири-Хуршид».

Ансамбль Кечачиоглу Мухаммеда в начале XX века был одним из известных мугамных трио. Этот ансамбль даже выступал в Варшаве, столице Польши, в 1912 году. В то время его ансамбль состоял из Гурбана Пиримова и каманчиста Саши Оганезашвили.

Трио, созданное Тарзаном с мастером-певцом Джаббаром Гаръягдыоглу и исполнителем на кяманче
В 1930-е годы чтение мугама « » (его сопровождают Гурбан Пиримов на тар и на каманча ).

Следует также отметить деятельность трио, созданного Тарзаном Гурбаном Примовым совместно с мастером-певцом Джаббаром Гарьягдыоглу и исполнителем на кяманче Сашей Оганезашвили . Потому что это трио мугамов, действовавшее 20 лет, начиная с 1905 года, было особым этапом в их творчестве . Это трио начинают узнавать не только в Азербайджане и на Кавказе, но и во всей Средней Азии . Они прославились в этот период деятельности, гастролировали по разным странам, а их выступления записывались на грампластинки. В этом смысле можно упомянуть записи, сделанные фирмами «Потте», «Спорт-Рекорд», «Граммафон» в Риге, Варшаве и Киеве в 1906-1916 годах . Следует также отметить, что в этих редких записях Гурбан Примов аккомпанировал таким певцам, как Джаббар Гаръягдыоглу, Мухаммад Кечаджиоглу, Машади Мамед Фарзалиев, Ислам Абдуллаев, Алескер Абдуллаев, Сеид Шушинский.

В 1970-е годы мугамное трио появилось в новом формате. Так, известный композитор, пианист, основоположник стиля джаз-мугам Вагиф Мустафазаде в 1977 году создал джазовое трио «Мугам». А затем, возглавив это трио, стал лауреатом фестивалей, проходивших в Таллинне и Тбилиси .

В 1987 году при Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева было создано первое мугамное трио, которое называлось «Мугамное трио имени Джаббара Гарьягдыоглу». В его состав вошли народные артисты Мохлат Муслимов (тарзан), Фахреддин Дадашов (играющий на кяманче) и Захид Гулиев (певец) . В последующие годы это мугамное трио работало со многими певцами и гастролировало по многим странам мира . За рубежом выпущен ряд компакт-дисков в исполнении трио в сопровождении разных певцов.

В 1992 году певец Агахан Абдуллаев, тарзан Замик Алиев и исполнитель на кяманче Адалят Вазиров создали «Мугамное трио Зульфу Адыгозалова». Это трио выступало в Иране и Ираке на мероприятиях ЮНЕСКО в связи с 500-летием Мухаммада Физули. С 1997 года к этому трио вместо Агахана Абдуллаева[13] присоединилась никому не известная студентка Симара Иманова , и они выступали под названием «мугамное трио восточного соловья». В 1997 году трио приняло участие в фестивале «Восточные гимны», проходившем в Самарканде, Узбекистан, и было удостоено «Гран-при» — высшей награды среди музыкантов из 46 стран. Своей успешной победой трио вновь представляет миру азербайджанскую музыку. По случаю успешного выступления трио и блестящей победы победителей принял тогдашний глава страны - президент Азербайджана Гейдар Алиев и всем троим было присвоено почетное звание "Заслуженный артист" . После этого эта тройка мугамов стала украшать государственные мероприятия. Мугамное трио занимает достойное место на государственных мероприятиях и регулярно поддерживается руководством страны .

В 2005 году действующее в Агдамском районе мугамное трио «Хан Шушинский» под руководством заслуженного артиста, лауреата Всесоюзных премий тарзана Рафика Рустамова выехало с гастролями во Францию ​​и в течение 5 дней выступало в городах Лилль и Лион. После концерта музыканты дали мастер-классы студентам Лилльской консерватории . Франция вообще является одной из стран, где чаще всего выступают молодые мугамные трио Азербайджана. Например, 13-14 мая 2010 года по приглашению Посольства Франции в Азербайджане, при поддержке Министерства Культуры и Туризма Азербайджанской Республики, мугамное трио - лауреат Международного Фестиваля Мугама, юная певица Вафа Оруджева, тарзан Руфат Гасанов и кяманчист Эльнур Микаилов - 1000-летний житель французского города Эгле, приняли участие в ежегодных юбилейных мероприятиях .

Мугамное трио под руководством всемирно известного певца Алима Гасымова, считающегося одним из самых выдающихся исполнителей мугамного искусства, также неоднократно пропагандировало искусство мугама во Франции и других зарубежных странах . Следует отметить, что с 1989 года он начал выступать с братьями Мансуровыми - Тарзаном Джамалом и каманча Эльшаном.

Мугамное трио «Айпара», действующее с декабря 2009 года, стало молодым представителем азербайджанского мугама, участвуя в национальных и международных конкурсах, фестивалях и мероприятиях . Певица Айтен Магеррамова, молодые продолжатели знаменитого мугамного трио «Карабах», является ученицей народного артиста Мансума Ибрагимова, Адалат Бейбутов – ученицей заслуженного артиста Эльчина Гашимова (тар), а Парвиз Фархадов – ученицей заслуженного артиста Эльнура. Ахмедов (каманча). Они успешно выступили на II Республиканском конкурсе мугама, проходившем в 2011 году, и заняли первое место .

В связи с возросшим интересом женщин к этой области был создан ряд мугамных трио, состоящих только из женщин. Сакина Исмайлова впервые создала женское мугамное трио в 1989 году и выступала с этим небольшим коллективом в ряде зарубежных стран . Первый визит трио был во Францию ​​в 1992 году, где они добились большого успеха. Позже эти трое дали аншлаговые концерты в Англии, Италии, Иране, Турции, Нидерландах, Индии и других странах и были отмечены рядом дипломов и наград. Эти концерты широко освещались в средствах массовой информации этих стран.

Место в культуре

Особую роль в национальных свадебных обычаях Азербайджана играет мугамное трио. Например, на свадьбе мальчика, которая является самым ответственным этапом и кульминацией лянкяранского свадебного обряда, особое место занимают традиционные мугамы . Часто музыкантов, которых должны были пригласить на свадьбу, сначала приглашали в деревенскую чайхану, и они играли на хорошем инструменте . После этого, если все деревенские старейшины и интеллигенция выразили свое согласие, этим музыкантам доверили вести свадьбу . Мугамное трио сыграло большую «концертную программу», которая развеселила свадьбу жениха, особенно второй день . Вторая ночь свадьбы считалась ответственной ночью для исполнителей мугама . Потому что в эту ночь собирались сельские старейшины, уважаемые люди, интеллигенция, чтобы послушать мугамы . Тариел Алиев, исполнитель на кяманче, которого с 1950-х годов часто приглашали на свадьбы в составе мугамного трио в Лянкяране и его селах , а также инициатор и активный участник вновь открытого театра мугама в Лянкяране , говорил о эти свадьбы:

Для нашего мугамного трио выделили отдельную комнату. Там мы отдыхали и тренировались в зависимости от нашего желания. За час до того, как мы вошли в собрание, вместо черной трубы заиграл плоский балабан. Это позволило бы мугамному трио звучать тонко.

Эта группа, которая раньше принимала участие в свадьбах и других торжествах, в наше время выступает в театрах и концертных залах. На самом деле история этого изменения начинается в конце XIX века. В тот период, когда искусство пения вышло за рамки вечеринок, свадеб и торжеств и проникло в театры и концертные залы, стали появляться музыкальные сцены . Такую идею впервые реализовал в Шуше выдающийся писатель Абдуррахим-бек Хагвердиев, который в то время был еще студентом Санкт-Петербургского университета . В 1897 году по его организации была показана музыкальная сценка «На могиле Меджнуна Лейли». Это было театрализованное музыкальное исполнение последней части поэмы «Лейли и Меджнун» великого азербайджанского поэта Мухаммада Физули . Здесь впервые объединились театр, поэзия и мугам . Участники представления - певцы исполнили отдельные фрагменты из текста поэмы на мугам. Роли исполняли певцы Джаббар Гарягдыоглу и Ахмет Агдамский, получившие в то время большую известность в Шуше. Их выступление сопровождалось традиционным мугамным трио под руководством Мирзы Садыка Асада.

В традициях

Согласно древним традициям и обычаям присутствие мугамного трио на азербайджанских свадьбах, в особенности южного региона, являлось обязательным. Как правило, до празднование, заранее слушали пение исполнителей, а затем получив «добро» от старших в семье приглашали их на свадьбу . В конце XIX — начале XX веков свадебные мугамные трио «переросли» в онцертные, и на сценах театров устраивали музыкальные вечера с участием разных мугамных групп .

В искусстве

Мугамное трио также являлось частой темой азербайджанских художников и скульпторов. Примером можно привести работу художника Тогрула Нариманбекова «Мугам» , а также скульптуру Закир Ахмедова . Кроме того, также выпускалась коллекция одежды с изображениями гавала, тара и кеманчи .

В кино

Во многих азербайджанских фильмах XX века имеют место мугамные исполнители. Например в фильме 1956 года «Не та, так эта» знаменитое мугамное трио, состоящее из ханенде Хан Шушинского, тариста Бахрам Мансурова и кеманчиста Талят Бакиханова приняло участие в свадебной сцене фильма .

В экономике

Музыкальные инструменты мугамного трио — гавал, тар и кеманча изображены на 1-манатных купюрах азербайджанского маната, выпущенного в 2005 и в 2009 годах Центральным Банком Азербайджана . Также их изображение имеется на 1 копейке, выпущенного в 2006 году .

Примечания

  1. . mugam.musigi-dunya.az. Дата обращения: 4 июня 2018. 22 декабря 2015 года.
  2. Caucaso, Osservatorio Balcani e. . Osservatorio Balcani e Caucaso (итал.) . из оригинала 15 апреля 2021 . Дата обращения: 4 июня 2018 .
  3. Əhməd, Vüqar. . — Bakı, 2010. от 28 октября 2019 на Wayback Machine
  4. Səadət Abdullayeva. . 4 марта 2016 года. . azyb.net az
  5. Nizami Ganjavi, Khamsa, Khosrow and Shirin, 70tn of the XVI century, SPL, Dorn 341. f. 70 b.
  6. Həcər Babayeva. . 19 октября 2021 года. . strategiya.az, 30.04.2013 az
  7. (исп.) . ich.unesco.org. Дата обращения: 4 июня 2018. 28 октября 2020 года.
  8. Aida Huseynova. . — Indiana University Press, 2016-03-21. — 360 с. — ISBN 9780253019493 . 12 июня 2018 года.
  9. Inna Naroditskaya. . — Psychology Press, 2002. — 290 с. — ISBN 9780415940214 . 12 июня 2018 года.
  10. : [ 25 сентября 2019 ] / М. В. Есипова // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 352. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
  11. (англ.) . ich.unesco.org. Дата обращения: 4 июня 2018. 21 апреля 2021 года.
  12. (англ.) . ich.unesco.org. Дата обращения: 4 июня 2018. 7 октября 2020 года.
  13. (англ.) . ich.unesco.org. Дата обращения: 4 июня 2018. 21 ноября 2019 года.
  14. (англ.) . ich.unesco.org. Дата обращения: 4 июня 2018. 1 июля 2020 года.
  15. İradə Sarıyeva. 25 марта 2022 года. Bakı Xəbər (qəzet). 26 noyabr 2014, səh. 15. az
  16. . от 31 марта 2022 на Wayback Machine . "Mədəniyyət" qəzeti, 3 noyabr 2010, səh. 12. az
  17. Məhərrəmova T. . 25 октября 2021 года. . Kaspi (qəzet), 28 avqust 2011, səh. 11. az
  18. Həmidə Nizamiqızı. . 25 марта 2022 года. . Mədəniyyət (qəzet), 9 dekabr 2011, səh. 12. az
  19. . 25 марта 2022 года. . mugam.musigi-dunya.az az
  20. . 23 февраля 2018 года. mugam.musigi-dunya.az az
  21. Alim Nəbioğlu. . 27 сентября 2022 года. . Olaylar (qəzet), 21 may 2010, səh. 12. az
  22. от 25 марта 2022 на Wayback Machine . az
  23. от 1 августа 2023 на Wayback Machine . azertag.az, 19.12.2005 {{{1}}}
  24. Təranə. от 25 октября 2021 на Wayback Machine . Mədəniyyət (qəzet), 21 may 2010, səh. 5. az
  25. Tofiq Abdin. . 25 октября 2021 года. . Ədalət (qəzet). 23 iyul 2011, səh. 15. az
  26. Ceyhun Zərbəliyev. от 25 октября 2021 на Wayback Machine . Mədəniyyət (qəzet), 24 iyul 2013, səh. 12. az
  27. Qocayeva A. от 3 декабря 2021 на Wayback Machine . İki sahil (qəzet), 31 oktyabr 2007, səh. 8. az
  28. . 21 октября 2021 года. . admiu.edu.az az
  29. . 3 июля 2020 года. . musigi-dunya.az az
  30. . 6 июля 2011 года. , səh. 3, e-library.musigi-dunya.az az
  31. . 3 марта 2022 года. , səh. 4, e-library.musigi-dunya.az az
  32. . www.musigi-dunya.az. Дата обращения: 4 июня 2018. 3 июля 2020 года.
  33. . e-library.musigi-dunya.az. Дата обращения: 4 июня 2018. 6 июля 2011 года.
  34. . www.baku.ru. Дата обращения: 4 июня 2018. 12 июня 2018 года.
  35. . ИА REGNUM . Дата обращения: 4 июня 2018 .
  36. . Дата обращения: 4 июня 2018. 16 июня 2018 года.
  37. . из оригинала 12 июня 2018 . Дата обращения: 4 июня 2018 .
  38. . www.baku.ru. Дата обращения: 4 июня 2018. 12 июня 2018 года.
  39. . arts.in.ua. Дата обращения: 4 июня 2018. 12 июня 2018 года.
  40. . artdoart.com. Дата обращения: 4 июня 2018. 24 января 2021 года.
  41. . Day.Az . 2011-02-03. из оригинала 12 июня 2018 . Дата обращения: 4 июня 2018 .
  42. . www.baku.ru. Дата обращения: 4 июня 2018. 12 июня 2018 года.
  43. . en.cbar.az. Дата обращения: 4 июня 2018. Архивировано из 12 июня 2018 года.
  44. . en.cbar.az. Дата обращения: 4 июня 2018. Архивировано из 12 июня 2018 года.
Источник —

Same as Мугамное трио