Interested Article - Алдема, Гиль

Гиль Алдема ( ивр. גיל אלדמע ‎; 17 сентября 1928 , Шхунат-Борохов , Британский мандат в Палестине 28 сентября 2014 , Тель-Авив ) — израильский композитор, аранжировщик и музыкальный педагог, ведущий музыкальных радиопередач и организатор фестивалей ивритской песни . Лауреат Премии Израиля (2004) в области ивритской песни.

Биография

Гиль Алдема родился в 1928 году в Шхунат-Борохов (ныне город Гиватаим ) в подмандатной Палестине в семье Захавы и Авраама Алдемы (Айзенштайна). Отец Гиля был преподавателем музыки в гимназии «Герцлия» с момента её основания и организатором первого в Тель-Авиве Пуримского шествия в 1912 году. Дом семейства Алдема в Шхунат-Борохов был центром культурной жизни, а его двор служил в летние месяцы открытой театральной площадкой на 900 зрительских мест. Среди выступавших там театральных трупп были « Габима », «Охель» и «Ха-Мататэ» — ведущие еврейские театры подмандатной Палестины.

В 11 лет Гиль Алдема вступил в молодёжное движение «Ха-ноар ха-овед». По окончании учёбы в гимназии «Герцлия» он с группой других членов движения был направлен « Пальмахом » развивать земли вокруг кибуца Дафна в Галилее . Во время Войны за независимость Израиля Гиль вёл с Даной Коган трансляции радиостанции «Коль ха-Галиль» из кибуца Айелет ха-Шахар ; эти передачи Гиль открывал исполнением на аккордеоне гимна «Пальмаха» и закрывал исполнением « Гимна еврейских партизан ». Он также участвовал в боевых действиях в Галилее и в захвате Лидды и Рамлы в составе бригады « Ифтах » . В 1949 году Алдема, направленный в качестве связного в крепость Бельвуар , подорвался на мине. Его жизнь удалось спасти, но он потерял ногу, ампутированную выше колена.

После войны Алдема учился в Иерусалимской музыкальной академии , после её окончания начав работать учителем музыки в молодёжной деревне Адасим, где создал хор и оркестр. С 1957 года он продолжал своё музыкальное образование в Нью-Йорке , в Маннес-колледже . Там он познакомился со своей будущей женой Вики Капелович, с которой обвенчался в 1960 году . По возвращении в Израиль Алдема начал работать на радиостанции « Коль Исраэль », где провёл следующие 30 лет жизни. Спектр его задач на «Коль Исраэль» включал написание оригинальной музыки и аранжировок для радиопередач, редакторскую, режиссёрскую и продюсерскую работу. Он также занимался организацией фестивалей ивритской песни . По инициативе директора музыкальных программ «Коль Исраэль» Ханоха Хасона были созданы хор «Ринат» и ансамбль «Хабурат Рананим», с которыми Алдема работал много лет; среди его учеников были многие ведущие израильские музыканты следующих поколений.

Гиль Алдема умер в сентябре 2014 года, оставив после себя вдову и четверых детей .

Творчество

Уже к трём годам у Гиля Алдемы наметился выдающийся музыкальный слух. В шесть лет мальчик начал учиться игре на фортепиано, а через два года — на скрипке. Ещё в гимназии Гиль сочинял музыку для различных мероприятий и праздников. Музыку к своей первой песне, «Верх блаженства» ( ивр. שיא הכיף ‎ — Си ха-Кейф ), он написал во время пребывания в кибуце Дафна по просьбе Хаима Файнера (позже известный израильский поэт, лауреат Премии Израиля Хаим Хефер ). Позже Алдема положил на музыку стихотворение Натана Альтермана «Посиделки на Кипре» ( ивр. קומזיץ בקפריסין ‎ — Кумзиц ба-Каприсин ).

Новое развитие песенное творчество Алдемы получило в годы работы в молодёжной деревне Адасим, где были написаны произведения, которые, согласно официальному сайту Премии Израиля, вошли в золотой фонд ивритской песни — «Колосья» ( ивр. שיבולים ‎), «Куда пошёл возлюбленный твой» ( ивр. אנה פנה דודך ‎), «Рыбацкий танец» ( ивр. מחול הדייגים ‎) и другие.

В годы работы на радио любимым видом творчества для Алдемы стала переработка и аранжировка забытых ивритских песен, которой он вначале занимался для хора «Ринат» по просьбе дирижёра Гари Бертини . В общей сложности им были переработаны таким образом около 500 песен. В 2000 году в свет вышел сборник хоровых аранжировок Гиля Алдемы «Музыкальный веер», где собраны десятки переработанных им песен. В предисловии к этой книге израильский музыковед Элияху ха-Коэн пишет об аранжировках Алдемы следующим образом:

Особенно выделяет Гиля Алдему умение создать симфоническую гармонию, раздвигающую границы оригинальной мелодии и придающую песне новое измерение звукового разнообразия... Он не только обогащал музыкальную ткань новыми гармониями, но и сплетал нити утка и основы в богатый и пленительный узор .

В 2004 году творчество Гиля Алдемы было удостоено Премии Израиля в области ивритской песни.

Примечания

  1. Хагай Хитрон. (ивр.) . Га-Арец (28 сентября 2014). Дата обращения: 19 января 2015.
  2. от 18 октября 2009 на Wayback Machine на официальном сайте Премии Израиля (иврит)

Ссылки

Источник —

Same as Алдема, Гиль