Нарбут, Георгий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Гео́ргий Ива́нович Фи́ртич ( 20 октября 1938 , Псков — 27 января 2016 , Санкт-Петербург ) — советский и российский композитор, джазовый пианист, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена . Заслуженный деятель искусств Российской Федерации ( 1992 ).
Окончил Музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова (класс композиции Б. Можжевелова) и Ленинградскую консерваторию (1962, класс Юрия Балкашина и Бориса Арапова ).
Рано начал выступать как пианист: в школьные годы с исполнением классики и собственных сочинений, в училище — как джазовый исполнитель. На старших курсах консерватории стал писать для кино (в этой области проработал почти 40 лет). В 1962 году вступил в Союз композиторов . С 1994 года руководил АСМ (Ассоциацией современной музыки) Союза композиторов Санкт-Петербурга.
Похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
Если на съёмочной площадке появляется худощавый юноша с ясными детскими глазами и белобрысым чубом и если даже режиссёр уважительно называет его «Георгий Иванович», — трудно скрыть удивление и вполне законное журналистское любопытство. Этот мальчик, похожий на школьника, — композитор? Да, и одновременно дебютант в кино .
— М. Галина
За время работы в кино сотрудничал с режиссёрами Леонидом Гайдаем , Михаилом Швейцером , Владимиром Вайнштоком , Николаем Губенко , , Аидой Манасаровой , режиссёром-мультипликатором Давидом Черкасским (« Приключения капитана Врунгеля », « Доктор Айболит ») и многими другими.
Работал с Владимиром Высоцким над мюзиклом, задуманным в 1973 году балетмейстером и либреттистом Кириллом Ласкари «Необычайное приключение на волжском пароходе» (27 музыкальных номеров на стихи Высоцкого; мюзикл запрещён к постановке коллегией Министерства культуры СССР, поставлен лишь десять лет спустя, после смерти Высоцкого, Семёном Спиваком и Владимиром Тыкке в Ленинграде), а также над киновестерном В. Вайнштока « Вооружён и очень опасен » (в фильм вошли три песни Фиртича в исполнении Л. Сенчиной; стихи для этих песен создавались Высоцким на уже сочинённые композитором мелодии).
Георгию Фиртичу принадлежат произведения как в академическом жанре, так и в области популярной музыки.
Не могу сказать, что она [музыка Фиртича] приносит сладостное удовольствие. Наоборот, она полна резкостей, неожиданностей, крутых поворотов в своём течении. Но она интригующе увлекательна и по-своему красива .
— Э. Финкельштейн
Фиртич — мастер исключительно креативный, его интересы широки, они охватывают самые разные области музыки. И в каждой из областей, по которым пролегает его творческий путь, Фиртич — легенда. Переходя из одной музыкальной страны в другую, он привлекает сердца, но всюду он — сам по себе. И в каждой из этих стран у Фиртича есть друзья, поклонники, соратники, но и для них он всегда остается в чем-то неразгаданным .
— Р. Рудица
Среди академических сочинений выделяется ряд крупных партитур:
В симфонии «Солнечный ветер» не живописуется красота небосвода или игра лучезарных бликов, а передано грандиозное, всеохватное чувство ужаса от надвигающихся космических неспокойствий (М. Лобанов) .
— М. А. Лобанов
В концепции «Солнечного ветра» сказались и учение В. Вернадского, и теория Л. Гумилева. Но главное здесь — упоение непознаваемостью, тем невообразимым, которое можно вообразить: мечущимися за гранью скоростей частицами, лучами, сгустками, черно-золотым или раскаленным до невидимости космосом. Космосом, которого, быть может, нет, но который вызывает в сердце мечтания и трепет. .
— Р. Рудица
Опера создана «заново» по либретто В. Хлебникова и А. Кручёных (премьера « первого варианта » легендарной футуристической оперы состоялась в 1913 году, с музыкой М. Матюшина и оформлением К. Малевича). Фиртич сочинил новую музыку для фортепиано и ударных
Создавая «Макса Эрнста» — симфонию по изображениям, Фиртич, по моей догадке, подошёл к открытию ещё одного жанра — кино без картинки, дав звуковое толкование подобного «фильма» максимально конкретно .
— М. А. Лобанов
Георгий Фиртич — автор камерных кантат на стихи В. Хлебникова, В. Брюсова, Н. Рериха, хоровых произведений, вокальных циклов на стихи А. Блока, А. Петрова, П. Верлена и на древнекитайские тексты, десяти фортепианных сонат (1960—1996), четырёх сонат для скрипки и фортепиано (1976, 1989, 1990, 2000), сонаты-фантазии для альта и фортепиано (1986). Писал музыку к спектаклям для драматических театров.
Песни Фиртича, написанные для кино и эстрады, исполняли Владимир Высоцкий, Эдуард Хиль , Лариса Мондрус , Людмила Сенчина , Нина Пантелеева и другие.
Фиртич — автор музыки к кинофильмам, особую популярность получили песни из мультфильма « Приключения капитана Врунгеля » (стихи Ефима Чеповецкого , 1976).
Песни из «Приключений капитана Врунгеля» поныне остаются в числе известнейших мелодий. Что творилось в те дни, когда состоялась премьера «Капитана Врунгеля»! Чуть ли не все школьники страны, как, впрочем, и их родители, распевали: «Мы бандито гангстерито». Музыка эта очаровала всех своей необычайностью. Она — и о дальних краях, и о приключениях, и о магнетических «элементах сладкой жизни» — вообще, о жизни неформальной, забубённой, «отвязной»… И, вместе с тем, она несёт в себе жесткую иронию по отношению ко всем этим соблазнам. .
— Р. Рудица