Дополнительная валюта
- 1 year ago
- 0
- 0
Дополнительная дозированная засветка , ДДЗ — технология целенаправленного изменения характеристик фотоматериала его дополнительным равномерным экспонированием перед съёмкой или после неё . Засветка производится строго дозированным светом малой интенсивности. В случае цветной засветки технология носит название зональной ДДЗ . Метод широко использовался советскими кинооператорами для регулировки цветопередачи и фотографической широты цветной негативной киноплёнки .
В Голливуде технология использовалась уже в начале 1970-х годов при съёмке контрастных сцен или для получения «приглушённого цвета», как это сделано в фильме « Долгое прощание ». Одним из инициаторов практического применения засветки стал кинооператор Фредди Янг . В СССР эксперименты с ДДЗ велись тогда же Владимиром Чумаком на киностудии « Ленфильм », но целенаправленно метод был впервые применён Дмитрием Долининым во время съёмок фильма « Не болит голова у дятла » в 1974 году . Предварительная засветка позволила получить единый колорит изображения всей кинокартины, а также исправить недостатки цветопередачи советской киноплёнки . Следующими стали картины « Объяснение в любви » и « Фантазии Фарятьева » этого же оператора, а также «Венок из дубовых листьев», снятый А. Моцкусом . Дополнительную засветку можно производить как до основной экспозиции , так и после неё при условии, что лабораторная обработка киноплёнки выполняется с минимальной задержкой. Сама засветка может осуществляться в кинокопировальном аппарате или в специальных приспособлениях, которые создавались киностудиями самостоятельно. Однако, кинооператоры предпочитали использовать киносъёмочный аппарат , поскольку в этом случае дополнительная экспозиция не затрагивала поверхность киноплёнки, выходящую за пределы кинокадра. Таким образом технологию удавалось «замаскировать» от контрольных служб кинокопировальных цехов и фабрик, не приветствовавших ДДЗ, и считавших её техническим браком .
Тем не менее, к началу 1980-х годов эта технология начала использоваться в художественном кинематографе большинством советских киностудий, создавших собственные каталоги цветов с рассчитанными параметрами ДДЗ для их получения . Действие засветки, являющейся одним из способов латенсификации , заключается в наращивании оптической плотности в нижнем участке характеристической кривой эмульсионных слоёв , получивших дополнительную экспозицию . Другими словами, засветка действует только на слабо экспонированные участки негатива, не затрагивая средние и яркие тона. При форсированном проявлении возрастает светочувствительность фотоэмульсий без увеличения их контраста . Независимо от интенсивности проявления улучшается детализация в тенях . Засветка цветной киноплёнки через цветной светофильтр (зональная ДДЗ) позволяет корректировать как общий цветовой баланс, так и несовпадение коэффициентов контрастности разных слоёв . При печати такого негатива цветоустановка производится с таким расчётом, чтобы получить на позитиве точное воспроизведение серого цвета и тона лиц актёров . В этом случае результатом ДДЗ становятся высветленные тени изображения, которые приобретают оттенок светофильтра, использованного при засветке. При этом в света́х образуется цвет, дополнительный к цвету теней. Получаемый эффект мог варьироваться в зависимости от номера эмульсии, поэтому для каждой новой партии киноплёнки приходилось делать пробы с контрольной печатью рабочего позитива .
Кроме увеличения фотографической широты и исправления недостатков цветопередачи одной из важнейших возможностей ДДЗ считалась «цветовая ретушь», позволяющая упростить грим актёра при съёмке крупных планов . Суть эффекта заключается в получении обобщённой фактуры кожи и снижении цветовых контрастов, нежелательных в портретных кадрах. Во многих случаях ДДЗ использовалась для придания монохромности цветному изображению и достижения определённого эмоционального состояния. В фильме « Про Красную Шапочку » засветка позволила получить пастельные цвета, соответствующие сказочному сюжету . Одним из наиболее удачных примеров использования ДДЗ считается фильм « Раба любви », при съёмках которого оператору Павлу Лебешеву удалось увеличить светочувствительность плёнки до такой степени, что съёмка в интерьерах практически не требовала дополнительного освещения . Позднее Лебешев с коллективом соавторов получил патент № 1057919 на собственный вариант технологии зональной ДДЗ . В современном кинематографе ДДЗ используется главным образом для получения тёплого оттенка в тенях изображения созданием дополнительной плотности в зелёночувствительном и красночувствительном слоях киноплёнки . Изучение технологии входит в современные программы ВУЗов , обучающих технических специалистов для кинематографа .
Несмотря на повсеместный отказ от киноплёнки в пользу съёмки цифровыми кинокамерами , некоторые операторы-постановщики продолжают снимать по классической технологии. При этом для ДДЗ используются специальные устройства, такие как «Panaflasher» компании Panavision и «Varicon» немецкой фирмы Arri . Агрегат устанавливается между кассетой и камерой, дозированно засвечивая плёнку перед её прохождением через фильмовый канал . ДДЗ использовалась при съёмках кинокартины « Спасти рядового Райана » оператором Янушем Камински , что в сочетании с технологией удержания серебра позволило получить необычный вид изображения .