Рокурин итиро
(
яп.
六輪一露
, «Шесть кругов и одна росинка»)
— разработанная
Компару Дзэнтику
концепция, поясняющая природу
театра
но
. Подробно описана драматургом в трактате «
Рокурин итиро-но ки
»
(
яп.
六輪一露之記
, «Записи о шести кругах и одной росинке», 1456 год)
.
Дзэнтику считал, что истинный мастер театра
но
погружается в особые круги бытия
:
первый круг
дзюрин
(«круг жизни») пуст внутри и символизирует правильное дыхание актёра, с помощью которого одно его песнопение плавно перетекает в другое;
второй круг
сюрин
(«круг высоты») с диаметром-вертикалью посередине обозначает чистое пение;
третий круг
дзюурин
(«круг обитания») с короткой вертикальной засечкой, обращённой внутрь круга, подразумевает, что в спектакле каждое движение и каждая произнесённая фраза пропитаны
югэн
;
четвёртый круг
дзорин
(«круг форм»), внутри которого располагается пейзаж, показывает, что актёр обитает среди всего существующего;
пятый круг
харин
(«круг взрыва»), разбитый слегка выходящими за границы восемью диагоналями на сегменты, символизирует прорыв к просветлению;
шестой круг
курин
(«круг пустоты»), визуально аналогичный первому, констатирует, что когда актёр достигает совершенства, он тем самым возвращается к началу.
Дзюрин
Сюрин
Дзюурин
Дзорин
Харин
Курин
«Одна росинка» же в представлении Компару — вопрошающий дух, изображаемый в виде меча. По словам доктора искусствоведения Н. Г. Анариной, «эти казалось бы отвлечённые построения Дзэнтику имели огромную практическую важность. Они указывали, как и трактаты Дзэами, современникам и потомкам, что актёр должен не только освоить технические навыки ремесла, но развиться духовно, воссоединиться с силами и энергиями Абсолюта и показать это зримо в спектакле»
.
Примечания
, с. 202—203, 211.
, pp. 127—131.
, с. 202—204.
Литература
Книги
Анарина Н. Г.
История японского театра. Древность и средневековье: сквозь века в XXI столетие. —
М.
: Наталис, 2008. — 336 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-8062-0290-2
.
Ortolani B.
. — Princeton University Press, 1995. — 375 p. —
ISBN 0-691-04333-7
.
Pinnington N. J.
Traces in the way: michi and the writings of Komparu Zenchiku. — Cornell University, 2006. — 274 с. — (Cornell East Asia series). —
ISBN 978-1-933947-02-0
.
Thornhill A. H.
Six Circles, One Dewdrop: The Religio-Aesthetic World of Komparu Zenchiku. — Princeton University Press, 1993. — 232 с. —
ISBN 978-0-691-07352-1
.
Статьи
Nearman M. J.
The Visions of a Creative Artist. Zenchiku's Rokurin Ichiro Treatises :
[
англ.
]
// Monumenta Nipponica. — Токио : Sophia University, 1995. — Vol. 50, № 2. — С. 235—261. —
doi
:
. —
JSTOR
.
Nearman M. J.
The Visions of a Creative Artist. Zenchiku's Rokurin Ichiro Treatises. Part 2 :
[
англ.
]
// Monumenta Nipponica. — Токио : Sophia University, 1995. — Vol. 50, № 3. — С. 281—303. —
doi
:
. —
JSTOR
.
Nearman M. J.
The Visions of a Creative Artist. Zenchiku's Rokurin Ichiro Treatises. Part 3 :
[
англ.
]
// Monumenta Nipponica. — Токио : Sophia University, 1995. — Vol. 50, № 4. — С. 485—521. —
doi
:
. —
JSTOR
.
Nearman M. J.
The Visions of a Creative Artist. Zenchiku's Rokurin Ichiro Treatises. Part 4 :
[
англ.
]
// Monumenta Nipponica. — Токио : Sophia University, 1996. — Vol. 51, № 1. — С. 17—52. —
doi
:
. —
JSTOR
.