Interested Article - Французская литература XIX века

Французская литература XIX века создавалась в динамичный период истории Франции, который видел подъём демократии, конец французской монархии и Империи. Этот период охватывает консульство Наполеона Бонапарта (1799—1804), годы Первой Империи (1804—1814), правление Людовика XVIII и Карла Х (1814—1830), Луи-Филиппа Орлеанского (1830—1848), годы Второй Республики (1848—1852), Второй Империи при Наполеоне III (1852—1871), первые десятилетия Третьей Республики (1871—1940).

Французская литература в XIX веке пользовалась международным авторитетом и успехом. Среди литературных стилей века во Франции был распространен романтизм , реализм , натурализм и символизм .

Широкое распространение в 80-е годы XIX века во Франции получили произведения русских писателей (И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский), оказавшие влияние на литературное творчество французов .

Романтизм

Во Французской литературе первой половины века господствовал романтизм , который связан с творчеством таких авторов, как Виктор Гюго , Александр Дюма , Франсуа-Рене де Шатобриан , Альфонс де Ламартин , Жерар де Нерваль , Шарль Нодье , Альфред де Мюссе , Теофиль Готье , Альфред де Виньи , Жорж Санд , Жюль Жанен .

Ламартин

Французский романтизм использовал такие литературные формы, как исторический роман , готический роман . сентиментализм , экзотику и ориентализм . На французскую литературу первой половины XIX века большое влияние оказало творчество Шекспира , Вальтера Скотта , Байрона , Гёте и Фридриха Шиллера .

Литературный романтизм в Англии и Германии во многом предшествовал французскому романтизму, хотя здесь были своего рода элементы «пре-романтизма» в творчестве литераторов XVIII века — Этьенна Пивера де Сенанкура и Жан-Жака Руссо . Французский романтизм определился в творчестве Франсуа-Рене де Шатобриана и Бенжамена Констана и Мадам де Сталь . Его элементы нашли отражение в сентиментальной поэзии Альфонса де Ламартина .

Виктор Гюго

Лидером романтической школы был Виктор Гюго , который совместно с Шарлем Огюстеном де Сент-Бёвом создал кружок «Сенанкль», объединивший романтиков. Известный поначалу как стихотворец и прозаик, Сент-Бёв впоследствии стал самым влиятельным литературным критиком Франции XIX века. Он впервые высказал мысль о непосредственной связи между произведением и жизнью писателя, ее историческим временем. Другими писателями, связанными с романтическим направлением были Альфред де Виньи , Теофиль Готье (преданный красоте и создатель движения « искусство ради искусства »), Альфред де Мюссе , который лучше всего иллюстрировал романтическую меланхолию. Все они писали романы и рассказы. Дюма-отец написал Три мушкетера и другие романтические романы. Писатели Проспер Мериме и Шарль Нодье были мастерами фантастики.

Романтизм был связан с рядом литературных салонов и групп: салон «Арсенал», сформированный вокруг Чарльза Нодиера располагался в библиотеке Арсенала в Париже в 1824—1844 годах, салон Cénacle, салон Шарля Луи Делеклюза , салон Антуана (или Антония) Дешам, салон Мадам де Сталь .

Реализм

Выражение « реализм », применительно к литературе XIX-го века, означает попытку изобразить современную писателю жизнь и общество. Развитие реализма связано с развитием в стране науки.

Стендаль

Романы Стендаля , включая Красное и чёрное и Пармская обитель , решали вопросы современного общества, используя темы и образы полученных от романтического движения. Оноре де Бальзак является наиболее ярким представителем реализма XIX века в фантастике. Его Человеческая комедия представляет собой обширную коллекцию из почти 100 романов. Это был самый амбициозный план, когда-либо созданных писателем. Реализм также появляется в произведениях Александра Дюма-сына .

Флобер

Гюстав Флобер написал роман «Госпожа Бовари» (1857), который представляет собой высшую ступень в развитии французского реализма.

Театр середины XIX века также обратился к реализму в фарсах Эжена Марен Лабиша и моральных драмах Эмиля Ожье .

Наиболее известными представителями массовой литературы были Эжен Сю , Поль Феваль , Гюстав Эмар и Поль де Кок .

Натурализм

С 1860 года во французской литературе заговорили о « натурализме ». Авторы направления изображали страдания людей в суровых условиях реальной жизни. Ипполит Тен развил философию натурализма: он считал, что жизнь каждого человека определяется его наследственностью, средой и временем, в котором тот жил. Влияние творчества норвежских , шведских и русских писателей придало дополнительный импульс натуралистическому движению.

Первым по времени в жанре был роман братьев Гонкур «Жермини Ласерте» (1864). В романе авторы использовали следующие натуралистические методы: демократизация темы и героя; замена социального начала физиологическим; внимание к единичному факту и воспроизведение его во всех деталях; отказ автора от какой-либо оценки изображаемого им явления. В предисловии к роману братья Гонкур провозгласили «новый реализм», основанный на зарисовках с «натуры», строгом наблюдении и фиксации объективных фактов.

После смерти Жюля Гонкура (1830—1870) Эдмон Гонкур (1822—1896) написал ряд романов в этом жанре: «Девка Элиза» (1877), «Фосген» (1881), «Шери» (1884). В его романах натурализм постепенно перерастал в импрессионизм, для которого было характерно стремление фиксировать процесс жизни, выдвигать на первый план конкретно-чувственный образ, противопоставлять обобщенному, единичное, случайное.

Крупнейшим теоретиком натурализма был Эмиль Золя . В 60—80-е годы он написал «экспериментальные романы» «Тереза Ракен», «Мадлен Фера», теоретические работы «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты», «Натурализм в театре», которые закрепили натуралистические принципы в литературе.

Романы и рассказы Ги де Мопассана нередко помечались меткой «натурализм», хотя он явно следовал реалистической модели своего учителя и наставника Флобера. В своем творчестве Мопассан использовал элементы, заимствованные из готического романа .

Натурализм наиболее часто ассоциируется с романами Эмиля Золя , в частности, его цикле романов Ругон-Маккары , которые включают в себя романы Жерминаль , Нана , Чрево Парижа и др. К другим писателям натуралистам относились Альфонс Доде , Жюль Валлес , Жорис-Карл Гюисманс , Эдмон де Гонкур и его брат Жюль де Гонкур , Поль Бурже .

Стихи

Леконт де Лиль в юные годы

Стихотворное творчество поэтов Франции развивалось в поэзии Леконта де Лиля , Теодора де Банвиля , Сюлли-Прюдома , Франсуа Коппе , Жозе-Мария де Эредиа , Поля Верлена , использующего понятие искусство ради искусства со стремлением к красивости произведения. Отдельным явлением в драматургии конца XIX века во Франции стала романтическая пьеса Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» . Наиболее востребован постановщиками был бельгийский драматург французского происхождения Морис Метерлинк , чьи пьесы сильно преобразили театральный репертуар 1890-х годов. Также сочинял драмы Эжен Скриб , большинство произведений которого оказались однодневками.

Современная XIX веку наука и география были объединены с романтическими приключениями в произведениях писателя Жюля Верна — основателя жанра научно-фантастического романа. В своих произведениях «Двадцать тысяч лье под водой», 1870; «Таинственный остров», 1874; «Плавучий остров», 1895; «Вверх дном», 1899 и др., опираясь на известные достижения науки и техники XIX века писатель создал картину будущего, ввел в литературу героя — ученого, служащего науке и людям. Кроме того, Жюль Верн и Эжен Сю заложили фундамент французской приключенческой литературы.

Символизм

Склонность писателя смотреть на жизнь без иллюзий и рассматривать её депрессивные и убогие аспекты появляется в творчестве французских писателей символистов. Подобные элементы встречаются в творчестве поэта Шарля Бодлера , в романах Жюля Барбе д’Оревильи .

Поэзия Бодлера и значительная часть литературы второй половины века характеризуется как «упадническая» с мрачным содержимым. Поль Верлен в 1884 году использовал выражение «poète maudit» («проклятый поэт») для обозначения творчества ряда поэтов, таких как Тристан Корбьер , Стефан Малларме и Рембо , которые игнорировались современными критиками. С публикацией Жаном Мореасом в 1886 году Манифеста символистов термин символизм часто применялся для новой литературной среды Франции.

Поэты Стефан Малларме , Поль Верлен , Поль Валери , Жорис-Карла Гюисманс , Артюр Рембо , Жюль Лафорг , Жан Мореас , Гюстав Кан , Альбер Самен , Жан Лоррен , Реми де Гурмон , Пьер Луи , Тристан Корбьер , Анри де Ренье , Вилье де Лиль-Адам , Стюарт Меррилл, Рене Гил, Сен-Поль-Ру , Оскар Милош , Альбер Жиро , Эмиль Верхарн , Жорж Роденбах , Метерлинк Морис и другие были признаны символистами, хотя каждый автор был по своему уникален в творчестве.

См. также

Литература

  • Desyeux-Sandor Monique, Anthologie de la littérature française, siècle , Paris, Librairie générale française, 1995. ( ISBN 2-253-06421-1 )
  • Littérature française , Adam, Lerminier, Morot-Sir, Larousse, 1967—1968.
  • Dictionnaire encyclopédique du théâtre , Corvin M., Bordas, 1999.
  • Les grands auteurs français du programme , Lagarde et Michard, Bordas,
  • Recueil de textes littéraires français , Chassang et Seninger, Hachette, 1970
  • Littérature. Textes et documents , Collection Henri Mitterand, 5 vol., Nathan, 1988—1991.
  • Histoire de la littérature française , Pichois C., Flammarion, 1997
  • Une autre histoire de la littérature française , d’Ormesson J., 2001
  • Dictionnaire des littératures de langue française , Beaumarchais Jean-Pierre, Couty D., Rey A., éd Bordas
  • La Littérature française du siècle , Rey P-L, Colin
  • Le Théâtre romantique : histoire, écriture, mise en scène , Naugrette F., Seuil, 2001.
  • Пинковский В. И. Французская поэзия Первой империи. Магадан: ИП Жарикова Т. В., 2015.

Примечания

  1. . Дата обращения: 31 мая 2016. 6 июня 2016 года.
  2. Read Bernard Bonnejean «Huysmans avant À Rebours : les fondements nécessaires d’une quête en devenir», in Le Mal dans l’imaginaire français (1850—1950), éd.

Ссылки

Источник —

Same as Французская литература XIX века