Interested Article - Дрожжефобия

Сухие быстродействующие дрожжи

Дрожжефо́бия , дро́жжи-уби́йцы — распространённая в России с начала 2000-х годов теория заговора о вреде для здоровья дрожжей , являющаяся частью движения нью-эйдж и опровергаемая многими экспертами.

Теория заговора

Первые упоминания дрожжефобии можно найти в книге американских пропагандистов сыроедения Юджина и Молли Грисволд Кристиан, вышедшей в 1904 году, где авторы пишут о процессе подъёма теста в результате «инфицирования» дрожжами и сравнивают дрожжи с червями . Дрожжефобия получила распространение в России в начале 2000-х годов . Вероятно, первый текст на эту тему появился в 2000 году в газете « АиФ — здоровье »: это была статья журналиста В. Волкова «Дрожжи- киллеры », в которой со ссылкой на «американских учёных» утверждалось, что дрожжи вызывают рак .

Теорию заговора поддерживают православные фундаменталисты , считающие, что «термофильные дрожжи» выращиваются на костях людей и животных и что они изобретены « гитлеровцами » как биологическое оружие для уничтожения русского народа . Сторонниками теории заговора являются пропагандист холистической медицины А. Савёлов-Дерябин , председатель Союза борьбы за народную трезвость В. Жданов , певица Жанна Бичевская . Дрожжефобию поддерживают различные внеконфессиональные «духовные искатели» . Тексты и видео о вреде дрожжей размещались на сайтах и форумах неправославных религиозных групп: буддистов , славянских неоязычников , последователей рейки , а также на сайте фирмы « Mary Kay » . Обычные сторонники теории заговора, опрошенные журналистом интернет-издания Lenta.ru , утверждают, что продвигать дрожжи выгодно фармакологическому бизнесу, что это часть войны, которую ведёт против человечества « золотой миллиард » .

Критика

Доктор технических наук, профессор кафедры технологии хлебопекарного и макаронного производств Московского государственного университета пищевых производств Ирина Матвеева в интервью газете « Московская правда » сообщила, что «термофильных дрожжей», о которых говорят сторонники теории заговора, не существует . Она подчеркнула, что приготовить бездрожжевой хлеб невозможно, поскольку дрожжи находятся на поверхности муки . В том же интервью член-корреспондент Российской академии наук , профессор кафедры биологии почв факультета почвоведения МГУ Иван Чернов объяснил, что непекарские дрожжи могут поражать организм с ослабленным иммунитетом и вызывать грибковое заболевание кандидоз , но при производстве хлеба такие патогенные дрожжи не используются . Авторы статьи в журнале «Пищевая промышленность» считают, что информацию о дрожжах-убийцах и «хлебном геноциде » распространяют неквалифицированные блогеры , которые вводят в заблуждение потребителей пищевых продуктов .

Анализ

Социальный антрополог Жанна Кормина видит в дрожжефобии проявление культуры недоверия, то есть комплекса страхов по отношению к государству и связанным с ним институтам (наука, медицина, образование, СМИ) . В этой культуре недоверия есть религиозные мотивы, но разговоры «не столько о посмертном спасении души, сколько об изменении качества жизни здесь и сейчас» характерны, скорее, для движения нью-эйдж, чем для представителей церкви . Социальный антрополог Юлия Андреева видит в страхе перед дрожжами (и ГМО ) пример того, как идеи нью-эйдж проникают в традиционные религии . Доктор философских наук Александр Прилуцкий рассматривает «опасность дрожжевого хлеба» в ряду с другими теориями заговора, не имеющими прямого отношения к религии (« вред от прививок » и т. п.), сторонники которых считают, что ведут войну с самим антихристом , а поэтому рациональные разоблачения на них не действуют . Против дрожжефобии выступают уже и некоторые православные священники .

Примечания

  1. .
  2. , с. 149.
  3. , с. 152.
  4. , с. 143.
  5. , с. 144, 147—148.
  6. , с. 157.
  7. , с. 159—160.
  8. , с. 148.
  9. , с. 164.
  10. .
  11. .
  12. , с. 31.
  13. , с. 145.
  14. , с. 168.
  15. , с. 410.
  16. , с. 269.
  17. .
  18. .

Литература и ссылки

  • Андреева Ю. О. // Религия и история: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–22 апр. 2017 г.. — Минск: Издат. центр БГУ, 2017. — С. 407—411 .
  • Ефанов А. «Дрожжи-убийцы»? // Предрассудки вместо веры? Откуда берутся околоцерковные суеверия. — М. : Даниловский благовестник, 2013. — С. 223—229. — 273 с.
  • Карпов М. . . Lenta.ru (16 июля 2018). Дата обращения: 28 февраля 2019. 17 июля 2018 года.
  • Кормина Ж. В. // Независимая газета. — 2017. — 2 февраля.
  • Кормина Ж. В. // Антропологический форум. — 2015. — № 27 . — С. 142—175 .
  • Обухов М. О ереси «дрожжефобии» // Предрассудки вместо веры? Откуда берутся околоцерковные суеверия. — М. : Даниловский благовестник, 2013. — С. 232—235. — 273 с.
  • Обухов М. М. // Православный медицинский сервер. — 2018.
  • Прилуцкий А. М. // Вестник РХГА. — 2016. — № 3 . — С. 264—270 .
  • Серова Е. // Московская правда. — 2006. — 1 декабря. 7 июня 2018 года.
  • Третьяк Л. Н., Явкина Д. И., Куприянов А. В. // Пищевая промышленность. — 2017. — № 4 . — С. 30—35 .
Источник —

Same as Дрожжефобия