Interested Article - Учение Дзэами Мотокиё

Учение Дзэами Мотокиё — первое известное учение об актёрском искусстве в японском театре .

Идеи, изложенные в 24 трактатах (три из которых не сохранились), Мотокиё завещал хранить и тайно передавать самому талантливому актёру в каждом поколении . В своих работах он изложил историю саругаку , разработал основные идеи актёрского мастерства, рассмотрел проблематику отношений актёра и зрителя, дал рекомендации, касающиеся написания пьес, пластики движений, музыки, пения и декламации .

Ключевые понятия

Ключевыми понятиями в учении Дзэами являются сокровенная красота югэн , подражание мономанэ и сценическое обаяние актёра хана .

Слово югэн ( 幽玄 ) пришло в японский язык из китайских религиозно-философских книг, где являлось метафорой буддийской мудрости. Дзэами считал, что актёру необходимо не только владеть навыками игры, но и вынашивать в себе, а затем доносить до зрителей атмосферу красоты, сокрытой в природе вещей , то есть вводить в спектакль изысканные элементы, прежде всего музыки и танца, внешнее великолепие и техническое совершенство. Согласно учению, « югэн танца состоит в том, чтобы движения были красивыми, весь облик милым и чтобы публике было интересно», а актёр должен исполнить даже роль демона в духе югэн так, чтобы очаровать зрителя, и тогда персонаж-демон уподобится «отвесной скале, на которой растут цветы» . По убеждению Дзэами, «сокровенная красота» составляет жизнь и душу (т. н. кокоро ) любой вещи , а раскрытие югэн есть основа воздействия актёра на зрителя, будящая в нём ответные эмоции — ёдзё («эмоциональные отзвуки») .

Словом ( 物真似 , «подражание») изначально называлась преувеличенная игра, передающая характерные черты взятых из жизни персонажей, комедийное и гротескное перевоплощение в образ . Переосмыслил мономанэ Канъами Киёцугу , отец Дзэами Мотокиё: под этим термином он подразумевал движимое эстетическим вкусом подражание природе вещей . Поражённый изящной манерой игры в стиле югэн , увиденной им в провинции Оми , Канъами изменил стиль собственной игры, решив объединить два начала — «подражание и утончённость». Обосновал единство мономанэ и югэн в своих трактатах уже его сын . Дзэами описывал искусство подражания с помощью понятия нарииру (вариант слова нарикаэру — «вхождение, обращение»): «сначала — стать ( нарииру ) предметом изображения, затем — походить на него в действии» . Согласно классификации Дзэами, в театре но существуют три рода амплуа для подражания (т. н. сантай — «три облика»): старик ( ротай ), женщина ( дзётай ) и воин ( гунтай ) .

Третье базовое понятие хана ( , «цветок») обозначает сценическое обаяние и харизму исполнителя . Дзэами выделил два типа «цветка»: Временный ( дзибун-но хана ) и Истинный ( макото-но хана ). Временный цветок, по его мнению, есть результат естественной красоты, который умирает, когда проходит молодость, Истинный же — результат долгих лет тренировок . Такой «цветок» способен пережить только духовно зрелый человек, а если к тридцати-тридцати пяти годам актёр так и не познал Истинного цветка, то уже после сорока лет его мастерство пойдёт на убыль , хотя и увядший «цветок» ещё долго сохраняет свой аромат . Актёр, раскрывший и сохранивший свой «цветок», до конца жизни способен очаровывать зрителя; в качестве подтверждения этому Дзэами привёл Канъами:

«Мой отец умер в 52 года девятнадцатого мая; а ещё четвёртого мая он исполнял но в храме Сэнгэн провинции Суруга . Его игра в этот день была особенно великолепна, и все зрители в один голос восхищались ею. К тому времени отец уступил молодым актёрам почти все лучшие роли, а сам, как мог, исполнял в спокойной манере роли, более соответствовавшие его возрасту. Однако делал это так искусно и неповторимо, что его исполнение с каждым разом выглядело всё прекрасней и совершенней. Он добился этого потому, что достиг Истинного цветка. Его искусство напоминало старое дерево, с которого облетели листья, но на нём ещё благоухают прекрасные цветы» .

По словам доктора искусствоведения Нины Анариной, «„цветок“ Дзэами есть первостепенный историко-культурный символ, вечное устремление актёра», а триада мономанэ + югэн + хана «заключает в себе содержание и форму, смысл и цель, стиль и атмосферу искусства актёра но » .

Комментарии

  1. Дзэами выделил «десять стилей» ( дзиттай ) пьес, у которых есть своё кокоро : сюгэн-но кокоро , югэн-но кокоро , дзинги-но кокоро , сяккё-но кокоро , рэмбо-но кокоро , айсё-но кокоро , мудзё-но кокоро , суйтай-но кокоро , хисэн-но кокоро , дзюккай-но кокоро . К примеру, пьесы сюнэн-но кокоро , по мнению Дзэами, возбуждают в душе человека торжественное настроение, а пьесы югэн-но кокоро — чувство таинственной красоты .
  2. Согласно Дзэами, искусство мономанэ уже ко времени Канъами имело многовековую традицию, его исполняли ещё в присутствии Будды Шакьямуни .
  3. Концепция мономанэ также включает и технику игры: сценическое движение, дыхание, работу голосом, костюмировку и ношение маски, игру с предметом .

Примечания

  1. , с. 194.
  2. , с. 192.
  3. , с. 195.
  4. , с. 197.
  5. , с. 198.
  6. , с. 342—343.
  7. Конрад Н. И. Литература и театр / Отв. ред. тома Храпченко М. Б. . — М. : Наука, 1978. — С. 335—341. — 462 с. — (Избранные труды). — 8000 экз.
  8. , с. 191.
  9. , с. 29.
  10. , с. 340.
  11. , с. 334.
  12. , с. 196.
  13. , с. 197; , p. 334
  14. , с. 199.
  15. , p. 122.
  16. , с. 343.
  17. , с. 200.
  18. , с. 344.

Литература

Книги
Отдельные главы в книгах
Статьи
  • Mckinnon R. N. The No and Zeami : [ англ. ] // The Far Eastern Quarterly. — Association for Asian Studies, 1952. — Vol. 11, № 3. — С. 355—361. — doi : .
  • Mckinnon R. N. Zeami on the Art of Training : [ англ. ] // Harvard Journal of Asiatic Studies. — Harvard-Yenching Institute, 1953. — Vol. 16, № 1/2. — С. 200—225. — doi : .
  • Masakazu Y., Matisoff S. The Aesthetics of Transformation: Zeami's Dramatic Theories : [ англ. ] // Journal of Japanese Studies. — The Society for Japanese Studies, 1981. — Vol. 7, № 2. — С. 215—257. — doi : .
  • Nearman M. J. Kakyo: Zeami's Fundamental Principles of Acting : [ англ. ] // . — Sophia University , 1982. — Vol. 37, № 3. — С. 333—342. — doi : .
  • Nearman M. J. Kakyo: Zeami's Fundamental Principles of Acting (Part Two) : [ англ. ] // . — Sophia University , 1982. — Vol. 37, № 4. — С. 459+461—496. — doi : .
  • Nearman M. J. Kakyo: Zeami's Fundamental Principles of Acting. Part Three : [ англ. ] // . — Sophia University , 1983. — Vol. 38, № 1. — С. 49—71. — doi : .
  • Nearman M. J. Kyakuraika: Zeami's Final Legacy for the Master Actor : [ англ. ] // . — Sophia University , 1980. — Vol. 35, № 2. — С. 153—197. — doi : .
  • Nearman M. J. Zeami's Kyui. A Pedagogical Guide for Teachers of Acting : [ англ. ] // . — Sophia University , 1978. — Vol. 33, № 3. — С. 299—332. — doi : .
  • Zeami's Aesthetics of the No and Audience Participation : [ англ. ] // Educational Theatre Journal. — Johns Hopkins University Press , 1972. — Vol. 24, № 2. — С. 109—117. — doi : .
  • Pilgrim R. B. Some Aspects of Kokoro in Zeami : [ англ. ] // . — Sophia University , 1969. — Vol. 24, № 4. — С. 393—401. — doi : .
  • Pilgrim R. B. Zeami and the Way of Nō : [ англ. ] // History of Religions. — University of Chicago Press , 1972. — Vol. 12, № 2. — С. 136—148. — JSTOR .
  • Raz J. The Actor and His Audience. Zeami's Views on the Audience of the Noh : [ англ. ] // . — Sophia University , 1976. — Vol. 31, № 3. — С. 251—274. — doi : .
  • Tsubaki A. T. Zeami and the Transition of the Concept of Yūgen: A Note on Japanese Aesthetics : [ англ. ] // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. — Blackwell Publishing , 1971. — Vol. 30, № 1. — С. 55—67. — doi : .
Источник —

Same as Учение Дзэами Мотокиё