Розо
- 1 year ago
- 0
- 0
Фьютекс ( англ. futex , сокращение от англ. fast userspace mutex) — низкоуровневый легковесный примитив синхронизации , на основе которого реализуются другие примитивы и механизмы, такие как мьютексы , семафоры и условные переменные . Также фьютексы могут участвовать и в организации более сложных механизмов синхронизации, таких как барьеры и блокировки чтения-записи , позволяя одновременно пробуждать группу задач. Изначально был представлен в ранних версиях ядра Linux 2.5 . Позднее практически идентичный примитив был реализован и в ядре Windows .
Впервые появились в ядре Linux версии 2.5.7, стабилизация семантики закончилась в версии 2.5.40 [ источник не указан 1579 дней ] .
Разработаны Уберту Франке (Hubertus Franke) (из исследовательского центра IBM им. Томаса Ватсона), сотрудниками технологического центра IBM по Linux Мэттью Кирквудом (Matthew Kirkwood) и Расти Расселом, а также разработчиком в компании Red Hat Инго Молнаром (Ingo Molnar).
Фьютекс представляет собой выровненное целое в общей памяти (для нескольких процессоров) в пользовательском пространстве и очередь ожидания в пространстве ядра . Для организации фьютекса требуется, по крайней мере, одна страница памяти , отображённая в адресное пространство каждого из участвующих во фьютексе процессов. Системные вызовы предназначены только для потоковых библиотек пользовательского пространства и только в виде команд ассемблера .
Разделяемое целое может быть увеличено или уменьшено на единицу за одну ассемблерную инструкцию. Процессы, «завязанные» на этот фьютекс, ждут, когда это значение станет положительным. Все операции с фьютексами практически полностью проводятся в пользовательском пространстве (при отсутствии соперничества ), соответствующие функции ядра задействуются лишь в ограниченном наборе спорных случаев. Это позволяет повысить эффективность использования синхронизирующих примитивов, поскольку большинство операций не использует арбитраж, а значит, и избежать использования относительно дорогостоящих системных вызовов ( англ. system calls).
Сходным образом оптимизированы объекты CRITICAL_SECTION в Win32 API , а также FAST_MUTEX в ядре Windows .