Кафр-Бара
- 1 year ago
- 0
- 0
Теодосия Барр Гудман ( англ. Theodosia Burr Goodman ; 29 июля 1885 , Цинциннати — 7 апреля 1955 , Лос-Анджелес ), более известная как Теда Бара ( Theda Bara ) — американская актриса, звезда немого кино и секс-символ конца 1910-х годов. Промоутеры актрисы распространяли мнение, что её имя — это анаграмма фразы Arab Death (то есть арабская смерть ), однако на самом деле Теда — это укороченная форма её настоящего имени, а Бара — среднее имя её бабушки со стороны матери .
Несмотря на скоротечность карьеры — Бара активно снималась на протяжении всего пяти лет, с 1915 по 1919 год, — она была одной из самых популярных актрис своего времени и одним из первых секс-символов кинематографа . Она носила прозвище The Vamp ( Вампирша ), что на сленге тех лет было синонимом коварной обольстительницы мужчин, и вошла в число первых актрис, сформировавших на экране образ женщины-вамп (см. также Луиза Глаум , Барбара ла Марр ). Впоследствии его развили актрисы Пола Негри , Нита Нальди и, в ранних фильмах, Мирна Лой .
Теодосия Барр Гудман родилась 29 июля 1885 года в Цинциннати (штат Огайо , США ) в семье польского эмигранта-еврея Бернарда Гудмана и его жены Полины Луизы Француазы де Коппетт, швейцарки франко-немецкого происхождения. Её отец работал закройщиком в ателье, мать занималась изготовлением париков. Родители назвали дочь в честь Теодосии Барр Элстон, дочери 3-го вице-президента США Аарона Барра , которая трагически погибла в 1812 году во время пиратского нападения на корабль . Теодосия была старшим ребёнком в семье, в 1888 году у неё появился брат Марк, а в 1897 году — сестра Эстер, которая потом тоже стала играть в кино.
В 1903 году Теодосия окончила школу и поступила в Университет Цинциннати , параллельно выступая на сцене театра, пока через два года к немалому огорчению отца её не отчислили из университета. Уехав из Цинциннати на поиски славы, 18 августа 1908 года Теодосия под псевдонимом Тео де Коппе дебютировала на нью-йоркской сцене в спектакле «Дьявол» по пьесе венгерского драматурга Ференца Мольнара и затем на протяжении девяти лет играла в театре, однако каких-либо значительных успехов на этом поприще не достигла.
Возраст актрисы уже приближался к тридцати, когда в 1914 году на очередном кастинге она познакомилась с режиссёром Фрэнком Пауэллом и произвела на него такое сильное впечатление, что он немедленно снял её в эпизодической роли в картине « », а в 1915 году пригласил на роль Вампирши — женщины-хищницы, которая совращает мужчин и, бросая, уничтожает их жизни — в драматическую картину « То был дурак », экранизацию популярной бродвейской пьесы тех лет.
Фильм снискал невероятный успех у публики, и Теда в одночасье стала звездой. На протяжении следующих пяти лет она появилась в тридцати восьми фильмах, превратившись в одну из главных актрис студии Fox Film . Её гонорар поднялся со 150 долларов в неделю до 4 тысяч долларов — столько она получала, сыграв в 1917 году царицу Египта в фильме « Клеопатра ».
Эффектная грубоватая красота Теды, насыщенная глубоким эротизмом, её манера густо подводить глаза, как нельзя лучше подходили к её типажу, и киностудия нещадно эксплуатировала этот образ. Наиболее характерными работами Теды в амплуа женщины-вамп были фильмы с говорящими названиями « » (1915), « » (1915), « Лисица » (1916) и « Кровавая роза » (1917). Кроме того актриса воплотила на киноэкране образы великих женщин, как вымышленных, так и реально существовавших — Клеопатру , Кармен , Эсмеральду, Саломею , Джульетту, мадам Дюбарри и Маргариту Готье.
Интерес публики к актрисе дополнительно подогревался различными романтическими слухами о её прошлом. Так например, на киностудии была придумана более нетривиальная версия её происхождения — якобы она родилась в 1892 году в сени пирамид и была дочерью художника-итальянца и актрисы-француженки . Несмотря на то, что Теда никогда не была в Европе , считалось, что ранее она блистала на сцене театров Парижа .
Сценические костюмы Теды были достаточно провокационными для тех лет и часто практически полностью обнажали тело — один из нарядов царицы в « Клеопатре » состоял из полупрозрачной юбки и лифа в виде переплетённых змей. Сохранились фотографии Теды, на которых она позирует со скелетом , змеями , хрустальными магическими шарами и прочими романтическими атрибутами.
Устав играть яркие, но однообразные роли, Теда не раз пыталась сменить амплуа и несколько раз добивалась своего, сыграв в фильме « Кэтлин Мавурнин » (1919) невинную ирландскую крестьянку, а в картине « » (1916) — отважную девушку из Иностранного легиона.
Во время Первой мировой войны актриса с большим энтузиазмом занималась общественной деятельностью, посещая военные лагеря и жертвуя часть своих гонораров на военные нужды. В 1918 году она находилась на пике карьеры и уступала в популярности лишь Чарли Чаплину и Мэри Пикфорд , но уже через год , основатель киностудии Fox Film, потерял интерес к актрисе и звезда Теды закатилась столь же быстро, сколь взошла. С тех пор она появилась на киноэкране ещё дважды — в драме « » (1925) и комедии « » (1926).
Карьера Теды завершилась ещё до начала эпохи звукового кино, поэтому — наряду с Барбарой ла Марр , и некоторыми другими звёздами немого кино — она входит в число тех актёров, голоса которых зрителю уже не суждено услышать.
В 1921 году Теда вышла замуж за кинорежиссёра и сценариста британского происхождения . Он не был расположен задействовать жену в своих фильмах, и Теда прожила остаток жизни в праздности, превратив свои дома в Голливуде и Нью-Йорке в модные салоны, где собирался цвет кинематографического сообщества. Её брак, в отличие от многих актёрских союзов, оказался прочным — супруги были вместе до самой смерти Теды от рака желудка в 1955 году. Чарльз пережил её на два года и умер в 1957 году.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
К сожалению, большая часть плёнок с фильмами Теды Бары сгорела во время пожара на киностудии Fox Film . Из перечисленных сохранились лишь «Непокорённая женщина», «Ист-Линн», «То был дурак» и «Пятно».
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1914 | ф | The Stain | Gang moll | |
1915 | ф | Сирены ада | Siren of Hell | — |
1915 | ф | Жил-был дурак | A Fool There Was | Вампирша |
1915 | ф | The Kreutzer Sonata | Селия Фридлендер | |
1915 | ф | The Clemenceau Case | Иза | |
1915 | ф | The Devil’s Daughter | Джоконда | |
1915 | ф | The Two Orphans | Генриетта | |
1915 | ф | Секрет леди Одли | Lady Audley’s Secret | Хелен Талбойс |
1915 | ф | Sin | Роза | |
1915 | ф | Carmen | Кармен | |
1915 | ф | The Galley Slave | Франческа Бработ | |
1915 | ф | Destruction | Фернада | |
1916 | ф | The Serpent | Ваня Лазар | |
1916 | ф | Gold and the Woman | Джульет де Кордова | |
1916 | ф | The Eternal Sappho | Лора Браффинс | |
1916 | ф | East Lynne | Леди Изабелла Карлайл | |
1916 | ф | Under Two Flags | Cigarette | |
1916 | ф | Her Double Life | Мэри Дун | |
1916 | ф | Ромео и Джульетта | Romeo and Juliet | Джульетта |
1916 | ф | Лисица | The Vixen | Элси Драммонд |
1917 | ф | Кровавая роза | The Rose of Blood | Лиза Тапенко |
1917 | ф | The Darling of Paris | Эсмеральда | |
1917 | ф | The Tiger Woman | Принцесса Петрович | |
1917 | ф | Her Greatest Love | Хэзел | |
1917 | ф | Heart and Soul | Джесс | |
1917 | ф | Camille | Маргерит Готье | |
1917 | ф | Клеопатра | Cleopatra | Клеопатра |
1917 | ф | Madame Du Barry | Жанна Вобернье | |
1918 | ф | When a Woman Sins | Лилиан Марчард | |
1918 | ф | Under the Yoke | Мария Вальверда | |
1918 | ф | The She Devil | Лоретта | |
1918 | ф | The Forbidden Path | Мэри Линд | |
1918 | ф | The Soul of Buddha | Жрица | |
1918 | ф | Саломея | Salome | Саломея |
1919 | ф | The Siren’s Song | Мари Бернес | |
1919 | ф | The Lure of Ambition | Ольга Долан | |
1919 | ф | The Light | Бланшетт Дюмон | |
1919 | ф | When Men Desire | Мари Лор | |
1919 | ф | A Woman There Was | Принцесса Зара | |
1919 | ф | Кэтлин Мавурнин | Kathleen Mavourneen | Кэтлин Кавано |
1919 | ф | La Belle Russe | Флеретт Сактон | |
1925 | ф | The Unchastened Woman | Кэролайн Ноллис | |
1926 | ф | Madame Mystery | Мадам Мистеро |