Настоящее преступление (фильм, 2018)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Преступление господина Ланжа» ( фр. Le Crime de monsieur Lange ) — французский комедийно-драматический фильм Жана Ренуара , снятый в 1935 году и вышедший на экраны в 1936 году. В середине 1930-х годов режиссёр сблизился с представителями «Группы Октябрь», которая объединяла кинематографистов левых взглядов, идеи которых нашли отражение в фильме.
Беглецы Амеде Ланж и Валентина Кардес, скрывающиеся от правосудия, поселяются в небольшом отеле на франко-бельгийской границе. Посетители соседнего бара начинают подозревать, что Амеде Ланж является тем самым убийцей, который объявлен розыск. Валентина просит не выдавать их и рассказывает клиентам бара предшествующие события, которые привели к убийству, чтобы они решили, должны ли они предать официальному правосудию Ланжа или отпустить их.
Амеде Ланж работал в издательстве популярной литературы, которым руководит Поль Батала — нечистый на руку делец, должник укрывающийся от кредиторов и коварный любитель женщин. Ланж в свободное от работы время пишет авантюрный роман про выдуманного персонажа Аризону Джима, действие которого происходит на Диком Западе. Ланж живёт в своих грёзах не замечая постыдных действий своего хозяина, а также влюблённости в него Валентины Кардес, красивой владелицы прачечной, которая ранее была любовницей Батала и считает его самым большим негодяем из всех людей с кем она была знакома. Последний даёт согласие опубликовать роман Ланжа, но при условии, что в его текст будет включена реклама лекарственных средств. Батала соблазняет работницу прачечной Эстеллу, невинную девушку и невесту сына четы консьержей Шарля. Он попадает в дорожное происшествие, в котором получает перелом, и теперь вынужден два месяца пролежать в тесной семейной квартире. Шарль влюблён в Эстеллу, но мать Шарля препятствует ей видеться со своим сыном. После визита полицейского инспектора, обанкротившийся Батала сбегает от кредиторов. Однако поезд, на котором он едет, сходит с рельсов, после чего все решают, что он как и другие погиб в железнодорожной катастрофе. В действительности же ему удалось скрыться, похитив сутану и личные документы находившегося вместе с ним в поезде священника.
В связи с тем, что Батала объявлен умершим, обанкротившееся предприятие переходит во владение его наследника — отставного инспектора Джулиани, которого все ранее приняли за полицейского. Он понимает, что для того чтобы спасти типографию надо принимать меры, и с одобрения Менье, сына главного кредитора соглашается с предложением служащих реорганизовать предприятие на принципах кооператива. Первым символическим действием созданного кооператива становится демонтаж рекламного щита, закрывавшего окно в комнате болеющего Шарля. Таким образом он наконец-то сможет видеть солнечный свет и получать свежий воздух. Эстелла говорит ему, что беременна от Баталы, но ребенок погибает. «Аризона Джим» выходит из печати в форме цикла романов с фотоиллюстрациями и сразу же завоёвывает крупный успех у читающей публики. Узнав про это Батала возвращается в типографию в рясе священника, чтобы вернуть в своё распоряжение свою фирму и закрыть кооператив. Он неожиданно для всех появляется в тот самый вечер, когда участники кооператива проводят праздничный банкет в ознаменование их успехов. Ланж, который осознает, что означает для всех возвращение к руководству предприятием Батала, расстреливает его из револьвера, после чего тот умирает призывая к себе священника. Менье-сын переправляет Ланжа с Валентиной на границу, где их подозревают в убийстве местные жители. Собравшиеся посетители бара внимательно выслушивают рассказ Валентины, после чего принимают решения не препятствовать влюбленной паре бежать в Бельгию.
Актёр | Роль |
---|---|
Рене Лефевр | Амеде Ланж |
Жюль Берри | Поль Батала |
Флорель | Валентина Кардес |
Надя Сибирская | Эстелла |
Сильви Батай | Эдит |
Анри Гизоль | Менье-сын |
Марсель Левек | консьерж |
Одетт Талазак | консьержка |
Морис Баке | сын консьержки |
Жак Брюниус | Бэньер |
Марсель Дюамель | Луи, рабочий |
Жан Дасте | Дик, рабочий |
Поль Гримо | типограф |
Люсьен Шарбоньер | типограф |
Ги Декомбль | рабочий |
Сильвен Иткин | инспектор Джулиани, кузен Батала |
Середина тридцатых годов во Франции, на фоне возросшей немецко-нацистской угрозы, опасений по поводу прихода к власти в стране фашистов и крайне правых, была отмечена подъёмом левого движения и его консолидацией в форме Народного фронта . Жан Ренуар под влиянием нескольких факторов вступил, по замечанию критика и историка кино Жака Брюниуса, в «период коммунистического влияния» . Он становится близок с членами «Группа Октябрь» (фр. Groupe Octobre ), которая объединяла кинематографистов и театральных деятелей левых взглядов, со многими из которых Ренуар близко сошёлся и стал работать в своих более поздних фильмах. К ним можно отнести сценариста Жака Превера , ассистента Ренуара Жака Беккера , композитора Жозефа Косма , актрису Сильви Батай, режиссёр и актёр Жака Брюниуса, Мориса Баке, Жана Кастанье, Фабьена Лори. Сценарий фильма был создан Жаком Превером по замыслу самого Ренуара и Кастанье. Последний был художником ленты Ренуара « Будю, спасенный из воды » (1932), и именно он предложил общую идею картины получившей в окончательном варианте название «Преступление господина Ланжа». Этот сюжет заинтересовал Жака Беккера, ассистента и друга Ренуара, мечтающего создать свой первый собственный фильм. Однако поразмыслив, что фильм у него может не удастся, предложил этот сюжет своему начальнику. Ренуар изучив сценарий, обратился за помощью в создании сценария к Жаку Преверу, которого эта история заинтересовала и он дал своё согласие на участие в фильме . При таких обстоятельствах осенью 1935 года началось сотрудничество «двух непримиримо оригинальных темпераментов», как охарактеризовал этот союз критик Роже Леанхард. Первоначальное название фильма было «Во дворе» . Превер приступил к работе над сценарием в августе, а в сентябре уже начинаются съёмки . Следует отметить, что сам режиссёр позже отмечал, что не следует чрезмерно преувеличивать влияние на него коммунистических идей, несмотря на то, что благодаря этому фильму его стали относить к группе левых кинематографистов. По его мнению эта точка зрения возобладала видимо потому, что в картине изображён рабочий кооператив, организационно-производственная структура, которая получила распространение и не вызывает возражений даже в либеральных кругах . Фильм во многом отразил идеи Превера и «Группы Октябрь», представители которого были задействованы во многих ролях ленты, а кооператив о котором идёт речь в фильме несёт на себе отпечаток их группы: «коллектив, основанный на дружбе и творчестве» .
Съёмки длились меньше месяца и проходили с октября по ноябрь 1935 года в нормандском городке Ле-Трепор и в студийных павильонах в Булонь-Бийанкур . Благодаря этому фильму Превер стал известен публике и в кинематографических кругах. Марсель Карне в своих мемуарах указывал как он познакомился со сценаристом с которым ему хотелось поставить и с которым в будущем ему выпала удача плодотворно работать. Превер назначил ему встречу в зале театра «Эдуард VII», который тогда использовался в качестве кинотеатра. В то утро Превер и Ренуар просматривали копию своего фильма, премьера которого была запланирована вечером. По ходу просмотра фильма Карне понял, что ему очень повезло в том, что ему пришла в голову идея обратиться к Преверу с предложением о сотрудничестве: «Его забавные, полные нежности и одновременно жестокости диалоги явно украшали картину» . Также некоторым образом благодаря этому фильму произошло другое знакомство. Дело в том, что студийным фотографом на съёмках этого ленты работала Дора Маар , которая на премьере впервые увидела Пабло Пикассо . Через три месяца они познакомились в кафе « Дё маго » и она стала музой и любовницей Пикассо на следующие девять лет .
Большая часть фильма отснята в одной павильонной декорации, которая за счёт продуманной раскадровки постоянно раскрывает своё содержание и меняется. Действие развивается вокруг двора дома, на первом этаже которого находится прачечная и проживает семья консьержа, а на втором размещается типография. На протяжении всего фильма режиссёр развивает эту композицию при помощи операторских приёмов, к которым можно отнести широкие движения камеры и резкие свободные панорамы . По наблюдению историка кино Жоржа Садуля «преступление» к которому отсылает название фильма и его содержание представляет собой символ, а главное в картине — «единение и борьба», вызванные к жизни политическими реалиями эпохи. По его мнению несмотря на некоторые технические несовершенства фильма, они в полной мере «искупаются чарующей нежностью общего тона, веселым характером фильма, его пылом и большим юмором» . По своему обыкновению, характерному для того периода творчества, режиссёр на съёмках часто импровизировал, что по мнению Андре-Жоржа Брюнюлена, объясняется тем, что Ренуар не всегда знал заранее, что необходимо отбирать из материала, подсказанного богатой фантазией и живым воображением .
По наблюдению киноведа Пьера Лепроона , эта картина продолжает линию фильма Ренуара « Сука » снятого в 1931 году. По его мнению, эти фильмы сближает мотивы «бессилия, неустойчивости, смелости», но с ещё более выделенной социальной линией поведения и ставшей ещё раньше проявляться у режиссёра создавать образы простых людей в контексте классовых проблем, а не как исключительных людей или исключительные ситуации. В фильме затронуты злободневные темы, которые стали характерными для французского кинематографа 1930-х годов. Так, между этим фильмом режиссёра и картиной Жюльена Дювивье « Славная компания », который первоначально предназначался для Ренуара , имеются несомненные точки соприкосновения, что выражается в стремлении «сделать кинематограф средством художественного выражения социальных интересов» . Жак Лурсель , как и Лепроон, отмечает влияние, которое оказало на режиссёра бурная политическая жизнь во Франции в 1930-е годы: «весь фильм несет на себе отпечаток духа Народного фронта». По словам Лурселя, Ренуар, этот «идеологический хамелеон», отразил атмосферу и идеи Народного фронта в идеализированной, но крепкой форме «своеобразной феерии», в которой негодяй Батала противостоит союзу в объединились все «добрые, симпатичные, щедрые герои»: «рабочие, пролетарии и даже богатые наследники, которым приходит в голову блажь поддержать идеалы кооператива, толком даже не зная, что такое кооператив…». По наблюдению того же автора, фильм снят без импровизации на площадке и точно соответствует «самому воинствующему и боевитому сценарию» Превера, а анархистская концепция фильма не сводится только к возвеличиванию различных преимуществ кооператива, но и морально оправдывает убийство негодяя, своеобразно санкционируя его народным судом присяжных, который олицетворяют посетители бара, перед которыми ведётся повествование о предыдущих событиях, которые привели к убийству .
Жак Брюниус относит эту работу Ренуара к его самым значительным фильмам и высказывает сожаление, что влияние Превера было столь непродолжительным, а такое оправданное с художественной точки зрения сочетание Ренуар—Превер могло принести французскому кинематографу «благотворные вспышки и настоящее очищение». Брюниус также останавливается на некоторых недостатка картины отмечая, что она имеет неровный характер, что искупается сценой смерти в исполнении Жюля Берри , которую критик называет великим эпизодом в истории кино . Лепроон высказывает сомнение в продуктивности и оправданности дальнейшего творческого союза Ренуара и Превера, поскольку он подавил бы индивидуальность режиссёра, часто испытывающего чужое влияние и в таком случае ставя фильм принадлежащий ему лишь наполовину .
По мнению Франсуа Трюффо , который относил фильм к направлению, во всём творческом наследии Жана Ренуара эта картина занимает совершенно особое место, представляя собой «самый непосредственный, самый богатый актёрскими и операторскими „чудесами“, самый правдивый и исполненный чистой красоты, фильм, про который мы скажем, что его коснулась благодать» .